Кодировальная матрица

Признак 

Наличие признака

  Текст 1  Текст 2  Текст 3   Текст n Σn
А          
В        
С        
...             
n            
Σn            

 

Если в исследовании выделено более 100, то составляют тетрадь матричных листов. Если выборка до 100 единиц, то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка, поэтому при больших объемах выборки сопоставление признаков осуществляется на компьютере. 

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, может использоваться матрица случайностей (Ч. Осгуд):

 

 

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение          
  А В С   n Σn
А 0,15  0,02       
В 0,05  –  0,06       
С 0,08  0,12  –       
...           
N         –   
Σn          

С помощью этой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивыенеустойчивые парные сочетания признаков и т. д. 

При проведении контент-анализа обязательно разрабатывается инструкция кодировщику, т. е. система правил и пояснений, алгоритм действий кодировщика, операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, конкретные примеры из текстов. 

В контент-анализе используются различные способы подсчета. Одним из самых простых является подсчет по формуле:

 

Таким образом, при выборе метода анализа литературы следует учитывать, что традиционные методы, основанные на умственных операциях анализа и синтеза, более привычны для исследователей, но их основной недостаток заключается в субъективизме. Основная процедура контент-анализа состоит в переводе качественной информации в количественную. Субъективизм в этом методе также частично присутствует – при выборе единиц анализа и единиц счета. Но он гораздо меньше, чем при использовании традиционных методов. Для того, чтобы еще уменьшить субъективизм в контент-анализе можно использовать метод экспертной оценки на первых его этапах. Формализованные методы, к которым относится контент-анализ, более трудоемки в выполнении, но дают более объективную информацию. Исследователь вправе выбирать метод анализа, пригодный для целей его исследования. 

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения 1. Для каких целей используется анализ документов?

2. Какие классификации документов вы знаете? 

3. Какие документы, на ваш взгляд, чаще всего анализируются при проведении психолого-педагогических исследований?

4. Чем отличается качественный и количественный анализ документов (назовите минимум пять признаков)?

5. Каковы этапы контент-анализа?

6. В чем заключаются преимущества и недостатки метода контент-анализа?

 

Практические задания

1. Подберите документы для анализа в соответствии с темой исследования. 

2. Проведите внешний и внутренний анализ одного из выбранных документов. 

3. Проведите контент-анализ статьи (подборки статей) объемом не менее 10 страниц: сформулируйте цель анализа, выберите и обоснуйте выбор единиц анализа и единиц счета, проведите анализ, сделайте выводы. 

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: