Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Пифагор говорит о философии как о «любви к мудрости», «любви к познанию», тем самым противопоставляя философию и мудрость. Подумайте, чем отличается мудрец от философа?

2. Чем можно объяснить разнообразие философских взглядов и философских позиций? Для ответа на данный вопрос обратитесь к размышлениям известных философов:

  • «Человеческое мышление бывает более индивидуально, чем эмоции,… В познании философском познается целостное существо человека. Философия не социальна, философия персональна» (Н. Бердяев).
  • «Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху вниз, как привычные для него события и грозовые удары…» (Ф. Ницше).
  • «Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он спрашивает о философии. …Но если всякое определение философии имеет смысл только в связи с философией отдельного мыслителя, чем же, в таком случае, оправдывается употребление одного и того же термина для обозначения столь различных уклонов мысли?…Речь идет о некоторой внутренней и формальной особенности философа, как такового; но эту особенность нужно понимать не психологически, как «жизненное призвание», а – как реальное условие философствования вообще, хотя и сказывающегося, естественно, только в своем духовном осуществлении. Философом можно было бы назвать того, у кого есть орган для восприятия и реакции на бытие в целом» (Г. Зиммель).

3. Русский философ П.С. Юшкевич писал: «Философия… есть не только размышление о вещах с точки зрения «Всего», но и размышление обо «Всем» с точки зрения какой-нибудь отдельной вещи. Оба эти момента даны одновременно в том нераздельном и неразрывном переживании, каким является философское видение мира». Что Вы можете сказать о предмете и специфике философии, исходя из данного размышления?

4. Как можно прокомментировать следующие высказывания, раскрывающие особенность философского знания:

· «Да, философия – не наука. Она больше, чем наука» (Х. Ортега-и-Гассет)

  • «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний» (Г. Челпанов)
  • «Философия это спасение для человека» (М. Мамардашвили)
  • «Философия существует, пока существует человек» (К. Ясперс)

5. Как Вы думаете, можно ли говорить о философии как о «царице наук»? Почему?

6. Почему вопросы, которые интересуют философов, обозначают «вечными»?

7. Перечислите философские категории, которые вошли в понятийный аппарат современной науки.

8. Каковы, на ваш взгляд, цель и предназначение философии?

9. Можно ли согласиться с утверждением: «наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами»?

 

Тест для самопроверки

1. Какое время принято считать временем рождения философии?

1. I в.до н.э.

2. V в. до н.э.

3. VI в. до н.э.

4. I в.н.э.

5. V в. н.э.

2.  Укажите раздел философского знания, в основе которого лежит классическая теория познания

  1. философия искусства
  2. философия и методология науки
  3. социальная философия
  4. аксиология
  5. логика

 

3. Выявление фундаментальных, предельных оснований справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей является целью

  1. социальной философии
  2. философии языка
  3. гносеологии
  4. этики
  5. философии права

 

4. Укажите дословное значение слова «миф»

  1. сказка
  2. выдумка
  3. слово, сказание
  4. легенда
  5. учение

 

5. Какие из перечисленных понятий относятся к философским понятиям:

  1. температура
  2. возможность и действительность
  3. социализация
  4. материя
  5. гегемонизм

6.  Постижение только умом, недоступное чувственному познанию обозначается термином

  1. интеллигибельность
  2. абстракция
  3. идеализация
  4. рационализирование
  5. формализация

7.   Укажите наиболее точное значение понятия «метафизика»

  1. учение о бытии как таковом
  2. учение о познании
  3. науку о сверхчувственных принципах и началах бытия
  4. философское учение о человеке
  5. скрытое, неартикулированное личностное знание

8. Нерасчлененность «субъективного и объективного», антропоморфизм и панпсихизм характерны для

  1. мифологического мировоззрения
  2. научного мировоззрения
  3. философского мировоззрения
  4. религиозного мировоззрения
  5. обыденного мировоззрения

 

 

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 4-89.

Канке В.А. Философия:Учебник/ В.А. Канке. – М.:Логос, 2000. С. 4-18

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 5-27.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 5-27.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев.- Р-на-Д.: Феникс,1999. С. 13-26.

Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 5-53

 

Дополнительная литература

Библер В.С. Что есть философия// Вопросы философии – 1995. - №1.

Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии// Вопросы философии. – 2004. - №11.

Хайдеггер М. Что же такое – философия?// Вопросы философии. – 1993. - №8.

Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель/ К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.С.32-38.

Бубер М. Затмение Бога/ М. Бубер. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 346-368.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ Перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-15.

Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Амосов Н.В. Мое мировоззрение// Вопросы философии – 1994 - №9.

Лосев А.Ф. Дерзание духа/ А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 19988. С. 5-113.

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 10-11.

Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарное знание – 2008. - №5.

Преподавание философии в мире (обзор ЮНЕСКО)// Вопросы философии. – 2008. - №10.

Ко 2 реферату

Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 21-27.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, Изд-во МГУ, 2005. С. 29-70.

К 3 реферату

Философия медицины/ под ред Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 25-30; С. 38-53.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 373-379.

К 4 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 515-531.

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 27-33.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: