Методические рекомендации

В конце XIX – начале ХХ в. на смену свободной конкуренции приходит господство монополий. В разных странах империализм имел особые характеристики. Необходимо выделить их в процессе изучения первого вопроса, определить роль каждой национальной экономики в мировом экономическом хозяйстве.

Во втором вопросе изучение развития конкретных отраслей промышленности должно сочетать изложение конкретных научных достижений и открытий в этих отраслях. В заключение следует привести цифровые данные по мировому производству и развитию этих отраслей в отдельных странах накануне Первой мировой войны. Процесс совершенствования военной техники следует изучать по родам войск (развитие огнестрельного оружия, артиллерии, появление танков, бронемашин, самолетов, химического оружия). Кратко следует показать новое в развитии военно-морского флота, в том числе, появление подводных лодок. В заключение можно для примера охарактеризовать вооруженные силы одной из ведущих стран мира накануне Первой мировой войны.

Возникновение системы массового образования является одной из важнейших характеристик процесса модернизации в культурной сфере. Важно показать уровень доступности образования, содержание обучения, роли общества и государства в системе развития образования. Вопрос американского образования целесообразно изучать с колониального периода. Вопросы образования в Западной Европе можно изучить на примере Англии и Германии. В Англии в этот период была проведена школьная реформа. Важно отметить переход к обязательному начальному образованию, его обоснование в разных странах. Необходимо также изучить вопрос о взаимоотношении школы и церкви.

Во второй половине XIX в. в странах Западной Европе завершается процесс трансформации традиционных ценностей. У людей возникают новые потребности. Человек эпохи модернизации более самостоятелен и независим, мобилен. Его мировоззрение основывается на научных данных. Эти черты нового человека, особенности массового сознания людей можно рассмотреть, используя конкретные примеры из жизни общества США и европейских стран.

В последнем вопросе изучаются основные направления и тенденции (традиционные и новаторские) в сфере искусства, литературы, философии, архитектуры во второй половине XIX – начале ХХ в. В заключение делается вывод о влиянии модернизации на культурную сферу жизни европейского общества.

 

Источники и литература

1. Белькинд Д.Л. История техники. М.-Л.,1956.

2. Бернал Дж. Наука в истории человечества. М.,1956.

3. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт. М.,1993. Ч.8.

4. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М.,1993. Гл.6,7.

5. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870- 1917.М.,1988.

6. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – ХХ вв.). М.,1997.

7. Ильина Т. История искусства. Западноевропейское искусство. М.,2000.

8. История первой мировой войны 1914-1918гт./Под ред. И.И.Ростунова. М..1975.Т.1.

9. История США 1877-1918. М.,1985. Т.2.

10.Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М.,1987.

11.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.,1986.

12.Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. М.,1965.

13.Левассер Э. Народное образование в цивилизованных странах. СПб., б/г.

14.Леклерк Д. Воспитание и общество в Англии. СПб., 1899.

15.Манолов К. Великие химики. М.,1986. Т. 1,2.

16. Масленников В.И. США: государство и наука. М.,1971

17.Мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы.
М.,1913.

18. Прочко И.С. История развития артиллерии. СПб., 1994.

19.Строков А.А. Вооруженные силы и военное искусство в период первой мировой войны. М.,1974.

20.Техника в ее историческом развитии в 70-е годы XIX - начале XX века. М.,1982.

21.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М.,1997.

22.Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США // Вопросы истории (далее ВИ).1990.№2.

23.Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.,1997.

 


Тема 11. Первая мировая война

План

 

1. Проблема возникновения войны. Кто виноват?

2. Итоги и уроки Первой мировой войны.

3. Мир после войны.

4. Новые подходы к изучению первой мировой войны.

 

Методические рекомендации

Политические и дипломатические кризисы начала ХХ в. привели к обострению противоречий между ведущими мировыми державами и Первой мировой войне. Необходимо проанализировать основные противоречия между Англией и Германией, Германией и Францией, Россией и Германией, Австро-Венгрией и Россией. Также важно изучить стратегические цели и планы участников войны.

Во втором вопросе раскрываются масштабы и последствия Первой мировой войны в истории человечества. В ходе войны и последовавших революций с европейской карты мира исчезло четыре империи. Необходимо дать краткую историю распада этих империй. В заключение приводятся количественные данные потерь людских и материальных ресурсов участников войны. Можно также ответить на вопрос: была ли Первая мировая война неизбежной?

В результате войны на политической карте мира появляются новые государства, возникает новая расстановка сил на международной арене. Необходимо проанализировать результаты Версальской и Вашингтонской конференций. Первая мировая война в значительной мере разрушила прежние общечеловеческие ценности и идеалы, привела к возникновению новых. Важно показать картину этих изменений в мировой культуре.

В четвертом вопросе дается общая оценка советской историографией Первой мировой войны, раскрываются новые подходы, последние историографические оценки этой войны. В заключение необходимо ответить на вопрос: явилась ли рубежом, завершающим новую историю и открывающим новейшую, Первая мировая война? 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: