| Признак | Наличие признака | |||||
| Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 | … | Текст n | Σn | |
| А | + | |||||
| В | + | + | ||||
| С | + | + | ||||
| ... | ||||||
| n | ||||||
| Σn | ||||||
Если в исследовании выделено более 100, то составляют тетрадь матричных листов. Если выборка до 100 единиц, то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка, поэтому при больших объемах выборки сопоставление признаков осуществляется на компьютере.
Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, может использоваться матрица случайностей (Ч. Осгуд):
| Реальное совпадение | Ожидаемое совпадение | |||||
| А | В | С | n | Σn | ||
| А | – | 0,15 | 0,02 | |||
| В | 0,05 | – | 0,06 | |||
| С | 0,08 | 0,12 | – | |||
| ... | – | |||||
| N | – | |||||
| Σn | – |
С помощью этой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивыенеустойчивые парные сочетания признаков и т. д.
При проведении контент-анализа обязательно разрабатывается инструкция кодировщику, т. е. система правил и пояснений, алгоритм действий кодировщика, операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, конкретные примеры из текстов.
В контент-анализе используются различные способы подсчета. Одним из самых простых является подсчет по формуле:
![]() |
Таким образом, при выборе метода анализа литературы следует учитывать, что традиционные методы, основанные на умственных операциях анализа и синтеза, более привычны для исследователей, но их основной недостаток заключается в субъективизме. Основная процедура контент-анализа состоит в переводе качественной информации в количественную. Субъективизм в этом методе также частично присутствует – при выборе единиц анализа и единиц счета. Но он гораздо меньше, чем при использовании традиционных методов. Для того, чтобы еще уменьшить субъективизм в контент-анализе можно использовать метод экспертной оценки на первых его этапах. Формализованные методы, к которым относится контент-анализ, более трудоемки в выполнении, но дают более объективную информацию. Исследователь вправе выбирать метод анализа, пригодный для целей его исследования.
Вопросы для самопроверки и обсуждения 1. Для каких целей используется анализ документов?
2. Какие классификации документов вы знаете?
3. Какие документы, на ваш взгляд, чаще всего анализируются при проведении психолого-педагогических исследований?
4. Чем отличается качественный и количественный анализ документов (назовите минимум пять признаков)?
5. Каковы этапы контент-анализа?
6. В чем заключаются преимущества и недостатки метода контент-анализа?
Практические задания
1. Подберите документы для анализа в соответствии с темой исследования.
2. Проведите внешний и внутренний анализ одного из выбранных документов.
3. Проведите контент-анализ статьи (подборки статей) объемом не менее 10 страниц: сформулируйте цель анализа, выберите и обоснуйте выбор единиц анализа и единиц счета, проведите анализ, сделайте выводы.







