Одиночная строевая подготовка

 

Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистан­циях, с тем, чтобы учителю от­четливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строе­вая подготовка должна проводиться на спе­циально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Обучение строевым приемам с ору­жием проводится теми же методами, что и без оружия.

 

СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ.

 

Для успешного усвоения основных положе­ний Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую оче­редь знать все элементы строя, порядок вы­полнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде воен­нослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедлен­ное и точное ее выполнение.

Для отмены приема (действия) или для прекраще­ния его подается команда «Отставить», по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.

 

Строевой расчет.

Расчет производится по команде «По поряд­ку— РАССЧИТАЙСЬ» По этой команде рас­чет начинается с правого фланга: каждый на­зывает свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачи­вает.

Затем производится расчет на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.

Строи.

На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.

 

 

Строй — установленное Уставом разме­щение военнослужащих, подразделений и ча­стей для их совместных действий в пешем по­рядке и на машинах (рис. 1).

Шеренга — строй, в котором военнослу­жащие размещены один возле другого на од­ной линии.

Указав на строй, учитель говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего объясня­ет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интер­валу и ширине строя.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую воен­нослужащие обращены лицом (машины — ло­бовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту меж­ду военнослужащими (машинами), подраз­делениями и частями.

Учителю необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучающиеся, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Дистанция — расстояние в глубину меж­ду военнослужащими (машинами), подразде­лениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает от­деление в двухшереножный строй и дает его определение.

 

Неполный ряд

Первая шеренга

Полный ряд

Вторая шеренга

Рис.2 Двухшереножный строй

 

Двухшереножный строй (рис.2) — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

Учитель предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего.

В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один дру­гому. Если за военнослужащим первой ше­ренги не стоит в затылок военнослужащий вто­рой шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кру­гом военнослужащие неполного ряда перехо­дят во впереди стоящую шеренгу.

Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, учитель размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фрон­ту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных команди­ром.

Походный строй (рис. 3) — подразде­ление построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дис­танциях, установленных Уставом или прика­зом командира.

Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделе­ний — в колонну по четыре.

 

Замыкающий       направляющий

Глубина строя

Рис. 3. Строй — колонна по два.

 

Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направ­ляющему сообразуют свое движение осталь­ные военнослужащие (подразделения, маши­ны).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего во­еннослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впере­ди стоящей машины) до последней линии ма­шин (позади стоящей машины).

 

Строевая стойка.

Для обучения строевой стойке учитель обучающихся в одну шеренгу и, выйдя перед сере­диной строя, показывает, как нужно прини­мать строевую стойку.

 

 

 

При этом обучающиеся должны видеть учителя при показе спереди и сбоку площад­ки. Учитель показывает первое подготовительное упражнение — «Развертыва­ние носков по линии фронта на ширину ступ­ни». Дает возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовитель­ное упражнение, а сам следит за положением носков обуви.

Выполнение этого подготовительного упраж­нения осуществляется по команде «Носки све­сти, делай—РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д.

Подавая команды, учитель сле­дит за шириной разведения носков и указы­вает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выпол­няется под общую команду, затем учитель проверяет выполнение упражнения каждым обучающимся.

После одиночной тренировки можно перейти к по парной трениров­ке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые выпол­няют — к по парной тренировке — ПРИСТУ­ПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправ­ляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и пе­риодически меняет тренирующихся и контро­лирующих.

Затем учитель показывает вто­рое подготовительное упражнение — припод­нимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же после­довательности, как и предыдущее. Учитель разъясняет что, начиная это упраж­нение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с при­поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подо­брать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращен­ные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпу­са несколько вперед, необходимо припод­няться на носки (рис. 4, о), а затем, не изме­няя наклона корпуса, опуститься на всю ступ­ню (рис. 4, б).

Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам:

а — проверка правильности положения корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойки от положения «вольно».

 

Разучивание этого подготовительного уп­ражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развер­нуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стой­ке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения учитель показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правиль­ность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, по­смотреть вниз перед собой. При правильном положении головы военнослужащий должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. учитель обращает внимание на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, можно при­ступить к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие ко­манды, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ», «Петров. Шаг вперед, шагом — МАРШ» и т. д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе трениров­ки приказать обучающимся подняться на носки. Если строевая стойка была принята правиль­но, то все легко, без на­клона вперед выполнят команду. Можно про­верить правильность строевой стойки подня­тием носков. Учитель подает команду «Под­нять носки, делай — РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Научив принимать строевую стойку по раз­делениям, учитель тренирует обучаемых в вы­полнении приема в целом, для чего подает ко­манды, например: «Отделение, в одну шерен­гу— СТАНОВИСЬ»  или   «Отделение — СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а учитель сле­дит за их действиями и добивается устране­ния допущенных ими ошибок.

После того как обучаемые научатся прини­мать строевую стойку, учитель учит их вы­полнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».

По команде «Вольно» следует стать свобод­но, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внима­ния и не разговаривать.

По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свобод­но, поправить оружие, обмундирование и сна­ряжение, негромко разговаривать.

Закончив показ и объяснение, как выпол­няются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различ­ные построения, подавая команды, например: «Отделение — РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.


Повороты на месте.

Учитель объясняет, что поворо­ты на месте выполняются одиночными воен­нослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и пере­движений.

Вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (3/8 круга).

Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с ин­тервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в устав­ном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и пра­вом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета. По первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету крат­чайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту но­гу, в сторону которой делается поворот, с од­новременным рывком корпуса в сторону пово­рота и сильным упором на носок противопо­ложной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предвари­тельной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Показав прием по разделениям, учитель командует: «Направо, по разделени­ям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернув­шись в сторону правой руки на правом каблу­ке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгиба­ли ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы пос­ле окончания поворота носки оказались раз­вернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

При неправильном или нечетком выполне­нии элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».

По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, учитель приступает к разучи­ванию его в целом. Для этого он подает коман­ду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».

Рис. 5. Положение ног при повороте: а — направо; б — налево, в — кругом.

 

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых.

При изучении поворота необходимо обра­тить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью рез­кого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворо­та направо, командир отделения сначала пока­зывает в целом, а затем по разделениям пово­рот налево. Поворот налево также выполня­ется на два счета.

Изучив поворот налево, учитель переходит к изучению по­ворота кругом. Он показывает прием в це­лом, затем по разделениям на два счета. Да­лее поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь раз­ницей, что разворот корпуса делается на 180° (рис. 5, в).

По команде «Кругом, по разделениям, де­лай — РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай — ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развер­нуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения прие­ма по разделениям, следует перейти к трени­ровке обучаемых в выполнении поворота кру­гом в целом.

При обучении повороту кругом внимательно следить за тем, чтобы обучаемый не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахи­вания руками.

При выполнении поворотов на месте ха­рактерны следующие ошибки:

-преждевременный поворот корпуса по предварительной ко­манде, сгибание ног в коленях;

- размахивание руками при повороте;

- наклонение головы вниз;

- опускание груди или выпячивание живота;

- от­клонение корпуса назад;

- поворот не на каблу­ке, а на всей ступне;

- при повороте кругом не­полный разворот, приставление ноги не крат­чайшим путем и при этом качание корпуса.

В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово вы­полняет приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: