Глубины бессознательного

Архетипы

Психика — очень сложная штука. Приблизитель- но 40 000 000 000 клеток мозга, каждая из которых обладает тысячами связей: нейронная сеть неимовер- ной сложности; человек еще не скоро поймет, как она работает.

Психика хостится на этой сверхсложной биома- шине, и где-то в ее дебрях, помимо огромного коли- чества служебных «программ», связанных с физиоло- гией, «выполняется» обширный набор программ, на- зываемый «сознанием»: пачка обслуживающих пото- ков — они интерпретируют сигналы, пришедшие от органов чувств, следят, чтобы сознание не оказалось перегруженным информацией, отсеивая слабый сиг- нал (механизм, называемый «порогом сознания» или

«цензором»); механизм «действия», который преобра- зует намерения в сложный набор нервных импульсов, приводящих в движение мышцы; речевые мыслитель- ные потоки – внутренний голос или голоса, внут- ренний диалог; образные потоки — картинки, зву- ки из памяти или воображаемые/компилированные образы, мыслеформы; чувственный, эмоциональный

 

 

173


 

фон — самовосприятие нейронной сети своего состо- яния (возбужденное, подавленное, защитное и т.д.); еще множество вещей можно отнести к осознавае- мой части психики. Некоторые «программы» лучше осознаются, некоторые хуже, это зависит и от функ- ции «программы» (например, процесс пищеварения не осознается совершенно, хотя может; процесс дыха- ния можно сделать осознаваемым и управлять им; на процесс серцебиения повлиять напрямую не удастся) и от того, находится ли поток в поле сознания.

На понятии поля сознания стоит задержаться и объяснить его подробнее. Психика, как уже было сказано, устроена очень сложно, но приблизительно (крайне приблизительно) представить ее себе можно в виде шарика неоднородной жидкости, который ви- сит в пустоте. Вещество похоже на жидкие кристал- лы — постоянно играет, меняет структуру в зависи- мости от сигналов снаружи и внутренних процессов. Поле сознания — это лучик света, который подсвечи- вает небольшую часть этой сферы. Процессы, попав- шие в светлое пятно, видны хорошо; процессы, иду- щие рядом или чуть глубже оказываются в полутени; там же, куда лучик не дотягивается, кромешная тьма бессознательного, что там происходит — неизвестно. У лучика несколько режимов работы (у созна-

ния — несколько состояний):

 

1. Концентрированный свет — яркое пятно: кон- центрация, сознательная деятельность, сужение


 

сознания (соответствует бета-ритму мозга);

2. Рассеянный свет — большая площадь охвата, но слабая освещенность: медитация, гипноти- ческое состояние, дрема, полусон, сновидение, ОС, расширение поля сознания (соответствует альфа-ритму мозга);

3. Луча нет — кромешная тьма: полное отсутствие сознательности, смерть, фаза глубокого сна (со- ответствует дельта-ритму мозга).

 

Это очень простая классификация, более строгую можно найти в трудах физиологов.

Первый режим — обычное сознательное бодрство- вание.

Второй режим — отладочный. Поскольку психи- ка — сложный механизм, а чем сложнее механизм, тем чаще он ломается, то нужны средства, чтобы его ремонтировать; особенно тщательно нужно бе- речь процессы сознательные, потому что это новей- шее достижение природы. Средств, как защитных, так и восстановительных, у психики предостаточно (шаманские ритуалы, религиозные практики, медита- ция, гипноз, различные виды терапии, с применени- ем веществ и без). Одним из самых доступных лю- бому человеку средств для отладки внутренних ба- гов являются сновидения. Через них осуществляет- ся компенсаторное воздействие на сознание, отправ- ка сигналов бессознательного, отчеты о внутренней


 

неосознаваемой работе по обработке жизненного опы- та, репорты об ошибках и проблемах и много чего еще. ОС позволяют более осознанно подойти к ана- лизу проблем, избежать примитивной, животной ре- акции, первобытного страха, привнести в сумеречный мир без границ и очертаний рассудок и логику, вы- страивать внутренний «плацдарм» — более-менее ре- алистичную площадку (комнату, дом) для облегчения внутреннего путешествия.

Третий режим — обслуживающий или восстано- вительный. Сознание полностью выключается, мозг отдыхает от мыслительной деятельности, работает на

«пониженных оборотах», обработчики памяти запи- сывают свежую инфу и т.д. Однако это не значит, что бессознательное бездействует.

Возвращаясь к аналогии с подсвеченным жидко- кристаллическим шариком, психику можно разделить на три зоны:

 

1. Сознательная часть, самая яркая;

2. Затенённая часть, осознаваемая частично, под- сознательная  часть;

3. Кромешная темнота — бессознательное.

 

Как уже было сказано, в психике присутствует огромное количество условных потоков обработки/вы- дачи информации, большая часть которых не осозна- ется. Группы этих потоков образуют комплексы (не


 

в отрицательном смысле, а в иерархическом). Наибо- лее осознаваемая группа потоков отождествляется с сознанием.

Назревает вопрос: если сознание в самом деле только часть психики, то что же таится там, в бессо- знательном?

Во-первых, память. Огромное количество инфор- мации, даже не преодолевшей порог сознания, береж- но записывается. Забытая естественным образом или намеренно информация, комплексы разной степени сложности, от простеньких идей, до нуменозных об- разов. Самые глубинные и многогранные комплексы назвали Архетипами. Что такое Архетип?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, придет- ся еще порассуждать на тему структуры психики.

Во-первых, само бессознательное можно разделить на «личное» — личная память вне поля сознания, си- стемы конденсированного опыта (термин Грофа, вве- денный им в «Данных исследований ЛСД»), подав- ленные, забытые воспоминания и т.п., и «коллектив- ное» — вместилище первообразов, присущих всем людям (и, наверняка, высшим животным тоже).

 

Коллективное бессознательное содержит в себе все духовное наследие эволюции человечества, возрождаемое в структуре моз- га каждого индивидуума. Сознательный ум (mind) — это эфемерный феномен, кото- рый выполняет все провизорные адапта-


 

ции и ориентации, и по этой причине его функцию лучше всего сравнить с ориенти- ровкой в пространстве. Напротив, бессо- знательное служит источником инстинк- тивных сил души (psyche), а также форм или категорий, их регулирующих, то есть архетипов. Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически, к архетипам. Это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не со- ставляют исключения из этого правила. В своём нынешнем виде они представляют собой варианты архетипических представ- лений, созданные посредством их созна- тельного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усво- ении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира внутри нас в зримую реальность.

К. Г. Юнг «Структура души»

 

Во-вторых, если рассмотреть устройство мозга, лег- ко обнаружить, что в нем присутствуют как системы очень древние, которые можно найти и у первых хор- довых, так и сравнительно современные, например, кора мозга. И если сознательная деятельность связа- на с современными подсистемами мозга, то бессозна-


 

тельная и, особенно, коллективная его часть больше связаны с более древними подсистемами. Древний человек, у которого еще не было выраженного крити- ческого сознания, поскольку не было развито подхо- дящих структур в мозге, мыслил более примитивно. Не существовало очевидного теперь нам разделения на внешние процессы и внутренние, поэтому важные внутренние и внешние события при их многократном повторении запечатлелись в виде базовых первопред- ставлений, неких матриц восприятия. Например, вос- ход/заход солнца, цикл день/ночь древним челове- ком трактовались как проявление божественных сил  и со временем мифологизировались, как и многие другие вещи; такие понятия, как «мать», «отец», «сын»,

«семья», «любовь», «герой», «бог», «душа», «солнце»,

«луна», «дерево» и т.д., их великое множество — все они закрепились архетипически.

Проявление, действие и значимость этих образ- ных базовых структур трудно переоценить. Напри- мер, математика обязана своим появлением осозна- нию философами древности архетипических образов числа, пустоты, вечности, бесконечно большого и бес- конечно малого. Знаменитый миф о герое, тянущий- ся корнями к солярному мифу и архетипическому за- креплению солнечного каждодневного цикла, исполь- зуется до сих пор в кино и литературе. Современ- ная вариация мифа о герое обычно выглядит так: неудачник получает супер-силу, справляется с про- блемами и становится счастлив. Архетипический об-


 

раз диссоциации личности, первобытный страх «поте- рять душу» сегодня выражается в идее массого пси- хоза, когда множество людей теряют сознательность, что проявляется в многочисленных произведениях про зомби, которые пользуются бешеной популярностью. И так как эти образы встречаются повсеместно, они очень сильны.

Архетип — это форма, идея, матрица, кристал- лическая решётка для бессознательного содержания. С некоторыми из этих образов наверняка встретится каждый, кто занимается ОС. Я постараюсь дать крат- кую характеристику наиболее часто встречающимся архетипическим образам и посоветую, как себя вести при встрече.

 








Тень

Тот, кто смотрит в зеркало вод, ви- дит прежде всего собственное отражение. Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться. Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы ни- когда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актерской личиной. Зеркало указывает на наше подлинное лицо. Тако- ва проверка мужества на пути вглубь, про- ба, которой достаточно для большинства, чтобы отшатнуться, так как встреча с са- мим собой принадлежит к самым неприят-


 

ным. Обычно всё негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловле- но по крайней мере личностное бессозна- тельное. Тень является жизненной частью личностного существования, она в той или иной форме может переживаться. Устра- нить ее безболезненно — с помощью дока- зательств либо разъяснений — невозмож- но. Подойти к переживанию Тени необы- чайно трудно, так как на первом плане оказывается уже не человек в его целост- ности; Тень напоминает о его беспомощ- ности и бессилии.

К. Г. Юнг «Архетип и символ»

 

Встреча с Тенью практически гарантирована, если заниматься снами достаточно долго.

Это набор мыслительных потоков, воспоминаний, которые мы сами в себе подавляем и не принима- ем. Постепенно накапливаясь, эти потоки формируют сравнительно автономный неосознаваемый комплекс психики, который способен доставить немало хло- пот. Обычно образы Тени отличаются по уровню осо- знанности. Если теневые процессы слабо осознаются, то Тень обычно проявляется в виде насекомых: жу- ков, пауков, личинок; того, что вызывает страх или


 

неприязнь у человека. Еще один пример — змеи. При лучшей осознанности Тени, она облачается в символ какого-либо дикого и хищного животного: собака, волк, тигр, кабан и т.п. На самой высокой степени осознанности Тень обычно представляется человеком того же пола, что и сновидец, вызывающим множе- ство негативных эмоций.

Задача сновидца — интегрировать Тень, прими- риться с нею, то есть с самим собой, принять самого себя и понять свои недостатки. От Тени не нужно убегать или прогонять ее, нужно понять и обнять, помириться. Звучит это довольно просто, но на деле оказывается, что сделать это весьма сложно. Тут как раз и приходят на помощь ОС, посредством которых человек интегрирует бессознательный материал более конструктивно.

 



Анима/Анимус

Анима — это олицетворение всех про- явлений женственного в психике мужчи- ны: таких как смутные чувства и настро- ения, пророческие озарения, восприимчи- вость к иррациональному, способность лю- бить, тяга к природе и — последнее по по- рядку, но не по значению — способность контакта с подсознанием.

М. Л. фон Франц «Процесс инди- видуации. Общая схема духовного роста»


 

Сильные наполнения архетипа встречаются доволь- но редко, но тем сновидцам, кто испытывает большие проблемы при общении с противоположным полом, наверняка предстоит пообщаться с этими мощными проявлениями  бессознательного.

Так же, как и Тень может иметь стадии осознан- ности.

 

Первую стадию лучше всего символи- зирует образ Евы: чисто инстинктивные и биологические связи. Вторую стадию мож- но наблюдать в образе Елены в «Фаусте». Она олицетворяет романтический и эсте- тический уровень, которому еще присущи черты сексуальности. Третья стадия пред- ставлена Девой Марией — образом, подни- мающим любовь (эрос) до вершин духов- ной преданности. Четвертый тип симво- лизирует Сапиенция — высшая мудрость, превосходящая высшие святость и чисто- ту. Другим символом этого уровня явля- ется образ Суламифи в Песне Песней Со- ломона.

М. Л. фон Франц «Процесс инди- видуации. Общая схема духовного роста»

 

Анима — архетип жизни и смерти, смысла жиз- ни и ее непрекращающегося движения и бурления. Для жизни нет добра и зла и она имеет как со-


 

зидательное, так и разрушительное начала, поэтому встречается как в положительных образах (женщина- проводник, советчица), так и в отрицательных (ведь- ма, русалка, суккуб и т.п.). Намеренно искать встре- чи во сне с такими сильными явлениями не стоит, потому что могут вызвать панический страх, по срав- нению с которым страх перед Тенью покажется несе- рьезным.

Как Анима является архетипом женственности в мужчине, Анимус является архетипом проявлением мужского в женщине.

 

В точности как анима, анимус прохо- дит через четыре стадии развития. На пер- вой он знаменует простую физическую си- лу, например, как чемпион по легкой ат- летике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет ини- циативу и способность планировать свои действия. На третьей — анимус представ- ляет «слово», зачастую реализуясь в каче- стве профессора или религиозного деяте- ля. Наконец, в четвертой — анимус стано- вится воплощением смысла. На этом выс- шем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придает жен- щине духовную твердость, невидимую внут- реннюю поддержку, что компенсирует ей


 

внешнюю мягкость.

М. Л. фон Франц «Процесс инди- видуации. Общая схема духовного роста»

 

Так же, как Анима, является одним из самых сильных образов в психике, символизирующих ин- теллект и твердость ума. И так же, как Анима, имеет положительные и отрицательные проявления.

 




Самость

Редко встречается, но если встретится достаточ- но сильный символ или образ, запомнится на всю жизнь.

Самость — архетип духовной, психической целост- ности, просветления, высшей осознанности. Часто вы- ступает в роли советчика и подсказчика. Своим по- явлением стабилизирует психику. Может проявлять- ся чисто символически — камень, мандала, шарик, крест с центральной симметрией и т.п.

 

Если индивидуум достаточно серьезно и долго боролся с проблемой анимы (или

анимуса) и добился прекращения отождеств- ления с ними части своей личности, под- сознание вновь изменяет характер своего влияния и выступает в новой символиче- ской форме, представляющей Самость —


 

глубочайшее ядро психики. В сновидени- ях женщин этот центр обычно олицетворя- ется верховным женским образом — свя- щеннослужительницей, волшебницей, ма- терью-землей или богиней природы и люб- ви. У мужчин он проявляется как чело- век, посвящающий в тайные образы или их хранитель (индийский гуру), мудрый старец, дух природы и т. д.

М. Л. фон Франц «Процесс инди- видуации. Общая схема духовного роста»

 

* * *

Тут же стоит сделать важное замечание: доволь- но часто сновидцы, поверхностно ознакомившись с Юнгом, начинают видеть архетипы повсюду, то есть впадают в то, что сам Юнг называл архетипическим редуцированием и от чего частенько предостерегал. Как уже не раз говорилось, шанс столкнуться с пер- сонифицированным архетипом во сне или ОСе очень мал, и, уж поверь мне, такое ты точно ни с чем не спутаешь.

В то же время, для удобства в треде при описании символов своих снов/осознанных сновидений персо- нажи и предметы, имеющие отношение к тому или иному архетипу, помечаются, собственно, как сам ар- хетип. Вообще, это не лишено определённого смысла, ведь в основе всех комплексов лежит архетипическая основа, но это не значит, что какая-нибудь мелкая


 

бага, связанная, скажем, со страхом темноты, пред- ставляет собой в ОСе «глубокую» Тень. Несомненно, в этой баге могут быть те или иные архетипические грани, но будет большой ошибкой принять лишь вер- хушку айсберга за всю его скрытую от взора громаду. Если процитировать одного из персонажей осозняши из треда, то звучит это примерно так: «Я не Анима, но достаточно близка к ней, чтобы через меня ты мог к ней обращаться». Nuff said.

 



Либидо и Мортидо

Итак, многие слышали краем уха такой термин, как «Либидо», правда, ассоциируют его исключитель- но с еблей, но об этом ниже. Так вот, есть ещё такая штука, как Мортидо, об этих двух крайне важных понятиях в нашей психике и пойдёт речь.

Давайте сначала дам определения обоих этих слов. Либидо — стремление созидать. Его высшее про-

явление — создание ребёнка.

Мортидо — стремление разрушать. Высшее про- явление — убийство.


 

Но есть пара крайне интересных нюансов: обе эти вещи могут быть направлены как вовне (рожде- ние ребёнка/убийство человека), так и вовнутрь (со- вершенствование себя/самоубийство). Важно понять, что бороться с этими вещами бесполезно, их можно представить как две постепенно заполняющиеся шка- лы в РПГ, необходимо постоянно их «сливать» куда- либо, потому что иначе, если одна из них заполнится полностью, будет пиздец (тяжёлые психические рас- стройства, срывы, самоубийство и т.д.), понятное де- ло, что «слив» этих шкал происходит бессознательно и может принимать причудливые формы.

То есть, не надо понимать всё буквально, то же Мортидо вовне может выражаться как скандалы с ближними, пакости знакомым, необоснованная НЕ- НАВИСТЬ к чему-либо. Вовнутрь оно принимает, например, формы курения, алкоголизма, запускания своего внешнего вида и гигиены.

Либидо вовне может принимать форму творчества, рисования, созидания. А вовнутрь будет выглядеть, как работа над собой, например, занятие в спортзале. Это всё крайне тесно переплетается с комплексами, моделями восприятия и т.д. То есть, важно понимать, что Либидо и Мортидо это не что-то отдельное, это части огромного и сложного механизма под названи- ем «психика человека».

Думаю, если кто-то досюда дочитал, то рядом уже имеется небольшая кучка кирпичей. Возникнет за- кономерный вопрос: «А что делать-то?». А почитать


 

историю, например. Какой культ был в древности и сохранился до сих пор? Вот не поленитесь, подумайте минут 5–10, а потом читайте ниже.

А разгадка проста: сохранился культ умения сра- жаться. На том же многомудром Востоке, например, до сих пор карате, ушу и прочие школы — это не просто «как бить в зубы», это целая философия, хотя сейчас мало кто понимает «Зачем им все эти выебо- ны?».

В любом народе умение сражаться всегда было одним из самых главных. Более того, например, те же боксёры в обычной жизни крайне спокойные и уравновешенные люди. Вы никогда не задавались во- просом «Почему?».

Я долгое время занимался рукопашным боем, и самые лютые новички это как раз-таки те, кого при- нято называть «ботаниками». Если такой решает прий- ти на занятие, то первые полгода он занимается с таким рвением и яростью, что никому и не снилось (Кстати, забавно, у нас даже есть такая фраза как

«выпустить пар». Теперь её смысл более понятен, да?). Так что совет очевиден — спорт, тащемта. В идеа-

ле бокс или другое боевое искусство. Тут сразу рвут- ся на части оба зайца: и Мортидо (надавать по морде партнёру), и Либидо (тренировки по самосовершен- ствованию). Хотя, конечно, не стоит на этом зацик- ливаться. Если подумать, то можно много каких спо- собов и занятий себе найти.

Напоследок попрошу вспомнить о достаточно из-


 

вестном персонаже (прямо-таки архетип) в кино/иг- рах/аниме/книгах — солдат, умиротворённо выстру- гивающий фигурку из дерева.

Получилось немного пафосно, по-моему, и навер- ное немного не в тему, но думаю, будет полезно. И не надо забывать, что через ОСы с этими вещами можно работать напрямую.

 




Инстинкты

Инстинкты связаны с подсознательным. Чем боль- ше и свободнее с ним связь, тем больше они дают плюшек.

Окей, яркие примеры пользы в наши дни: Общаешься с тян, второе свидание, вдруг понима-

ешь, что её надо поцеловать — вот это сигнал подсо- знательного, потом ты или целуешь её, она радуется, ибо это было вовремя и всё у вас хорошо, или начи- наешь думать что «Да как так можно, это же второе свидание, а если она меня оттолкнёт? А если она обидится?». В результате фейл.

Второй пример — решение задач. Кто тут зани- мается расчётами и математикой, например? Быва- ло, что решаете что-то, и ВНЕЗАПНО сам приходит в голову ответ? Это откуда, по-вашему, он пришёл? Именно из подсознания, так как «ему» решить эту ерунду — плёвое дело, ресурсов мозга хватает чтобы


 

целые миры генерировать, а тут какие-то циферки, фи...

Так вот, можно представить связь между созна- нием и подсознанием в виде «канала»: чем он шире, тем больше мы воспринимаем полезных подсказок из него. Расширение как раз и происходит при занятиях ОСами.

Вот это можно отчасти обозвать «инстинктами». Да-да, это очень грубо говоря, конечно, но пользы-то больше чем от «осознанности». Получается, IRL нам её надо меньше, а во сне больше. Ну и вспоминаем мою статью про палку с колечком.

 

 

Хехехе! На самом деле, это хитрый наёб и игра терминов. Чем сильнее ты будешь «удерживать» свою осознанность, тем сложнее тебе будет осознать свои действия и мысли.

Ладно, я понял, ещё пример: вот ты с кем-то спо- ришь, внимательно акцентируешь внимание на каж- дом своём доводе, осознанно выбираешь аргументы, контраргументы, следишь за мимикой и сдерживаешь себя, чтобы не сорваться на этого идиота, который с тобой не согласен. Это — осознанность, точнее, вот та «плохая» осознанность.


 

А нужно просто чуть отпустить контроль, рассла- биться и взглянуть на себя со стороны. Тогда сразу всё станет понятнее и, как правило, смешнее.

