Дополнительная литература

 

Гобозов И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. 2008. № 2.

Альтюсер Л. Просто ли быть марксистом в философии? // Философские науки. 1990. № 7.

Котельников М.Е. Маркс и XXI век // Вопросы философии. 2008. № 11.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1974.

Рокмор Т. Открытие Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000. № 4.

Деррида Жак. Призраки Маркса. М., 2006.

Длугач Т.Б. Маркс: вчера и сегодня // Вопросы философии. 2014. № 2.

Альтюсер Луи. За Маркса. М., 2006.

Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. 2-е изд. Т. 42. Ч. 2. или Из ранних произведений. М., 1956.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. или Избр. соч.: в 9 т. Т. 2.

Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. 2002. № 2,3.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произведения: в 5 т. Т. 1. М., 1956.

Семенов В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Философские науки. 2009. № 6.

Умер ли марксизм (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1990. № 10.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.        

Тема 9. Основные направления философии XIX–XX веков (2 часа)

 

Позитивизм и неопозитивизм. Актуальные философско-методологические проблемы: роль знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природа и функция математизации и формализации знания.

Постпозитивизм. Понятие «критический рационализм». Фальсификационизм и антикумулятивизм Поппера. Принцип «фаллибилизма». Способ выдвижения гипотез. Метод проб и ошибок. Концепция научных революций Куна. Понятия научного сообщества и научной парадигмы. Понимание истины у Куна.

Герменевтика. Основные проблемы: герменевтический круг, традиция, авторитет, языковость и др. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания. Герменевтика как одна из форм современного иррационализма и антисциентизма.

Иррационалистическая философия. А. Шопенгауэр. Учение о воле. С. Кьеркегор.

Ф. Ницше и философия жизни. Экзистенциализм. Основные экзистенциалы: экзистенция, присутствие, одиночество, время, страх, свобода, man, заброшенность, пограничная ситуация.

Фрейдизм и неофрейдизм. Проблема соотношения биологического и социального.

Постмодернизм.

 

Семинар «Основные направления философии Запада

Середины XIX – XX вв.» (2 часа)

 

     1. Иррационалистические школы в философии второй половины XIX –нач. XX вв.:

    а) А. Шопенгауэр. Учение о воле. С. Кьеркегор.

    б) Ф. Ницше и философия жизни;

    в) французский и немецкий экзистенциализм.

2. Фрейдизм и неофрейдизм.

3. Герменевтика и основные этапы ее развития.

4. Рационалистические школы в философии XIX – XX вв.:

    а) позитивизм и неокантианство;

    б) неопозитивизм и постпозитивизм;

    в) структурализм и его эволюция.

5. Религиозная философия XX века.

6. Постмодернизм как философия.

 

Дополнительные вопросы

 

1. Основные принципы классической философии.

2. В чем смысл критики классической философии? Исчерпывает ли интеллект все содержание человеческого духа?

3. В чем состоит основная идея работы А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление»?

4. Что такое воля в трактовке Шопенгауэра?

5. Какие средства предлагает Шопенгауэр для того, чтобы подавить волю к жизни и избавиться от бесконечной цепи вожделений и разочарований?

6. Чем отличается пессимизм Ницше от пессимизма Шопенгауэра?

7. Что означает фраза «Бог умер» в философии Ницше?

8. За что Ницше проклинает христианство?

9. Что такое сверхчеловек и какой новой моралью он руководствуется?

10. Справедливо ли утверждение, что Ницше был идеологом фашизма?

11. Бессознательное, считал З. Фрейд, не стало в классической философии, психологии, медицине предметом анализа. Виной тому – культ разума, сознания. Прокомментируйте эту мысль Фрейда.

12. Какую роль играют понятия «вытеснение» и «сублимация» в концепции Фрейда?

13. Существование предшествует сущности – основная идея всех экзистенциалистов. Что это означает?

14. Чем объясняют экзистенциалисты феномен тотального одиночества человека?

15. В чем смысл учения экзистенциалистов о свободе?

16. В чем особенность первой, классической стадии позитивизма?

17. Что объединяет концепции развития науки Т. Куна и И. Лакатоса?

18. Понять «Другого». Что это означает с точки зрения герменевтики?

19. Социально-политическая философия Франкфуртской школы. Репрессивная культура и одномерный человек.

20. Эрих Фромм – быть или иметь?

21. Постмодернистская антропология.

 

Вопросы для докладов и дискуссий

 

1. Позитивизм преодолен в теории. Но преодолен ли он в эмпирической жизни?

2. Обсудить доклад на тему «Учение Шопенгауэра о воле. Жизнь между страданием и скукой».

3. «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть, презирая ее», – писал А. Камю. Как вы понимаете эту мысль Камю?

4. Что такое герменевтический круг?

5. «Понять другого…Эта песня безумно долга», – писал известный русский писатель В. Трифонов. Почему?

 

Темы рефератов

 

1. С. Кьеркегор и М. Хайдеггер.

2. Критика классической философии в XX веке.

3. А. Шопенгауэр. Жизнь между страданием и скукой. Освобождение путем аскезы.

4. Ф. Ницше. Воля к власти как конституирующий принцип бытия.

5. Критика культуры в философии Ф. Ницше. Проблема нигилизма.

6. Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке. Критика морали и христианства.

7. Понятие жизни и теория эволюции А. Бергсона.

8. Понятие жизни и переживания у В. Дильтея.

9. З. Фрейд: сознание, бессознательное и поведение человека.

10. Учение о психологических типах и коллективном бессознательном К. Юнга.

11. Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени.

12. Сущность феноменологического метода Гуссерля.

13. Проблема бытия и человека в философии М. Хайдеггера.

14. Человек и история в философии К. Ясперса.

15. Учение о свободе в философии Ж.-П. Сартра.

16. А. Камю. Бунт против абсурда бытия.

17. Философский смысл романа «Чужой» и повести «Падение» А. Камю.

18. Проблема языка и мира в современной герменевтике.

19. Уроки герменевтики. Как понять «другого»?

20. Творчество О. Конта. Конт о науке и философии.

21. Э. Мах как физик и философ.

22. Принцип верификации и его роль в науке и философии.

23. Философия науки К. Поппера и ее место в развитии западного науковедения.

24. Образы науки в современной философии науки.

25. Л. Витгенштейн – человек и мыслитель.

26. Парадигмы Т. Куна и логика развития науки.

27. Эволюционистские теории в современной религиозной философии. Тейяр де Шарден.

28. Современные внеконфессиональные религиозные школы.

 

Основная литература

 

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.            

Реале Дж, Антисери Д. Западная Философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

История философии: Запад–Россия–Восток (книга четвертая: Философия XX в.). М., 1999.

Введение в философию: учебное пособие для вузов / Авт. коллектив: И.Т. Фролов и др. М., 2004.

История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. СПб., 1997.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: