Движение строевым шагом

Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обу­чаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.

Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:

— тренировка в движении руками;

— тренировка в обозначении шага на месте;

— тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;

— тренировка в движении строевым шагом на два счета;

— тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 ша­гов в минуту);

Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.

 

— тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой пло­щадки;

— общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;

— прием зачетов.

Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготови­тельные упражнения.

Показав движение строевым шагом в це­лом, учитель показывает по разделениям первое подготовительное упражне­ние— движение руками (рис. 6), а затем по­дает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай— РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в лок­те, производя движение ею от плеча около те­ла так, чтобы кисть руки поднялась на шири­ну ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в пле­чевом суставе. Пальцы рук должны быть по­лусогнуты, а локоть правой руки слегка при­поднят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.

После каждого счета учитель задержи­вает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один, подает команду, например, «Ива­нов — ОТСТАВИТЬ».

После разучивания подготовительного уп­ражнения для рук по разделениям по коман­дам командира можно перейти к обучению под счет самих обучаемых. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.

Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.

 

Для отработки подготовительного упражне­ния для рук с шагом на месте учитель подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и поло­жение рук.

После усвоения правильного положения рук при шаге на месте учитель при­ступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, учитель раз­мыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько впе­ред, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттяну­тым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пят­ке левой ноги (рис. 8, б). Одновременно с ша­гом обучаемые делают движение правой ру­кой вперед, а левой назад до отказа (как бы­ло указано в первом подготовительном упраж­нении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» де­лают выдержку, устраняя в это время допу­щенные ошибки.

По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.

После отработки подготовительного упражнения на четыре счета учитель повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом —МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

 

Рис. 8. Движение строевым шагом:

а — положение перед началом движения; б — начало движения (первый шаг); в — положение по окончании первого шага.

 

Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на че­тыре счета. Затем учитель при­ступает к обучению движения строевым ша­гом с темпом 50—60 шагов в минуту с по­следующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа дви­жения строевым шагом снова перейти к дви­жению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки в выпол­нении приема в целом необходимо строго вы­держивать темп движения 110—120 шагов в минуту.

При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при дви­жении не раскачивались из стороны в сторо­ну. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.

Если обучаемый при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую.

Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165— 180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ».

При начале движения бегом с места обу­чаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега.

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полу­согнуть, отведя локти несколько назад. Ис­полнительная команда подается учителем одновременно с постановкой обучающимися левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начи­нает движение бегом с нормальной скоростью.

Для перехода с бега на шаг подается ко­манда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постанов­кой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с поста­новкой левой ноги на землю начать движение шагом.

При необходимости перейти с движения ша­гом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Учитель перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объясне­нием: шаг на месте обозначается поднима­нием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15—20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению.

Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счета. «Делай — РАЗ»— поднять левую ногу на 15—20 см от земли, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть ее поднялась выше пряжки пояса (поясного ремня) на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от тела; левой рукой — назад до отказа в плечевом суставе. По счету «Делай — ДВА» — левую ногу по­ставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бедер.

Повторяя команду, отрабатываются попе­ременно описанные положения правой и ле­вой ноги (руки). При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки. Если обучаемый при выпол­нении приемов допускает ошибки, то обучение следует продолжать до устранения отме­ченных недостатков.

Тренировка проводится по команде «На ме­сте шагом — МАРШ». При переходе с шага на месте к движению шагом одновременно с постановкой левой ноги на землю (при шаге на месте) подается команда «ПРЯМО». По этой команде обучаемый делает еще один шаг на месте и с левой ноги начинает движение полным шагом.

По команде «На месте бегом — МАРШ» обучаемый выполняет бег на месте, ставя но­ги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега.

По команде «ПРЯМО», подаваемой одно­временно с постановкой в беге левой ноги на землю, надо сделать правой ногой еще один шаг в беге на месте и с очередной постанов­кой левой ноги на землю начать бег с движе­нием вперед.

Убедившись, что большинство обучаемых правильно усвоили технику движения ша­гом и бегом, учмтель, указывая на недостат­ки отдельным обучаемым, предлагает устра­нить их во внеучебное время, а сам присту­пает к объяснению и показу выполнения прие­мов изменения скорости движения. С этой целью командир размыкает обучаемых на ин­тервал пять-шесть шагов для удобства про­ведения тренировки.

Для изменения скорости движения подают­ся команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «Ре-ЖЕ», «ПОЛША­ГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».

Чтобы принять в сторону на несколько ша­гов в строю на месте, подается команда, на­пример: «Два шага вправо (влево), шагом — МАРШ»; при этом ногу приставлять после каждого шага. Для продвижения вперед или назад, на несколько шагов подается команда, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ». По этой команде сделать два ша­га вперед (назад) и приставить ногу.

При движении вправо, влево и назад дви­жение руками не производится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: