1. Пифагор говорит о философии как о «любви к мудрости», «любви к познанию», тем самым противопоставляя философию и мудрость. Подумайте, чем отличается мудрец от философа?
2. Чем можно объяснить разнообразие философских взглядов и философских позиций? Для ответа на данный вопрос обратитесь к размышлениям известных философов:
- «Человеческое мышление бывает более индивидуально, чем эмоции,… В познании философском познается целостное существо человека. Философия не социальна, философия персональна» (Н. Бердяев).
- «Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху вниз, как привычные для него события и грозовые удары…» (Ф. Ницше).
- «Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он спрашивает о философии. …Но если всякое определение философии имеет смысл только в связи с философией отдельного мыслителя, чем же, в таком случае, оправдывается употребление одного и того же термина для обозначения столь различных уклонов мысли?…Речь идет о некоторой внутренней и формальной особенности философа, как такового; но эту особенность нужно понимать не психологически, как «жизненное призвание», а – как реальное условие философствования вообще, хотя и сказывающегося, естественно, только в своем духовном осуществлении. Философом можно было бы назвать того, у кого есть орган для восприятия и реакции на бытие в целом» (Г. Зиммель).
3. Русский философ П.С. Юшкевич писал: «Философия… есть не только размышление о вещах с точки зрения «Всего», но и размышление обо «Всем» с точки зрения какой-нибудь отдельной вещи. Оба эти момента даны одновременно в том нераздельном и неразрывном переживании, каким является философское видение мира». Что Вы можете сказать о предмете и специфике философии, исходя из данного размышления?
|
|
4. Как можно прокомментировать следующие высказывания, раскрывающие особенность философского знания:
· «Да, философия – не наука. Она больше, чем наука» (Х. Ортега-и-Гассет)
- «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний» (Г. Челпанов)
- «Философия это спасение для человека» (М. Мамардашвили)
- «Философия существует, пока существует человек» (К. Ясперс)
5. Как Вы думаете, можно ли говорить о философии как о «царице наук»? Почему?
|
|
6. Почему вопросы, которые интересуют философов, обозначают «вечными»?
7. Перечислите философские категории, которые вошли в понятийный аппарат современной науки.
8. Каковы, на ваш взгляд, цель и предназначение философии?
9. Можно ли согласиться с утверждением: «наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами»?
Тест для самопроверки
1. Какое время принято считать временем рождения философии?
1. I в.до н.э.
2. V в. до н.э.
3. VI в. до н.э.
4. I в.н.э.
5. V в. н.э.
2. Укажите раздел философского знания, в основе которого лежит классическая теория познания
- философия искусства
- философия и методология науки
- социальная философия
- аксиология
- логика
3. Выявление фундаментальных, предельных оснований справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей является целью
- социальной философии
- философии языка
- гносеологии
- этики
- философии права
4. Укажите дословное значение слова «миф»
- сказка
- выдумка
- слово, сказание
- легенда
- учение
5. Какие из перечисленных понятий относятся к философским понятиям:
- температура
- возможность и действительность
- социализация
- материя
- гегемонизм
6. Постижение только умом, недоступное чувственному познанию обозначается термином
- интеллигибельность
- абстракция
- идеализация
- рационализирование
- формализация
7. Укажите наиболее точное значение понятия «метафизика»
- учение о бытии как таковом
- учение о познании
- науку о сверхчувственных принципах и началах бытия
- философское учение о человеке
- скрытое, неартикулированное личностное знание
8. Нерасчлененность «субъективного и объективного», антропоморфизм и панпсихизм характерны для
- мифологического мировоззрения
- научного мировоззрения
- философского мировоззрения
- религиозного мировоззрения
- обыденного мировоззрения
Основная учебная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 4-89.
Канке В.А. Философия:Учебник/ В.А. Канке. – М.:Логос, 2000. С. 4-18
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 5-27.
Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 5-27.
Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев.- Р-на-Д.: Феникс,1999. С. 13-26.
Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 5-53
Дополнительная литература
Библер В.С. Что есть философия// Вопросы философии – 1995. - №1.
Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии// Вопросы философии. – 2004. - №11.
Хайдеггер М. Что же такое – философия?// Вопросы философии. – 1993. - №8.
Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель/ К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.С.32-38.
Бубер М. Затмение Бога/ М. Бубер. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 346-368.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ Перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-15.
Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Амосов Н.В. Мое мировоззрение// Вопросы философии – 1994 - №9.
Лосев А.Ф. Дерзание духа/ А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 19988. С. 5-113.
Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 10-11.
Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарное знание – 2008. - №5.
Преподавание философии в мире (обзор ЮНЕСКО)// Вопросы философии. – 2008. - №10.
|
|
Ко 2 реферату
Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 21-27.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, Изд-во МГУ, 2005. С. 29-70.
К 3 реферату
Философия медицины/ под ред Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 25-30; С. 38-53.
Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 373-379.
К 4 реферату
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 515-531.
Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 27-33.