Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как Вы считаете, о какой гносеологической проблеме говорит русский философ Н.О. Лосский: «Либо возможно прямое знание оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) – источник истинного познания; либо источник познания – внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образцы) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинала, невозможно судить об истинности его отображений»?

2. Как Вы считаете, может ли процесс познания обходиться без момента творчества?

3. Может ли субъектом научного познания быть «коллективный субъект»? Приведите примеры.

4. Насколько понятие истины необходимо, если сама истина слишком проблематична в своем достижении?

5. Можно ли сравнивать между собой разнообразные виды знания на предмет их большей или меньшей истинности? Ответ обоснуйте.

6. В чем суть спора между гностиками и агностиками?

7. Поясните следующее высказывание: «Если ты знаешь, что ищешь, то зачем ищешь? А если не знаешь, то, как надеешься найти?».

8. Может ли наше тело, его строение обуславливать наше познание мира, быть фундаментальным условием познавательной деятельности человека?

9. Поясните, почему вера является неотъемлемым элементом познавательной деятельности.

10. Как бы Вы могли прокомментировать следующее высказывание известного ученого Луи де Бройля: «…человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществить свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения».

11. Согласны ли Вы с пониманием истины С. Кьеркегором: «Истина может быть только субъективной, ибо ее единственным источником является субъективное восприятие»?

12. Какой из существующих концепций истины Вы отдаете предпочтение и почему?

13. Поясните, может ли красота быть критерием истины? Что может связывать истину и красоту?

14. Можно ли согласиться с тем, что для ученого истина – это своеобразный экзистенциальный проект, а стремление к истине – трансцендирование к собственной экзистенции?

15. Поясните, почему Сократ приравнивал знание к добродетели, а Бэкон - к силе? Чем обусловлена разница в понимании сущности и значения знания?

 

Тест для самопроверки

1. Процедура мысленного разложения объекта на составные элементы, называется

  1. синтезом
  2. аналогией
  3. анализом
  4. экспликацией
  5. рефлексия

2. Относительность и субъективность человеческого познания утверждает

1. агностицизм

2. гностицизм

3. сциентизм 

4. релятивизм  

5. априоризм

3.   Практика есть конечный критерий истины по мысли

1.К. Маркса

2.И. Канта

3.Д. Юма

4.А.С. Хомякова

5.Р. Декарта

 

4. Непосредственное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта, называется ________________________.

 

5. Дословное значение понятия «интуиция»

  1. описание
  2. знание
  3. путь познания
  4. внимательное всматривание, созерцание
  5. рассуждение, довод

6.  Знание, опирающееся на разум и рассуждение, называют

  1. дискурсивным
  2. апостериорным
  3. интуитивным
  4. целостным знанием

7.  Моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мышления является особенностью ______________ познания.

8.  Автором концепции личностного знания является

1. Р. Декарт

2. М. Полани

3. А. Бергсон

4. И. Кант

5. И.В. Киреевский

9. Проблема понимания является центральной проблемой

1. герменевтики

2. позитивизма

3. феноменологии

4. философии жизни

 

10. В своей основе позиция скептицизма связана с таким философским учением, как _____________.

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 202-254; 283-344.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 446-450.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С.159-169.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2004. С. 444-493.

Философия/под ред. В.П. Кохановский. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 375-448.

Философия: учебник/под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 398-419.

Дополнительная литература

Лекторский В.А. Теория познания// Вопросы философии. – 1999. - №8.

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. – 1989. - № 3.

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. – 1990. - № 4.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы/ Б. Рассел. – К.: Ника-Центр, 2001. С.14-20; 450-463.

Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов// Вопросы философии. -2001. - №4.

Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. – 1992. - №6.

Майданов А.С. Миф как источник знания// Вопросы философии. – 2004. - №9.

Чокроборти О. Мне сказал знаток, поэтому я знаю: передача знания через свидетельство в классической индийской и современной западной эпистемологии// Вопросы философии. -2007. - №2.

Родин А.В. Рациональность и релятивизм// Вопросы философии. – 2008. - №9.

Хайдеггер М. О сущности истины/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 311-318.

Полани М. Личностное знание/Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 319-325.

Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальное измерение познавательного процесса // Вопросы философии. – 1998. - №11.

Рассел Б. Факт, вера, истина и познание/ Мир философии: Книга для чтения. – М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С.643-656.

Гейзенберг В. Выводы, касающиеся развития человеческого мышления в наше время/ Мир философии: Книга для чтения. – М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С. 583-585.

Пелипенко А.А., Хачатурян В.Н. Когнитивные истоки «магического ренессанса»// Человек. – 2009. - №3.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой// Вопросы философии. – 1996. - №5.

Митюгов В.В. Познание и вера// Вопросы философии. – 1996. - №6.

Козлова М.С. Вера и знание. Проблемы и границы// Вопросы философии. – 1991. -.№2.

Витгенштейн Л. О достоверности//Вопросы философии. – 1991. - №2.

Степаняц М.Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов// Вопросы философии. – 2007. - №2.

Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре// Вопросы философии. – 2007. - №2.

Ко 2 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 388-399.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 640-646.

К 3 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 432-441.

Гадамер Х-Г. Понимание и философствование/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С.353-357.

К 4 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 446-450.

К 5 реферату

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 594-604.

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины/ Ю.М. Хрусталев, Г.И. Царегородцев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 372-395.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: