Семинарское занятие №2

1. Рассматривая философию Платона, нужно отметить, что философ принимает идею Сократа о возможности истинного знания и сократовоское понимание души и учение о методе познания. При этом Платон ставит вопрос о том, что подлинно существует, какова истинная природа вещей. Платон обращает внимание не на чувственно воспринимаемую данность вещи, а на ее интеллигибельно постигаемую идею (неизменную сущность), которая является общезначимой, «предписанной абсолютным образом», потому ничем не обусловлена (ни временем, ни пространством, ни материей, ни субъективной позицией человека). Этот мир сверхчувственных идей – идеальный мир, «Гиперурания». Обращаясь к теории идей, объясните, чем позиция Платона отличается от позиции досократиков. Поясните значения понятия «идея»; как соотносятся друг с другом вещь и идея?

Мир идей структурирован, иерархически организован, все идеи взаимосвязаны, а венчает этот мир идея Блага. Поясните, что такое идея Блага? Обратите внимание на то, что Платон заново определяет понятие Единого: для него Единое не есть то, что исключает множественность, Единого нет без многого и наоборот.

Созданная Платоном теория идей определила собой и теорию познания (метафорически данную в так называемом «мифе о пещере»). Органы чувств не дают возможность познания истинной сущности вещи. Познание, чистое знание связывается с душой. Душа вспоминает, «припоминает» (анамнезис) то знание, которое существуют в ней в неявном, скрытом виде. Это «припоминание» отчасти инициируется и чувственным опытом, но не определяет его. Охарактеризуйте ступени познания: мнение – эпистема - диалектика. Обратите внимание на то, как процесс познания связан с внутренним состоянием человека, почему он говорит о  необходимости внутреннего очищения человека (миф о крылатой колеснице)?

Объясните, в чем состоит значение теории идей и учения о познании Платона?

  2. Аристотель заявляет о себе как первый серьезный критик учения Платона. Подобное отношение к учителю нашло свое выражение в известной фразе Аристотеля: «Платон мне друг, но Истина – дороже». Обратите внимание на то, с каких позиций Аристотель осуществляет критику учения об идеях Платона, и каковы его аргументы; с чем связывает Аристотель процесс познания, как он смотрит на соотношение чувственного опыта и разума.

Склонность Аристотеля к систематичности и методичности, его стремление к синтезу позволили ему впервые в истории Древней Греции осуществить классификацию знаний и умений. Философское знание (как «первая философия», отличная от «второй философии» - физики) для Аристотеля, самое возвышенное из всех существующих. Это знание раскрывает «последние» причины существования всего (учение о четырех причинах); это знание дает возможность понять, при каких условиях нечто существует и может быть познано (учение о типах бытия, которое включает в себя учение о материи, форме и энтелехии, учение о категориях). Рассмотрите каждое из обозначенных учений. Что объясняет нам каждое из них, на какие вопросы отвечает? Обратите внимание, что для Аристотеля метафизика исследует не только сверхприродное бытие, но и природный мир, то есть отвечает на вопрос, чем является бытие само по себе во всех фундаментальных формах своего проявления.

3. Учение Стагирита о государстве, его этические взгляды связаны с таким понятием как «практика»/«праксис».  И политика, и этика связаны с пониманием человека как «человека-в-сообществе», который есть, прежде всего, существо разумное. Именно для реализации своей разумности человек должен жить в сообществе с другими людьми. Так разумность обосновывается в качестве основы этического и социального поведения. Какую из форм политического устройства предпочел Аристотель и почему?

Рассматривая основные идеи учений Платона и Аристотеля, необходимо объяснить, почему они могут быть охарактеризованы как «вершина» развития античной философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: