Примерная тематика курсовых работ

ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ [1]

1. Системные методы исследования в экономической теории: экономические модели и эксперименты.

2. Ограниченность ресурсов и возможности экономического развития России.

3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к изучению.

4. Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика.

5. Государственная собственность: индикаторы эффективности.

6. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике.

7. Национальная экономическая система и национальная модель экономики (на примере различных стран).

8.  «Новая экономика»: содержание, факторы развития.

9. Азиатский способ производства как экономическая система.

10. Индустриальное общество: социально-экономические противоречия.

11. Концепция социального рыночного хозяйства: истоки «немецкого экономического чуда».

12. Экономическая компаративистика: параметры сравнения экономических систем (технико-экономические, отношений собственности, механизмы функционирования экономических систем и др.).

13. Ресурсы экономического роста: возрастание роли человеческого капитала.

14. Современная российская экономика: спрос на человеческий капитал.

15. Эффект и эффективность: технико-экономическая и социально-экономическая эффективность.

16. Эволюция трудовых отношений в США и Японии: общее и различие.

17. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России (на примере отдельных функций).

18. Теория потребительского поведения: практическое применение.

19. Потребительский выбор аддиктивных товаров (товаров привыкания) – отклонение от рационального поведения: риски и самоконтроль.

20. Индивидуальное поведение: теория производителя (технологии, минимизация издержек, максимизация прибыли).

21. Теорема Коуза и практические аспекты её применения.

22. Значение оценки эластичности спроса и предложения для предпринимательской практики.

23. Общее равновесие в экономике обмена: Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт.

24. Роль крупных предприятий в экономике России и проблемы повышения их эффективности.

25. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике России.

26. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.

27. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.

28. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

29. Фирма как неполный контракт. Теория Гроссмана–Харта.

30. Неоклассическая теория фирмы.

31. Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты.

32. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

33. Стратегические взаимодействия фирм: конкуренция на основе выбора объемов производства (мощностей), конкуренция на основе выбора цен.

34. Преимущества сетевой формы организации бизнеса.

35. Особенности функционирования сетевых компаний в отечественной экономике.

36. Трансакционные издержки как определяющий фактор жизнеспособности фирмы.

37. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.

38. Создание бренда как фактор снижения трансакционных издержек.

39.  Трансакционный сектор экономики и перспективы его развития.

40. Особенность развития сетевого бизнеса в мировой практике и в условиях российской экономики.

41. Особенности применения контрактного производства как способа повышения конкурентоспособности современной фирмы.

42. Особенности развития франчайзинга в современных условиях: мировой опыт и российская практика.

43. Роль взыскательного потребителя в повышении конкурентоспособности российских фирм.

44. Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей».

45. Трансакционные издержки как способ снижения неопределенности внешней среды.

46. Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика.

47. Эластичность спроса и предложения: значение для предпринимательской практики.

48.  Формирование спроса на рынках потребительских товаров с учетом фактора эластичности.

49. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.

50.  Практическое применение правила максимизации прибыли.

51.  Трудосберегающие технологии в российской промышленности.

52. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой экономики.

53. Конкурентные стратегии малых предприятий.

54.  Стратегические взаимодействия фирм: сговор, повторяющиеся взаимодействия в условиях олигополистической конкуренции.

55. Модель дуополии Бертрана: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.

56.  Модель дуополии Штакельберга: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.

57.  Модель Бертрана и ценовые войны в олигополистических отраслях.

58. Прикладные аспекты модели Курно на олигополистических рынках.

59. Факторы, влияющие на стабильность картельных соглашений.

60.    Экономическая теория благосостояния: основные положения и практические аспекты её применения.

61.  Элементы теории игр: возможности использования в практике микроэкономического анализа.

62. Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение.

63.  Олигополии в современной экономике России.

64.  Анализ влияния членства России в ВТО на состояние сельскохозяйственного отраслевого рынка (можно взять другой отраслевой рынок).

65.  Реформа РАО «ЕЭС России» и проблемы конкуренции на рынке электроэнергетики России.

66.  Стратегическое взаимодействие фирм на олигополистическом рынке.

67.  Влияние структуры рынка на стимулы к инновациям (на примере фармацевтического рынка).

68.  Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности.

69. Естественные монополии и их место в экономике России.

70. Теория и практика антимонопольного регулирования.

71. Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России.

72. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах: положительные и отрицательные последствия.

73. Антимонопольное регулирование с использованием индексов концентрации производства.

74. Производительность труда и ее роль в повышении конкурентоспособности фирмы.

75. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.

76. Факторы формирования спроса и предложения на труд с учетом особенностей российской экономики.

77. Современные системы заработной платы и проблема справедливой оплаты труда в России. «Ловушка» рабочей бедности.

78. Основной капитал: проблемы обновления в России.

79. Накопление капитала как драйвер монополизации современной экономики.

80. Диффузия капитала как признак трансформации современной рыночной экономики.

81.   Рентные отношения в современной рыночной экономике.

82. Современные проблемы и тенденции развития рынка невозобновляемых ресурсов.

83. Проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе России.

84. Формирование рынка земли в условиях современной России: проблемы и перспективы.

85. Рынки невозобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на примере конкретного рынка).

86. Цена земли: экономическая сущность и роль в функционировании рынков других факторов производства.

87. Рынки возобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на примере конкретного рынка).

88. Рынки в условиях асимметричной информированности. Модель рынка «лимонов» Джорджа Акерлофа.

89.   Неблагоприятный отбор при асимметрии информации: понятие, влияние на рынки, последствия (на примере конкретных рынков).

90. Выбор в условиях неопределенности: неопределенность и риск.

91.  Практика применения ценовой дискриминации второй и третьей степени в российской экономике.

92. Предпринимательский риск: сущность, виды и особенности в России.

93. Теория выбора в условиях неопределенности: модели принятия индивидуальных и коллективных решений (схемы голосования).

94. Провалы рынка: экстерналии и общественные товары.

95. Экономика сетевых эффектов (экономика интернета др.)

96. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.

97. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.

98.  Особенность функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт, российская практика.

99. Поведенческая экономика: критика концепции рационального выбора.

100. Методы решения проблемы фиаско рынка в условиях информационной асимметрии.

101.  Пути снижения асимметрии информации на рынках доверительных благ.

102. Отрицательные вертикальные внешние эффекты: проблема двойной маржинализации.

103. Модель человека в институциональной и неоклассической теориях: сравнительный анализ.

 

Помимо обозначенных в списке тем, студенты, участвующие в НИР Департамента экономической теории, могут готовить экспериментальные курсовые работы, связанные с анализом кейсов реальных российских фирм в рамках общего направления «Роль предпринимательства в модернизации российской экономики» (руководитель – проф. А.Ю. Юданов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: