Источники и литература

 

1. Вольтер. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1998.

2. Гёте И.В. Фауст. М., 1969.

3. Гобсс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т.1-2.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Дидро Д. Избранные произведения. М., 1951.

6. Локк Дж. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966. Том 1-6.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии XVIII в. Л., 1980.

10.Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969.

11.Свифт Д. Избранное. Л., 1987.

12.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

13.Азаркин Н М. Монтескье М., 1988.

14.Акимова А.А. Вольтер. М.., 1970.

15.Аникин А. В. Адам Смит, М., 1968.

16.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

17.Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

18.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

19.Баскин М.П. Монтескье. М., 1976.

20.Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение// ВИ 2003. №9.

21.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М„ 1976.

22.Верцман И.Е. Шарль-Луи Монтескье. Писатели Франции М., 1964.

23.Вильмонт Н.Гете. История его жизни и творчества, М., 1959.

24. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке М.

1977.

25.Гулыга А.В. Гердер (1744–1803). М., 1963.

26.Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 в.// ННИ 1963. №3.

27. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

28.Державин К. Вольтер. М.-Л., 1955.

29.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966.

30.Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. М.. 1960.

31.Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

32.Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии 16 – первая половина 19 века. М., 1981.

33.Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо. ВИ, 1995, №11-12.

34.Лабутина Т.Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения. ВИ.1991.№9-10.

35.Луппол И.К., Д. Дидро. М., 1960.

36.Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

37.Миримский И.В. Статьи о классиках. Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. М.,1966.

38.Момджян Х.Н Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

39.Моряков В.И.Человек эпохи Просвещения// ВИ. 2001.№3.

40.Муравьёв В. Джонатан Свифт. М., 1968.

41.Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М.,1958.

42.Сиволап К.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1964.

43.Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957.

 

 

Тема 9. Наполеон Бонапарт: «Чудовище», или Великий?

 

План

 

1. Узурпатор, или спаситель?

2. Тиран, или реформатор?

3. Захватчик, или освободитель?

4. Наполеон и Европа.

 

Методические рекомендации

 

Это семинарское занятие носит дискуссионный характер и может быть проведено в форме коллоквиума. Вполне возможно деление группы студентов на сторонников и противников личности и деятельности Наполеона Бонапарта.

В первом вопросе необходимо рассмотреть социально-экономическое и политическое внутреннее и внешнее положение Франции накануне прихода к власти в стране Наполеона. Выделить объективные и субъективные причины переворота 18 брюмера.

Во втором вопросе исследуется внутриполитическая деятельность Наполеона, изучаются его основные экономические, государственные и военные реформы, раскрывается социальная база его власти, рассматривается отношение различных социальных слоев Франции к Наполеону в начальный и конечный периоды его правления.

В третьем вопросе нужно изучить международно-политическую обстановку в Европе в конце XVIII – начале XIX века, проанализировать ход наполеоновских войн в Европе, выделить причины побед и поражений армии Наполеона.

В четвертом вопросе рассматривается значение деятельности Наполеона для Европы, определяется степень влияния Наполеона на внутреннее и внешнее развитие европейских государств, дается общая историографическая оценка Наполеона Бонапарта. Студент должен самостоятельно выбрать наиболее значимые на его взгляд работы, попытаться дать собственную историческую оценку.

 

Источники и литература

 

1. Максимы и мысли узника Святой Елены. СПб., 1995.

2. Наполеон. Воспоминания и военно-исторические произведения. СПб., 1994.

3. Талейран Ш.М. Мемуары. Екатеринбург. 1997.

4. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

5. Бочоришвили К.Г. Армия Наполеона // ННИ. 1986. №5.

6. Бочоришвили К.Г. Награды и поощрения в наполеоновской армии // ННИ. 1985. №6.

7. Делдерфилд Р. Закат империи. М., 2002.

8. Егоров А. Маршалы Наполеона. Ростов-на-Дону,1998.

9. Егоров А.А. Министр наполеоновской полиции Фуше // ННИ. 1990. № 4,5.

10.Людвиг Э. Наполеон. М., 1998.

11.Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // ННИ 1970. № 3,4.

12.Куклин А.Я. К 150-летию освобождения Европы от наполеоновского ига // ННИ. 1963. №6

13.Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.,1989.

14.Мережковский Д.С. Наполеон. М. 2000.

15.Радзинский Э. Наполеон. Жизнь после смерти. М., 2007.

16.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы (к 200-летию Великой французской буржуазной революции). Л., 1990.

17.Саундерс Э. 100 дней Наполеона. М., 2002.

18.Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 гг. М., 1966

19.Сироткин В.Г. Континентальная блокада и «объединение Европы» // ННИ. 1964. №3.

20.Тарле Е.В. Наполеон. М.,1992.

21.Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М, 1994.

22.Туган-Барановский Д.М. Крупная французская буржуазия и переворот 18 брюмера 1799 г.// ННИ 1985. №6.

23.Туган-Барановский Д.М. «Лошадь, которую я пытался обуздать». Печать при Наполеоне// ННИ. 1995. №3.

24.Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе». М., 2009.

25.Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. М., 1999.

 

Тема 10. Процессы модернизации и мир в конце XIX – начале ХХ в.

План

1. Особенности социально-экономического развития ведущих стран на рубеже XIX – ХХ вв. (Великобритания, Германия, Франция, США, Япония).

2. Развитие науки и техники во второй половине XIX – начале ХХ в.

а) Традиционные отрасли промышленности (металлургия, машиностроение, горное дело).

б) Новые отрасли промышленности (автомобильная, электротехническая, химическая и др.)

в) Военная техника.

3. Основные направления развития западноевропейской и североамериканской школы во второй половине XIX – начале ХХ в.

4. Изменения в массовом сознании людей в ходе модернизационных процессов

5. Культура Европы на рубеже веков: традиции и новаторство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: