Подход к начальнику рекомендуется разучивать по разделениям на три счета.
- «делай — РАЗ» левой ногой сделать строевой шаг вперед, произведя движение руками в такт шага, и зафиксировать положение на левой ноге, руки опущены к бедрам (рис. 14,а).
- «делай — ДВА» приставить правую ногу и одновременно приложить правую руку к головному убору (рис. 14, б).
- «делай — ТРИ» руку опустить к бедру.
Разучивание подхода к начальнику можно проводить на четыре счета с движением вперед на три шага.
По команде «Подход к начальнику, по разделениям на четыре счета, с движением три шага вперед — начи-НАЙ».
- по счету «раз, два, три» сделать три строевых шага вперед.
- по счету «четыре» приставить правую ногу к левой и одновременно правую руку приложить к головному убору.
- по следующему счету «раз, два, три» руку держать у головного убора.
- по счету «четыре» опустить.
Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на четыре счета по команде «Отход от начальника, по разделениям на четыре счета — начи-НАИ».
|
|
- «делай — РАЗ» все прикладывают правую руку к головному убору и отвечают: «Есть» (рис. 15, а).
- «делай — ДВА» поворачиваются кругом (направо, налево) (рис 15, б) и приставляют правую ногу (рис. 15, в).
- «делай — ТРИ» с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю, рис. 15, г) опускают руку (рис. 15,д).
- «делай — ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу к левой (рис. 15, е). В такой последовательности упражнение повторяется под счет учителя, а потом под счет самих обучаемых. При этом совершенствуются навыки в отработке поворотов кругом, направо и налево.
Рис. 14. Подход к начальнику: а- остановка, б –доклад.
Рис. 15. Отход от начальника: а — приложить руку к головному убору; б — повернуться кругом, в —приставить ногу, г— шаг вперед, д — опускание руки, е — приставление ноги.
Когда подход к начальнику и отход от него будут по разделениям разучены, эти действия отрабатываются в комплексе. Тренировка проводится попарно.
Для привития обучаемым твердых навыков в действиях при подходе к начальнику и отходе от него рекомендуется тренировать их в обычном темпе на девять счетов. Для этого отделение выстраивается в колонну по одному с дистанцией три-четыре шага или попарно один против другого.
По команде «Подход к начальнику и отход от него, на девять счетов, с подсчетом вслух — начи-НАЙ»
- обучающиеся по первым трем счетам делают три шага вперед, начиная с левой ноги.
- по счету «четыре» одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают правую руку к головному убору.
- по счету «пять» опускают руку.
|
|
- по счету «шесть» вновь прикладывают руку к головному убору.
- по счету «семь», «восемь» поворачиваются кругом.
- по счету «девять» приставляют правую ногу к левой.
Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй начинается из развернутого одношереножного, потом из двухшереножного строя.
Учитель последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении военнослужащего в первой шеренге, во второй шеренге и в колонне. После показа он поясняет, что обучающийся, услышав свою фамилию, должен ответить: «Я», а по команде о выходе из строя ответить: «Есть»— и строевым шагом выйти из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, остановиться и повернуться лицом к строю.
При выходе из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится на свое место. При выходе обучающегося из впереди стоящей шеренги его место занимает стоящий за ним.
Из колонны по два и по три (по четыре) обучающийся выходит в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой обучающийся, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и становится на свое место. Выход производится на средину строя кратчайшим путем с поворотом в движении. Количество шагов считается от первой шеренги.
Возвращение в строй производится по команде, например, «Иванов. Стать в строй» или только «Стать в строй».
По команде «Иванов» обучающийся, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: «Я», а по команде «Стать в строй», если он без оружия или с оружием в положении «за спину», прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», делает поворот кругом, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
Если подается только команда «Стать в строй», то обучающийся, стоящий лицом к строю, прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», с первым шагом опускает руку и кратчайшим путем, идя строевым шагом, становится на свое место в строю.
Учитель разъясняет обучаемым, что выход из строя по вызову выполняется по команде «Иванов. Ко мне (бегом ко мне)».
Услышав свою фамилию, обучающийся отвечает: «Я», а по команде «Ко мне» отвечает: «Есть». Затем в зависимости от того, с какой стороны находится начальник, делает один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом (бегом) подходит (подбегает) к начальнику и докладывает о прибытии, например: «Товарищ учитель. Иванов по вашему приказанию прибыл». По окончании доклада руку опускает. Если обучающийся к начальнику подбегает, то за пять-шесть шагов до него он переходит на строевой шаг. Начальник должен сам повернуться навстречу обучающемуся, вызванному из строя, а не заставлять его заходить вперед.
При отходе от начальника для возвращения в строй обучающийся поворачивается в сторону движения и двигается в строй также строевым шагом.