ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ [1]
1. Системные методы исследования в экономической теории: экономические модели и эксперименты.
2. Ограниченность ресурсов и возможности экономического развития России.
3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к изучению.
4. Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика.
5. Государственная собственность: индикаторы эффективности.
6. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике.
7. Национальная экономическая система и национальная модель экономики (на примере различных стран).
8. «Новая экономика»: содержание, факторы развития.
9. Азиатский способ производства как экономическая система.
10. Индустриальное общество: социально-экономические противоречия.
11. Концепция социального рыночного хозяйства: истоки «немецкого экономического чуда».
12. Экономическая компаративистика: параметры сравнения экономических систем (технико-экономические, отношений собственности, механизмы функционирования экономических систем и др.).
|
|
13. Ресурсы экономического роста: возрастание роли человеческого капитала.
14. Современная российская экономика: спрос на человеческий капитал.
15. Эффект и эффективность: технико-экономическая и социально-экономическая эффективность.
16. Эволюция трудовых отношений в США и Японии: общее и различие.
17. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России (на примере отдельных функций).
18. Теория потребительского поведения: практическое применение.
19. Потребительский выбор аддиктивных товаров (товаров привыкания) – отклонение от рационального поведения: риски и самоконтроль.
20. Индивидуальное поведение: теория производителя (технологии, минимизация издержек, максимизация прибыли).
21. Теорема Коуза и практические аспекты её применения.
22. Значение оценки эластичности спроса и предложения для предпринимательской практики.
23. Общее равновесие в экономике обмена: Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт.
24. Роль крупных предприятий в экономике России и проблемы повышения их эффективности.
25. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике России.
26. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.
27. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.
28. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.
29. Фирма как неполный контракт. Теория Гроссмана–Харта.
30. Неоклассическая теория фирмы.
31. Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты.
|
|
32. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
33. Стратегические взаимодействия фирм: конкуренция на основе выбора объемов производства (мощностей), конкуренция на основе выбора цен.
34. Преимущества сетевой формы организации бизнеса.
35. Особенности функционирования сетевых компаний в отечественной экономике.
36. Трансакционные издержки как определяющий фактор жизнеспособности фирмы.
37. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.
38. Создание бренда как фактор снижения трансакционных издержек.
39. Трансакционный сектор экономики и перспективы его развития.
40. Особенность развития сетевого бизнеса в мировой практике и в условиях российской экономики.
41. Особенности применения контрактного производства как способа повышения конкурентоспособности современной фирмы.
42. Особенности развития франчайзинга в современных условиях: мировой опыт и российская практика.
43. Роль взыскательного потребителя в повышении конкурентоспособности российских фирм.
44. Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей».
45. Трансакционные издержки как способ снижения неопределенности внешней среды.
46. Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика.
47. Эластичность спроса и предложения: значение для предпринимательской практики.
48. Формирование спроса на рынках потребительских товаров с учетом фактора эластичности.
49. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.
50. Практическое применение правила максимизации прибыли.
51. Трудосберегающие технологии в российской промышленности.
52. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой экономики.
53. Конкурентные стратегии малых предприятий.
54. Стратегические взаимодействия фирм: сговор, повторяющиеся взаимодействия в условиях олигополистической конкуренции.
55. Модель дуополии Бертрана: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.
56. Модель дуополии Штакельберга: содержание, сравнительный анализ с дуополией Курно, практические аспекты использования.
57. Модель Бертрана и ценовые войны в олигополистических отраслях.
58. Прикладные аспекты модели Курно на олигополистических рынках.
59. Факторы, влияющие на стабильность картельных соглашений.
60. Экономическая теория благосостояния: основные положения и практические аспекты её применения.
61. Элементы теории игр: возможности использования в практике микроэкономического анализа.
62. Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение.
63. Олигополии в современной экономике России.
64. Анализ влияния членства России в ВТО на состояние сельскохозяйственного отраслевого рынка (можно взять другой отраслевой рынок).
65. Реформа РАО «ЕЭС России» и проблемы конкуренции на рынке электроэнергетики России.
66. Стратегическое взаимодействие фирм на олигополистическом рынке.
67. Влияние структуры рынка на стимулы к инновациям (на примере фармацевтического рынка).
68. Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности.
69. Естественные монополии и их место в экономике России.
70. Теория и практика антимонопольного регулирования.
71. Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России.
72. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах: положительные и отрицательные последствия.
73. Антимонопольное регулирование с использованием индексов концентрации производства.
74. Производительность труда и ее роль в повышении конкурентоспособности фирмы.
75. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.
76. Факторы формирования спроса и предложения на труд с учетом особенностей российской экономики.
|
|
77. Современные системы заработной платы и проблема справедливой оплаты труда в России. «Ловушка» рабочей бедности.
78. Основной капитал: проблемы обновления в России.
79. Накопление капитала как драйвер монополизации современной экономики.
80. Диффузия капитала как признак трансформации современной рыночной экономики.
81. Рентные отношения в современной рыночной экономике.
82. Современные проблемы и тенденции развития рынка невозобновляемых ресурсов.
83. Проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе России.
84. Формирование рынка земли в условиях современной России: проблемы и перспективы.
85. Рынки невозобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на примере конкретного рынка).
86. Цена земли: экономическая сущность и роль в функционировании рынков других факторов производства.
87. Рынки возобновляемых природных ресурсов современной России: особенности формирования, функционирования, состояние, роль (на примере конкретного рынка).
88. Рынки в условиях асимметричной информированности. Модель рынка «лимонов» Джорджа Акерлофа.
89. Неблагоприятный отбор при асимметрии информации: понятие, влияние на рынки, последствия (на примере конкретных рынков).
90. Выбор в условиях неопределенности: неопределенность и риск.
91. Практика применения ценовой дискриминации второй и третьей степени в российской экономике.
92. Предпринимательский риск: сущность, виды и особенности в России.
93. Теория выбора в условиях неопределенности: модели принятия индивидуальных и коллективных решений (схемы голосования).
94. Провалы рынка: экстерналии и общественные товары.
95. Экономика сетевых эффектов (экономика интернета др.)
96. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.
97. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.
|
|
98. Особенность функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт, российская практика.
99. Поведенческая экономика: критика концепции рационального выбора.
100. Методы решения проблемы фиаско рынка в условиях информационной асимметрии.
101. Пути снижения асимметрии информации на рынках доверительных благ.
102. Отрицательные вертикальные внешние эффекты: проблема двойной маржинализации.
103. Модель человека в институциональной и неоклассической теориях: сравнительный анализ.
Помимо обозначенных в списке тем, студенты, участвующие в НИР Департамента экономической теории, могут готовить экспериментальные курсовые работы, связанные с анализом кейсов реальных российских фирм в рамках общего направления «Роль предпринимательства в модернизации российской экономики» (руководитель – проф. А.Ю. Юданов).