Вариант 2 в модификации Т. А. Барышевой

«Художественный вариант» методики графических символов. Вместо абстрактных и простых графических моделей (круг, квадрат, треугольник, зигзаг) предъявляются эмоционально-содержательные стимулы, которые зафиксированы как графические универсальные «архетипы» (рис. 1).


Рис. 1

В качестве стимула могут быть использованы также фрагменты графических и живописных произведений художников-профессионалов.

Такие эмоционально-экспрессивные художественно выразительные стимулы в большей степени стимулируют творческую активность детей.

Показатели креативности и способы обработки данных можно проводить аналогично варианту 1 методики «Эскизы».



Основные показатели уровня развития способности к преобразованиям

Разнообразие (легкость) преобразований - количественная характеристика. Этот показатель определяется подсчетом различных вариантов (образов, понятий в зависимости от характера теста) и подсчетом способов преобразований (средства, элементы и комплексы языка и т. д.) и количеством существенных (смысловых) и дополнительных деталей, с помощью которых осуществляются преобразования.

Индекс по данному показателю высчитывается следующим образом:


где QP - индекс преобразований; x - количество вариантов; xa - количество использованных способов преобразований; xb - количество существенных деталей; у - количество заданий.

Степень преобразований - данный показатель определяет качество преобразований и оценивается по пятибалльной шкале.

· 1 балл - нет преобразований;

· 2 балла - элементарная комбинаторика, механическая «перетасовка» элементов без изменения смысла, «вариации» по типу элементарного дополнения («дополняющий повтор»);

· 3 балла - смысловая комбинаторика (вариативность), комбинирование элементов, переформулирование с несущественным изменением смысла;

· 4 балла - трансформация на уровне элементов, структурные преобразования;

· 5 баллов - инверсивность, необратимость преобразований, принципиально новая структура - высшая степень преобразований, преобразования на уровне и элементов, и целого.

Источник:

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: