Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:
— тренировка в движении руками;
— тренировка в обозначении шага на месте;
— тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;
— тренировка в движении строевым шагом на два счета;
— тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 шагов в минуту);
Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.
— тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой площадки;
— общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;
— прием зачетов.
Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения.
Показав движение строевым шагом в целом, учитель показывает по разделениям первое подготовительное упражнение— движение руками (рис. 6), а затем подает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай— РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
После каждого счета учитель задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один, подает команду, например, «Иванов — ОТСТАВИТЬ».
После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по командам командира можно перейти к обучению под счет самих обучаемых. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).
Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.
Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.
Для отработки подготовительного упражнения для рук с шагом на месте учитель подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.
После усвоения правильного положения рук при шаге на месте учитель приступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.
Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, учитель размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.
По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги (рис. 8, б). Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.
По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.
После отработки подготовительного упражнения на четыре счета учитель повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом —МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.
Рис. 8. Движение строевым шагом:
а — положение перед началом движения; б — начало движения (первый шаг); в — положение по окончании первого шага.
Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем учитель приступает к обучению движения строевым шагом с темпом 50—60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110—120 шагов в минуту.
При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.
Если обучаемый при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую.
Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165— 180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ».
При начале движения бегом с места обучаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега.
Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается учителем одновременно с постановкой обучающимися левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начинает движение бегом с нормальной скоростью.
Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с постановкой левой ноги на землю начать движение шагом.
При необходимости перейти с движения шагом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Учитель перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объяснением: шаг на месте обозначается подниманием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15—20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению.
Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счета. «Делай — РАЗ»— поднять левую ногу на 15—20 см от земли, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть ее поднялась выше пряжки пояса (поясного ремня) на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от тела; левой рукой — назад до отказа в плечевом суставе. По счету «Делай — ДВА» — левую ногу поставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бедер.
Повторяя команду, отрабатываются попеременно описанные положения правой и левой ноги (руки). При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки. Если обучаемый при выполнении приемов допускает ошибки, то обучение следует продолжать до устранения отмеченных недостатков.
Тренировка проводится по команде «На месте шагом — МАРШ». При переходе с шага на месте к движению шагом одновременно с постановкой левой ноги на землю (при шаге на месте) подается команда «ПРЯМО». По этой команде обучаемый делает еще один шаг на месте и с левой ноги начинает движение полным шагом.
По команде «На месте бегом — МАРШ» обучаемый выполняет бег на месте, ставя ноги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега.
По команде «ПРЯМО», подаваемой одновременно с постановкой в беге левой ноги на землю, надо сделать правой ногой еще один шаг в беге на месте и с очередной постановкой левой ноги на землю начать бег с движением вперед.
Убедившись, что большинство обучаемых правильно усвоили технику движения шагом и бегом, учмтель, указывая на недостатки отдельным обучаемым, предлагает устранить их во внеучебное время, а сам приступает к объяснению и показу выполнения приемов изменения скорости движения. С этой целью командир размыкает обучаемых на интервал пять-шесть шагов для удобства проведения тренировки.
Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «Ре-ЖЕ», «ПОЛШАГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».
Чтобы принять в сторону на несколько шагов в строю на месте, подается команда, например: «Два шага вправо (влево), шагом — МАРШ»; при этом ногу приставлять после каждого шага. Для продвижения вперед или назад, на несколько шагов подается команда, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ». По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу.
При движении вправо, влево и назад движение руками не производится.