Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения
Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы учителю отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строевая подготовка должна проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.
Обучение строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия.
СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ.
Для успешного усвоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.
Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
|
|
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.
Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «Отставить», по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.
Строевой расчет.
Расчет производится по команде «По порядку— РАССЧИТАЙСЬ» По этой команде расчет начинается с правого фланга: каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачивает.
Затем производится расчет на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.
Строи.
На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.
Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах (рис. 1).
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.
Указав на строй, учитель говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего объясняет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.
|
|
Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Учителю необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучающиеся, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя — расстояние между флангами.
После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает отделение в двухшереножный строй и дает его определение.
Неполный ряд
Первая шеренга
Полный ряд
Вторая шеренга
Рис.2 Двухшереножный строй
Двухшереножный строй (рис.2) — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).
Учитель предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего.
В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.
Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащие неполного ряда переходят во впереди стоящую шеренгу.
Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, учитель размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных командиром.
Походный строй (рис. 3) — подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или приказом командира.
Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделений — в колонну по четыре.
Замыкающий направляющий
Глубина строя
Рис. 3. Строй — колонна по два.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Строевая стойка.
Для обучения строевой стойке учитель обучающихся в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.
При этом обучающиеся должны видеть учителя при показе спереди и сбоку площадки. Учитель показывает первое подготовительное упражнение — «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков обуви.
|
|
Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай—РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д.
Подавая команды, учитель следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем учитель проверяет выполнение упражнения каждым обучающимся.
После одиночной тренировки можно перейти к по парной тренировке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые выполняют — к по парной тренировке — ПРИСТУПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и периодически меняет тренирующихся и контролирующих.
Затем учитель показывает второе подготовительное упражнение — приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Учитель разъясняет что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки (рис. 4, о), а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. 4, б).
Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам:
а — проверка правильности положения корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойки от положения «вольно».
|
|
Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.
При отработке второго подготовительного упражнения учитель показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы военнослужащий должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. учитель обращает внимание на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.
Отработав подготовительные упражнения, можно приступить к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ», «Петров. Шаг вперед, шагом — МАРШ» и т. д.
Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать обучающимся подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Учитель подает команду «Поднять носки, делай — РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.
Научив принимать строевую стойку по разделениям, учитель тренирует обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу— СТАНОВИСЬ» или «Отделение — СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а учитель следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок.
После того как обучаемые научатся принимать строевую стойку, учитель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».
По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование и снаряжение, негромко разговаривать.
Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение — РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.
Повороты на месте.
Учитель объясняет, что повороты на месте выполняются одиночными военнослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и передвижений.
Вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (3/8 круга).
Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.
Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета. По первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу.
Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.
Показав прием по разделениям, учитель командует: «Направо, по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА».
Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.
При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».
По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.
Разучив с отделением поворот направо по разделениям, учитель приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».
Рис. 5. Положение ног при повороте: а — направо; б — налево, в — кругом.
Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых.
При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.
Закончив тренировку в выполнении поворота направо, командир отделения сначала показывает в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета.
Изучив поворот налево, учитель переходит к изучению поворота кругом. Он показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180° (рис. 5, в).
По команде «Кругом, по разделениям, делай — РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай — ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.
Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке обучаемых в выполнении поворота кругом в целом.
При обучении повороту кругом внимательно следить за тем, чтобы обучаемый не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахивания руками.
При выполнении поворотов на месте характерны следующие ошибки:
-преждевременный поворот корпуса по предварительной команде, сгибание ног в коленях;
- размахивание руками при повороте;
- наклонение головы вниз;
- опускание груди или выпячивание живота;
- отклонение корпуса назад;
- поворот не на каблуке, а на всей ступне;
- при повороте кругом неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.
В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово выполняет приемы.