Западники и славянофилы. Спор о путях развития России и его современное наполнение. Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).
Историософия Константина Леонтьева.
Вл. Соловьев. Мистико-максималистская проповедь «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.
Бердяев Н.А. – представитель персонализма и экзистенциализма. Учение о свободе. Творчество, преодолевающее отчуждение и внеположенность объектов человеку. Конфликт между личностью и объективацией – главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.
«Конкретная метафизика» П. А. Флоренского.
|
|
Русский философский космизм конца XIX – начала XX веков (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).
Семинар «Русская философия XIX – XX вв.» (2 часа)
1. Спор западников и славянофилов и его историческое значение. Русская идея и современная политика.
2. Русский религиозный идеализм.
3. Русский космизм.
4. Концепция личности и истории. Спор анархистов и государствен-ников.
Дополнительные вопросы для обсуждения
1. Назовите известных писателей, разделявших идеологию славянофильства или западничества.
2. Что означают введенные А.С. Хомяковым термины «иранство» и «кушитство»?
3. Славянофилы не любили власть и считали ее грехом. Почему в таком случае они были сторонниками самодержавной, неограниченной монархии?
4. Почему славянофилы считали реформы, проведенные Петром Великим, изменой России?
5. Что такое, с точки зрения славянофилов, русская «коммунитарность»?
6. Н.А. Бердяев говорил, что славянофилы писали об идеальном самодержавии, идеальном православии и идеальном народе. Можно ли на этом основании назвать их романтиками?
7. А.С. Хомяков писал о русской истории: «Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной». Как вы думаете, совместимо ли такое мнение о России с патриотизмом?
8. Какие два идейных направления сложились в русском западничестве и какова их историческая судьба?
|
|
9. Охарактеризуйте отношение А.И. Герцена к социализму.
10. Почему философию В.С. Соловьева называют философией всеединства?
11. Охарактеризуйте три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософию, теократию и теургию.
12. В чем смысл проекта Н.Ф. Федорова, который был назван проектом всеобщего спасения?
13. Что имел в виду Н.А. Бердяев, когда писал, что Н.Ф. Федоров рационализирует тайну смерти, не чувствует «в ней темного жала греха»?
14. Чем отличается космизм В.С. Соловьева и космизм Н.Ф. Федорова?
15. Кто представляет естественно-научную тенденцию в русском космизме?
16. Два полюса – любовь и ненависть к власти породили в России государственников и анархистов. Опишите генезис этих двух мировоззренческих позиций.
Контрольная по теме «Русская философия»
Вариант 1
1. Каковы особенности русской философии, делающие ее самобытным идейным образованием?
2. Что такое русская идея и существует ли она в современной России?
3. Истоки славянофильства. Идеи «Москвы как Третьего Рима» инока Филофея и славянского единства Юрия Крижанича.
4. П.Я. Чаадаев писал о России: «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Прокомментируйте это высказывание Чаадаева и дайте ему личную оценку.
Вариант 2
1. Пристальное внимание к судьбе России, ее исторической миссии – особенность русской философской мысли. Чем это объясняется?
2. Если можно говорить о русском национальном характере, то каковы его черты?
3. Чем обосновывали славянофилы противоположность Запада и России и предпочтение России?
4. Какова историческая эволюция славянофильства и западничества в России? Можно ли считать большевиков западниками?
Подготовить и обсудить доклады:
1. Трудно ли быть русским?
2. «Богочеловечество» В.С. Соловьева – рациональная идея или утопия и мистика?
Темы рефе
Темы рефератов:
1. Истоки русского мессианизма. Идея «Москва – Третий Рим» инока Филофея. Идея славянской федерации в трудах Ю. Крижанича.
2. Н.А. Бердяев об особенностях русского национального характера.
3. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на полити-ческую жизнь России.
4. А.И. Герцен как писатель и философ.
5. Философские аспекты творчества В.Г. Белинского.
6. Творчество П.В. и И.В. Киреевских.
7. А.С. Хомяков – поэт и философ.
8. Русская историософия в творчестве К.Н. Леонтьева.
9. Модель истории в философии Н.Я. Данилевского. Россия и Европа.
10. Религиозная философия В.С. Соловьева.
11. Влияние философии В.С. Соловьева на русский символизм.
12. Творчество П.А. Флоренского.
13. Н.А. Бердяев о свободе личности и смысле творчества.
14. Политическая концепция И.А. Ильина. Судьба идеи монархизма в России.
15. Русский космизм и учение о ноосфере.
Основная литература
Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.
История философии: Запад – Россия – Восток (книга третья: Философия XIX – XX вв.). М., 1998.
Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.
Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
История русской философии. М., 2002.