Написание текстов научного стиля

Многие тексты пишутся на основе прочитанной научной литературы. Выделяют тексты, цель которых – краткое изложение текста другого автора для организации собственного научного труда. В таких текстах почти полностью отсутствуют собственные мысли человека, его пишущего. К ним относятся план, тезисы и конспект. В текстах другого вида автор использует чужие научные тексты как основу для доказательства или подтверждения собственных предположений и выводов (реферат, рецензия, статья и др.). Обобщим особенности каждого вида текстов. 

План текста – самая краткая запись. Он отражает последовательность изложения мысли, раскрывает содержание текста, помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет), служит основой для корректировки сделанных записей, организует самоконтроль, но не передает фактического содержания. Планы бывают простыми, состоящими только из основных пунктов, и сложными, состоящими из пунктов и подпунктов, которые детализируют и конкретизируют основные пункты. 

Тезисы. Любой план текста может быть преобразован в тезисы. Тезисы сжато формулируют, повторяют и заключают прочитанное (или услышанное), выявляют суть содержания. Их отличие от плана не только в объеме, но и в том, что они всегда имеют доказательства. Вследствие этого тезисы дают возможность обобщить материал и служат основой для критического анализа книги или статьи. Как правило, при написании тезисы нумеруются. Тезисы бывают простыми (составляются чаще всего из цитат), основными (формулируются самостоятельно) и сложными, состоящими и из цитат, и из самостоятельных формулировок. При составлении простых тезисов при цитировании следует указывать страницу, это облегчит использование тезисов в дальнейшем при написании других видов исследовательских текстов. При составлении тезисов к тексту чаще всего придерживаются логической структуры (схема 4):

Схема 4

Логическая структура составления тезисов

Тезис (утверждение,→ положение) Аргументы→ (доказательства, факты) Вывод→

 

Кроме логической, авторы текста могут использовать хронологическую структуру (изложение во временной последовательности); генетическую (возникновение – развитие); причинную (если…, то); сравнение позиций (один считает, что…, а другой доказывает, что…); диалектическое рассуждение (хотя…, но…); обобщающую (и…, и…, и…); комбинированную (использование разных структур). 

По такому же принципу можно составлять тезисы собственного вступления или любой научной работы (статьи, книги, диссертации). 

Конспект в своей структуре объединяет план, выписки и тезисы. Его задача – показать внутреннюю логику изложения и показать отношение составителя к материалу. Конспект содержит основные выводы и положения, факты, доказательства и приемы. В этом он близок к тезисам. Но конспект, как правило, больше тезисов по объему. 

Конспекты делятся на:

- плановый – составляется на основе предварительного плана;

- текстуальный – составляется из цитат, связанных логическими переходами;

- тематический – отражает лишь определенную тему;

- свободный – сочетает выписки, цитаты и самостоятельный текст;

- обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием нескольких текстов. 

При написании конспекта рекомендуется отчеркивать на листе большие поля, на которых можно делать собственные пометки – ставить значки, писать комментарии, рассуждения, обобщения, указывать страницы при цитировании. Возможно составление конспекта в виде графа (схема 5):

Схема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: