Процедура проведения и регистрации результатов

Исследование субъективной оценки

межличностных отношений ребенка (СОМОР)

 

Семаго Наталья Яковлевна

Семаго Михаил Михайлович

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Методическое пособие

 

Методика была создана в 1982-1985 гг. по аналогии с тестом Рене Жиля [22] и используется авторами в практической работе с детьми на протяжении всего времени практической деятельности. Только за период апробации методики (1982-1990 гг.) было проведено порядка 2000 исследований детей г. Москвы и Московской области. Методика была апробирована в Московском городском Центре патологии речи и нейрореабилитации на детях с психогенными речевыми нарушениями (дисгармоничное развитие интропунитивного типа) и иными нарушениями речи, а также в психолого-педагогическом центре «Строгино» СЗАО и Комплексе социальной помощи детям и подросткам МКО (в рамках деятельности психолого-медико-педагогических консультаций, консультативном приеме детей с различными видами отклоняющегося развития) [77, 80, 85]. С помощью данной методики было обследовано более 550 детей с нарушениями межличностной коммуникации у детей с дисгармоничным и искаженным развитием (с верифицированными психиатрическими диагнозами, характеризующими процессуальные и психогенные заболевания, в том числе специфические для детского возраста нарушения поведения и эмоций). Методика использовалась для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития (более 60 наблюдений в динамике) [80].

Методика представляет собой гораздо более гибкую и менее формализованную систему подачи вопросов, с опорой на схематические изображения, без жесткого распределения «ролей» на самих стимульных материалах, чем это представлено в методике Р.Жиля. Таким образом, получаемый спектр ответов ребенка оказывается более вариабелен, а сама методика становится значительно более проективной, индивидуализированной, компактной и простой в применении и интерпретации, чем аналогичные методики исследования межличностных отношений. В отличие от методики Р. Жиля, она может быть использована при работе с детьми неполных семей, детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, социальных приютах и в других подобных учреждениях.

Методика разрабатывалась, в первую очередь, для целей индивидуального обследования ребенка. Присутствие родителей, педагогов, воспитателей или других детей при проведении методики не рекомендуется. Очень показательно проведение исследования с одним и тем же ребенком до и после психологически ориентированных коррекционных мероприятий (групповой или индивидуальной, семейной психотерапии и т.п.) для оценки эффективности проведенной работы.

Целью исследования с помощью данной проективной техники является оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета и примерного перечня вопросов (см.: Процедура проведения). Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и самого задания (наш опыт показывает, что дети с легкой степенью тотального недоразвития (легкой умственной отсталостью) справляются с заданиями методика начиная с 7-8-летнего возраста).

Возрастной диапазон использования. Методика СОМОР предназначена для исследования детей в возрасте от 4 до 10-11 лет.

 

Процедура проведения и регистрации результатов

Необходимо, чтобы предваряющая работу с ребенком беседа с родителями или педагогами, в которой они высказывают свое мнение о самом ребенке, его семье и отношениях внутри семьи и коллектива сверстников, проводилась без присутствия ребенка. Желательно не обсуждать с ребенком непосредственно перед работой состав его семьи или характерологические качества его педагогов или воспитателей.

 

Задаваемые ребенку вопросы подаются в форме доверительной беседы, когда контакт с ребенком уже установлен, не имеют жесткой формализации и учитывают возрастные, социокультурные и иные особенности ребенка.

 

При работе с методикой от ребенка не требуется развернутого рассказа, что существенно облегчает выполнение задания. Ценность представляет и тот факт, что в ситуации отказа (или невозможности) дать вербальный ответ, можно просто указать позицию тех или иных персонажей на тестовом бланке. В свою очередь, это должно быть отмечено психологом в соответствующем разделе регистрационного бланка.

Порядок предъявления рисунков и подачи вопросов жестко не закреплен, и психолог может изменять последовательность предъявления рисунков и вопросов в удобном для ребенка или логики исследования порядке.

Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться через достаточно небольшой промежуток времени (в течение 30-45 дней).

 

Порядок предъявления изображений

и примерный перечень вопросов к ним

1. Перед ребенком помещается лист 1.

Инструкция А. «Посмотри, здесь нарисован стол и стулья вокруг него. Представь себе как бы сели вокруг этого стола:

а) члены твоей семьи;

б) другие близкие тебе люди;

в) твои друзья;

г) где бы сел ты сам» (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

Для детей младшего школьного возраста возможен другой, более «закрытый» вариант инструкции.

Инструкция 1 А. «Как бы ты сам рассадил вокруг этого стола:

а) свою семью;                                               

б) других близких тебе людей;

в) твоих друзей;

г) где бы ты хотел сидеть сам» (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 1) специалист отмечает место, предназначаемое тому, или иному лицу, включая самого ребенка, а также порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные или речевые реакции ребенка, его реплики и т.п.

Примечание. Достаточно значимым является представление ребенка о родителях как о семейной паре, то есть необходимо отметить, как «расположены» мама и папа относительно друг друга (для представлений на листах 1, 2).

 

2. Перед ребенком помещается лист 2.

Инструкция Б. «Представь себе, что у вас есть такой большой дом. В этом доме целых восемь комнат» (в этот момент удобно бывает провести пальцем или карандашом по «комнатам», а младшим детям объяснить, что мы смотрим на дом как бы сверху).

 

Инструкция продолжается: «Окна этих комнат (показываются соответствующие комнаты на плане) выходят на солнечную сторону (в сад), а окна этих (показываются соответствующие комнаты,) - в густой и темный лес. Как бы ты поселил в этом доме:

а) членов своей семьи;

б) других близких тебе людей;

в) твоих друзей;

г) где бы ты хотел жить сам (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

 

«Где хотели бы жить в этом доме:

а) члены твоей семьи;

б) другие близкие тебе люди;

в) твои друзья;

г) где бы жил ты сам» (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 2) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, включая самого ребенка, а также порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые реакции ребенка, его реплики и т.п.

Примечание. Опыт показывает, что дети чрезвычайно редко располагают родителей в одной комнате. Расположение родителей в разных комнатах (хотя и рядом) является нормативным.

 

3. Перед ребенком помещается лист 3.

Инструкция В. «Здесь нарисован двор, в котором гуляют дети (в этот момент нужно объяснить, что кружки - это головы детей или взрослых, а мы смотрим, «как бы сверху»). Инструкция продолжается: «Покажи:

а) где тут находишься ты (где твоя голова);

б) кто рядом с тобой».

Далее вопросы задаются в зависимости от того, где ребенок обозначил себя. Целесообразно спросить также:

в) где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д) кто из детей находится в самом центре (внимания);

е) где бы ты хотел находиться» и т.п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 3) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе и себе, там же отмечается порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые реакции ребенка, его реплики и т.п.

 

4. Перед ребенком помещается лист 4 (для детей дошкольного возраста лист 4А).

Инструкция Г. «Посмотри, здесь нарисована дорога от остановки до школы (для листов 4а, 5а тема школы, соответственно, заменяется темой детского сада). Представь, что ты идешь в школу (детский сад). Покажи:

а) где тут находишься ты или где твоя голова;

б) кто рядом с тобой.

Далее вопросы задаются в зависимости от того, где ребенок обозначил себя.

Целесообразно спросить также:

в) где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д) кто из детей находится впереди всех;

е) кто самый последний;

ж) где бы ты хотел находиться» и т.п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 4) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе и себе. Там же отмечается порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые реакции ребенка, его реплики и т.п.

 

5. Перед ребенком помещается лист 5 (для детей дошкольного возраста лист 5А.)

Инструкция Д. «Посмотри, а здесь нарисована дорога, наоборот, от школы до остановки. Представь, что ты идешь из школы домой после уроков (для листов 4а, 5а тема школы также заменяется темой детского сада). Возможны модификации вопросов (после праздника в школе (в детском саду), после родительского собрания и т.п.).

Инструкция продолжается: «Покажи:

а) где тут находишься ты или где твоя голова;

б) кто рядом с тобой.

 

 

Далее вопросы задаются в зависимости от того, где ребенок

обозначил себя. Целесообразно спросить также:

в) где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д) кто из детей находится впереди всех;

е) кто самый последний;

ж) где бы ты хотел находиться и т.п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 5) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе и себе. Там же отмечается порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые реакции ребенка, его реплики и т.п.

 

6. Листы 4а и 5а отличаются от листа 4 и листа 5 тем, что вместо школы схематично изображен детский сад. Однако, это не означает, что листы 4, 5 не могут быть показаны детям старшего дошкольного возраста. Напротив, именно таким образом может быть определена мотивационная сторона готовности к самому процессу похода в школу, или страх перед школой. При этом можно осторожно расспросить ребенка о причинах такого ответа.

Процедура предъявления и регистрации реакций и ответов ребенка для листов 4а, 5а - аналогичны процедуре, описанной для листов 4, 5.

 

 

7. На листе 6 не изображено ничего. При этом ребенка просят подумать и рассказать:

а) кого бы он мог здесь представить (желательно, чтобы перечень значимых людей не превышал 9-10 человек);

б) в какой ситуации это могло бы произойти;

в) происходило ли это на самом деле (пусть даже это очевидный вымысел);

                                          

г) где тут сам ребенок и какую роль в ситуации он играет (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей) и т.п.

На регистрационном бланке в разделе, посвященном листу 6, в этом случае фиксируется практически все, включая различные поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, вегетативные проявления (покраснение или побледнение, потливость рук и т.п.). Процедура регистрации результатов аналогична процедуре регистрации для предыдущих листов методики.

Если ребенок очень хочет нарисовать то, что он представил, - это не возбраняется сделать на отдельном листе, при этом продукция ребенка может быть проанализирована, в том числе, и в проективном ключе.

Примечания. В тех случаях, когда ответ ребенка не совсем ясен или настораживает, следует корректно расспросить ребенка, не показывая при этом своей обеспокоенности или заинтересованности. До конца проведения работы не следует углубляться в анализ отношений ребенка с называемыми лицами, чтобы не фиксировать его внимание на отдельных личностях, не критиковать высказывания ребенка о них.

 

Анализируемые показатели

• характеристики эмоционально-личностных отношений с другими людьми (матерью, отцом, обоими родителями вместе, братьями и сестрами, в том числе с учетом их возраста, бабушками и дедушками, друзьями/подругами, учителем/воспитателем или другими авторитетными для ребенка взрослыми). Данные показатели рассматриваются как в плане предпочтения, так и отвержения оцениваемых лиц;

• эмоционально-личностные характеристики самого ребенка (любознательность, стремление к доминированию в группе сверстников, стремление к общению с другими детьми, отгороженность от других детей или взрослых, отвержение самого себя, стремление к уединению, социальная адекватность поведения, в том числе вынуждаемое социально одобряемое поведение);

• характеристики мотивационно-волевой сферы, в том числе показатели ведущей мотивации (игровой, учебной, познавательной, соревновательной).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: