Наличие воли отличает человека от животных, поведение которых ученые называют полевым (лишенным какого-либо волеизъявления). Понятие воли подразумевает сознательную организацию и регуляцию личностью своей жизни, сознательную постановку целей и изыскание способов достижения этих целей.
Развитие качеств личности происходит по мере взросления каждого из нас, то есть волевые черты характера не являются врожденными.
Богатый спектр проявления личностной воли составляют:
• решительность – способность оперативно определять цели и эффективно действовать в условиях повышенного риска;
• целеустремленность – уверенное достижение желаемого, способность положить все силы и средства на то, чтобы добиться цели;
• смелость – умение побеждать страх даже при наличии реальной опасности;
• настойчивость – упорное доведение начатого дела до конца, неотступность в достижении поставленной цели;
• дисциплинированность – добровольное подчинение своего поведения к общепринятым нормам и правилам;
|
|
• выдержка – способность волевым решением отказываться от того, что может препятствовать реализации намеченных планов;
• самостоятельность – способность принимать решения и действовать в одиночку, без оглядки на мнение окружающих.
Развитие волевых качеств личности
Следует учитывать, что интенсивность проявления волевых черт в характере зависит от темперамента человека: по натуре холерики и сангвиники более предрасположены к открытому волеизъявлению, чем флегматики и меланхолики. На проблемы все люди реагируют по-разному: это зависит от силы и скорости психических реакций их нервной системы. Но нельзя забывать и том, что волевая личность формируется в результате приобретения личного опыта.
Вот, что нужно делать для того, чтобы сознательно развить в себе волю и лидерские способности:
1. Заниматься несколькими видами деятельности, разносторонне развиваться.
2. Предъявлять к себе высокие требования.
3. Быть последовательным в любых своих действиях.
4. Приучать себя к дисциплине, намечая себе дела, которые должны быть выполнены во что бы то ни стало.
5. Заниматься спортом, стремясь к физическому совершенству.
6. Развивать в себе здоровую самокритику.
7. Бороться с малодушием.
8. Читать биографии людей, добившихся в жизни успеха.
Практика показывает, чем чаще человек ставит перед собой цели и всеми силами старается добиться их, тем более волевой и уверенной личностью он становится.
Подведем итог занятия (5 мин).
Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?
Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).
|
|
Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.
Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь!
Перешагните, люди, через грусть!
Вы улыбнулись, значит все в порядке.
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой!
И не важны возраст или внешность,
Цвет волос — все это ерунда.
Ведь не ростом меряется нежность,
И не в сантиметрах — доброта.
Разрушить всегда легче, чем построить.
Обидеть легче, чем простить,
И врать всегда удобней, чем поверить,
А оттолкнуть намного проще, чем любить!
Привыкайте счастливыми быть!
От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости!
Благодарю студентов за работу, активное участие.
Здоровья, благополучия, счастья, улыбок, настроения!
Упражнение «Дерево настроения», с целью рефлексии.
Уч-ль: Я вас попрошу повесить на «Дерево настроения» яблоко, которое отражает ваше настроение в конце урока.
Красное яблоко – очень хорошее настроение.
Желтое яблоко – хорошее настроение.
Зеленое яблоко – грустное настроение.
Подведение итога.
Уч-ль: Давайте подведем итог. С какими эмоциями вы познакомились?
Уч-ся: Перечисляют эмоции.
Уч-ль: Что такое культура поведения? Культура эмоций и чувств?
Уч-ся: называют понятия.
Домашнее задание: § 3, стр.26-34.
В заключение предлагаю пройти интересный тест, который поможет вам определить уровень вашей эмоциональной агрессивности (Приложение). Для этого возьмите лист бумаги и напишите цифры вопросов от 1 до 35, напротив отмечайте вариант ответа («ДА» +, «НЕТ» -). Ответив на все вопросы теста, внимательно прочитайте алгоритм расчета.
Приложение
ТЕСТ ЭМОЦИЙ (ТЕСТ БАССА-ДАРКИ В МОДИФИКАЦИИ Г.В.РЕЗАПКИНОЙ)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА: Диагностика различных форм агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).
ТЕСТ
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
|
|