Это как бесконечная гонка: ты куда-то бежишь, что-то делаешь, носишься, волнуешься и пробуешь увеличить осознанность внутри этой круговерти, а нужно просто выйти из неё и взглянуть со стороны.

В настольный теннис играл? Если напрягаться и думать о каждом ударе, то скорее всего просрёшь. А если расслабиться и играть инстинктивно, то выигра- ешь. Примерно понял, что я хочу сказать? Это очень сложная тема, да, не уверен, что я до конца понятно объяснил.

Так вот. Собственно, что может быть плохого от чрезмерной осознанности?

Помнишь, я писал про то, что если в ОСе долго смотреть на что-то, то выкинет? Тут нечто похожее: если чрезмерно усилить контроль за собой и за внеш- ним миром, то рано или поздно таблица так же начи- нает «течь», причём делает это крайне ВНЕЗАПНО. Например, в один не очень прекрасный день смот- ришь на стул, а видишь какую-то непонятную хуиту, да и на улице вместо домов какой-то пиздец стоит. Это, собственно, известное расстройство психики, за- был, правда, как называется, которое происходит от умственного перенапряжения.

Важно понять, что «видишь» ты в основном «моз- гом», это как в компьютерной игре. Есть некий набор команд, который подключает спрайт стены, напри-


 

мер, а если спрайт с изображением стены удалить, то что будет отображаться? Стена на месте, но как её увидеть ты не знаешь. Итого — чрезмерный кон- троль приводит к нервному срыву.

 




О комплексах

Вполне нормальное явление, я видел за свою жизнь только одного человека, который уничтожил все свои комплексы, он приобрел очень ясное и... даже не знаю как сказать, чистое мышление; с ним очень при- ятно общаться, но человека он уже напоминает сла- бо. Меня это, честно говоря, немножко пугает, хотя, может, со временем я и поменяю свою точку зрения.

Собственно, они так не зря называются, их об- разование — естественный процесс; кроме того, ком- плексы бывают разной глубины: то, что человек пони- мает, что «Я боюсь собак, так как одна меня в детстве покусала, но вот одеть ватник и побороть свой страх, сразившись с уличной шавкой мне лень и ссыкотно»


 

это не комплекс, это тьфу просто, серьёзные комплек- сы очень нелогичные и монструозно-огромные, они закладываются обычно в детском возрасте, когда бы- товая логика ещё не утвердилась. Ну, вот пример, с которым лично сталкивался:

Жила-была одна тян, любила всем помогать, брать на себя обязательства и вообще прямо социоблядь. Всё бы хорошо, но в подавляющем количестве случа- ев как-то для неё всё кончалось плачевно, то ли из-за взятых обязательств терпела неудачу, то ли ещё чего похлеще.

Вот, кажется: ну не везёт человеку, да? Вроде та- кая активная, предприимчивая, а вот так всё склады- вается.

Я в то время как раз изучал очень плотно Юнга и иже с ним, ну и предложил помочь, мол, может это с чем-то связано? Поначалу, конечно, засмеялась, мол, мне не везёт просто, при чём тут комплексы? Но всё-таки согласилась. Полгода я с ней занимался, и забегая вперёд скажу, что теперь у неё всё хорошо, нашла себе наконец парня, окончила учебное заве- дение с отличием и больше во всякие «гадости» не попадает.

А было там вот что: когда тян была совсем ма- ленькой, отец часто приходил домой и бил её мать или ругался с ней. Девочка всё это видела, но дальше была следующая картина: на следующий день, когда отец был на работе, к матери приходили её подружки и утешали её.


 

Так сформировался дикий комплекс: «Если мне будет плохо — то меня будут утешать».

Отсюда и все проблемы. Когда она это осознала (через жуткие истерики и плач; я её вой буду пом- нить до конца жизни; наверное, такие вещи очень сложно доставать из глубин своего разума), то пер- вые её слова были «Какая же я дура, блять!».

Потом она рассказала, что сразу стало видно, по- чему она совершала те поступки, которые приводили к печальным последствиям: она знала что так будет, точнее чувствовала, но всё равно делала, даже не за- думываясь, почему.

Вот это — плохой комплекс. А всё остальное — это чих. И подобные гадости есть у всех, вот с ними- то можно и нужно бороться в ОСе, это намного лег- че, чем работа IRL.

Что до комплексов, ставших качествами, так это из серии «Я рос бедным, меня это заебало, больше я бедным не буду, пойду в бизнес». Ну и что? Ему это помогает, он знает свою мотивацию, молодец и няша, вперёд и с песней.


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: