Тема 7. Русская философия XIX – XX вв. (2 часа)

Западники и славянофилы. Спор о путях развития России и его современное наполнение. Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).

Историософия Константина Леонтьева.

Вл. Соловьев. Мистико-максималистская проповедь «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.

Бердяев Н.А. – представитель персонализма и экзистенциализма. Учение о свободе. Творчество, преодолевающее отчуждение и внеположенность объектов человеку. Конфликт между личностью и объективацией – главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

«Конкретная метафизика» П. А. Флоренского.

Русский философский космизм конца XIX – начала XX веков (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).

Семинар «Русская философия XIX – XX вв.» (2 часа)   

 

1. Спор западников и славянофилов и его историческое значение. Русская идея и современная политика.

2. Русский религиозный идеализм.

3. Русский космизм.

       4. Концепция личности и истории. Спор анархистов и государствен-ников.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

 

1. Назовите известных писателей, разделявших идеологию славянофильства или западничества.

2. Что означают введенные А.С. Хомяковым термины «иранство» и «кушитство»?

3. Славянофилы не любили власть и считали ее грехом. Почему в таком случае они были сторонниками самодержавной, неограниченной монархии?

4. Почему славянофилы считали реформы, проведенные Петром Великим, изменой России?

5. Что такое, с точки зрения славянофилов, русская «коммунитарность»?

6. Н.А. Бердяев говорил, что славянофилы писали об идеальном самодержавии, идеальном православии и идеальном народе. Можно ли на этом основании назвать их романтиками?

7. А.С. Хомяков писал о русской истории: «Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной». Как вы думаете, совместимо ли такое мнение о России с патриотизмом?

8. Какие два идейных направления сложились в русском западничестве и какова их историческая судьба?

9. Охарактеризуйте отношение А.И. Герцена к социализму.

10. Почему философию В.С. Соловьева называют философией всеединства?

11. Охарактеризуйте три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософию, теократию и теургию.

12. В чем смысл проекта Н.Ф. Федорова, который был назван проектом всеобщего спасения?

13. Что имел в виду Н.А. Бердяев, когда писал, что Н.Ф. Федоров рационализирует тайну смерти, не чувствует «в ней темного жала греха»?

14. Чем отличается космизм В.С. Соловьева и космизм Н.Ф. Федорова?

15. Кто представляет естественно-научную тенденцию в русском космизме?

16. Два полюса – любовь и ненависть к власти породили в России государственников и анархистов. Опишите генезис этих двух мировоззренческих позиций.

Контрольная по теме «Русская философия»

Вариант 1

 

1. Каковы особенности русской философии, делающие ее самобытным идейным образованием?

2. Что такое русская идея и существует ли она в современной России?

3. Истоки славянофильства. Идеи «Москвы как Третьего Рима» инока Филофея и славянского единства Юрия Крижанича.

4. П.Я. Чаадаев писал о России: «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Прокомментируйте это высказывание Чаадаева и дайте ему личную оценку.

                        

Вариант 2

1. Пристальное внимание к судьбе России, ее исторической миссии – особенность русской философской мысли. Чем это объясняется?

2. Если можно говорить о русском национальном характере, то каковы его черты?

3. Чем обосновывали славянофилы противоположность Запада и России и предпочтение России?

4. Какова историческая эволюция славянофильства и западничества в России? Можно ли считать большевиков западниками?

 

Подготовить и обсудить доклады:

1. Трудно ли быть русским?

2. «Богочеловечество» В.С. Соловьева – рациональная идея или утопия и мистика?

                                      Темы рефе

Темы рефератов:

1. Истоки русского мессианизма. Идея «Москва – Третий Рим» инока Филофея. Идея славянской федерации в трудах Ю. Крижанича.

2. Н.А. Бердяев об особенностях русского национального характера.

3. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на полити-ческую жизнь России.

4. А.И. Герцен как писатель и философ.

5. Философские аспекты творчества В.Г. Белинского.

6. Творчество П.В. и И.В. Киреевских.

7. А.С. Хомяков – поэт и философ.

8. Русская историософия в творчестве К.Н. Леонтьева.

9. Модель истории в философии Н.Я. Данилевского. Россия и Европа.

10. Религиозная философия В.С. Соловьева.

11. Влияние философии В.С. Соловьева на русский символизм.

12. Творчество П.А. Флоренского.

13. Н.А. Бердяев о свободе личности и смысле творчества.

14. Политическая концепция И.А. Ильина. Судьба идеи монархизма в России.

15. Русский космизм и учение о ноосфере.

 

Основная литература

 

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.                  

История философии: Запад – Россия – Восток (книга третья: Философия XIX – XX вв.). М., 1998.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

История русской философии. М., 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: