Курсовая работа по специализации, обязательно должна содержать те же структурные части, что и на предыдущих курсах: титульный лист; план; введение; основную часть (представленную теоретической и практической главами); заключение; список использованных источников; приложения.
Требования к содержанию и оформлению таких структурных частей курсовой работы по специализации как «титульный лист», «план», «список использованных источников» и «приложение» идентичны требованиям, предъявляемых к структурным компонентам курсовых работ на 3 и 4 курсах. Исключение составляют введение, основная часть курсовой работы и заключение.
Во введении излагается актуальность проблемы с указанием степени ее разработанности, цель разработки курсового проекта, задачи курсовой работы по специализации, объект и предмет работы, ее практическая значимость.
Основная частькурсовой работы по специализации состоит из двух глав: теоретической и практической (прикладной). Теоретическая глава представляет собой определение сущности проблемы в рамках специализации. В данной главе проводится теоретический анализ литературных источников по проблеме, рассматриваемой в курсовой работе, отражается уровень разработанности проблемы в теории и практике. В конце первой главы делаются обобщающие выводы, которые отражают итоги теоретического анализа литературы.
Практическая глава курсовой работы по специализации представляет собой научно-практический проект, включающий разработку и апробацию программы мероприятий в русле практической деятельности психолога.
С учетом специализации и заявленной проблемы студент может осуществить один из предлагаемых типов научно-практического проекта:
· разработка и апробация программы тренинга;
· разработка и апробация психокоррекционного комплекса;
· разработка и апробация программы и методических материалов по психологическому просвещению;
· разработка и апробация методического пакета по психологическому консультированию.
Программа тренинга, разработанная и апробированная при выполнении курсовой работы по специализации, включает те же следующие структурные компоненты, что и на 4-м курсе: пояснительная записка, содержание тренинговой программы (5 – 6 занятий), отчет об апробации разработанной программы.
В приложении помещается эмпирический материал, полученный в результате диагностики на первом этапе разработки тренинговой программы, материалы по рефлексии участников группы, собранные после апробации программы.
Программа психокоррекционных мероприятий, разработанная и апробированная при выполнении курсовой работы по специализации, включает:
1. Пояснительную записку, содержащую следующую информацию: название комплекса, цель и задачи коррекционной работы, информация о форме работы с клиентом (индивидуальная, групповая, смешанная), контингенте и количественном составе участников коррекционной программы, о времени реализации коррекционной программы и режиме работы (частота встреч; длительность одного занятия и т.д.).
2. Диагностический блок: перечень основных диагностических методик с приложением первичного эмпирического материала, анализ результатов диагностики и заключение.
3. Установочный блок: перечень методических приемов, использованных для повышения мотивации клиента(ов).
4. Коррекционный блок: содержание коррекционной программы с указанием темы и цели каждого занятия (5-6 занятий), с описанием заданий и приложением разработанного дидактического материала.
5. Оценочный блок: психологическое или психолого-педагогическое заключение о результатах реализации коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
6. Отчет об апробации разработанной программы.
Выполненный в рамках курсовой работы по специализации проект по психологическому просвещению включает следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку с обоснованием практической значимости темы проекта по психологическому просвещению. В пояснительной записке указываются также цель, задачи выполняемого проекта, контингент (для кого предназначена), времени реализации проекта.
2. Содержание программы по психологическому просвещению с указанием темы и цели каждого занятия (5-6 занятий), с предоставлением теоретических, методических и дидактических материалов по каждому занятию.
3. Отчет об апробации разработанной программы.
Научно-практический проект по психологическому консультированию представляет собой разработку и апробацию методического «пакета» по психологическому консультированию. Осуществление данного типа научно-практического проекта подразумевает также возможность проведения студентами психологических консультаций, которая предоставляется в процессе производственной и преддипломной практик.
Выполненный проект по психологическому консультированию включает следующие структурные компоненты:
1. Введение с обоснованием практической значимости темы проекта. Во введении указываются также цель, задачи выполняемого проекта, контингент (для кого предназначен) и проблемное поле.
2. Методические материалы (методический «пакет») необходимые консультанту для проведения психологических консультаций, включающий методические и дидактические материалы, набор диагностических методик, а также техник и технических приемов.
3. Отчет об апробации проекта, включающий заполненные карты первичного приема и последующих сессий психологического консультирования, протокол сессии активного консультирования с комментариями и анализом, а именно, выделением и характеристикой наиболее важных элементов сессии. Заключение по итогам консультирования.
В заключении курсовой работы содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения разработанных материалов.
Объем курсовой работы по специализации составляет 30 страниц печатного текста, объем приложений – 10-15 страниц.