Для чтения научной литературы необходимо владеть техническими навыками чтения и скорочтения и умением извлекать из текста необходимую информацию. В любом чтении присутствует мотивационная или целевая часть (зачем я читаю этот текст) и аналитико-синтетическая часть (восприятие и понимание информации).
В зависимости от цели выделяют просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.
Как нужно читать [38] :
1. Чтение должно быть основательным и вдумчивым.
2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы.
3. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.
4. По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для ваших исследований.
При чтении книги в первую очередь осуществляется просмотровое чтение. После этого переходят к другим видам чтения.
|
|
При работе с научным журналом, сборником научных статей, тезисов работа строится в два этапа. Первый этап – беглый просмотр, чтение заголовков. Его цель – определить нужные и интересные материалы. Поиск облегчается, если необходимо найти материалы на определенную тему или определенных авторов. Полезно отмечать заголовки статей, которые надо прочитать на полях оглавления. Второй этап – просмотр отмеченных статей журнала или сборника с целью получить необходимую информацию. На этом этапе целесообразно подчеркивать, отчеркивать, делить текст на отдельные смысловые части, делать закладки.
При чтении рекомендуется использовать различные способы маркировок материала:
− закладки с пометками,
− подчеркивание карандашом,
− особая знаковая система, например:
−? (сомнение, вопрос);!!! (важно, обратить внимание); NВ!
(«хорошо заметить»); − выписки и т. д.