V. Работа над новым материалом

Урок № 2. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

Дата проведения 10а –

Дата проведения 10б –

Цель: познакомить обучающихся с основами теории БЖД.

Ход урока

I.    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II.   Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

Вопросы и задания

1. Докажите актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в школе.

2. Каково участие образовательной организации в формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьника?

3. В каких экстремальных ситуациях вам приходилось побывать?

4. Какова роль государства в обеспечении безопасности личности и общества?

5. Что нового вы узнали из содержания этого параграфа?

6. Какое сообщение в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях вызвало у вас наибольший отклик?

7. Назовите наиболее часто встречающиеся в вашем городе (районе) аварии и катастрофы.

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V.   Работа над новым материалом.

Вопросы для обсуждения:

задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, её значение и особенности;

основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;

стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы:

наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.

 

Разнообразие видов и уровней опасностей окружающего мира определило необходимость выявления закономерностей возникновения опасных явлений, их классификации и разработки средств защиты человека в различных условиях его жизнедеятельности.

Наука о безопасности жизнедеятельностисфера деятельности учёных и практиков, изучающих особенности возникновения различных опасностей для человека, общества и государства, разрабатывающих методы и средства предотвращения угроз и ликвидации последствий проявления опасностей. Российские специалисты определяют безопасность жизнедеятельности как интегративную учебную дисциплину, которая объединяет теорию и практику других наук по данной проблеме. Основы теории безопасности жизнедеятельностиэто междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как эргономика, биология, экология, химия, физика, кибернетика, теория управления, квалитология (теория качества), математика, социология, психология, педагогика, медицина, гигиена и др. Особенностью теории безопасности жизнедеятельности является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания. Теория безопасности жизнедеятельности подчёркивает вероятностный характер ситуаций, которые проявляют своё скрытое потенциальное (возможное)  вредное воздействие в определённых условиях и становятся опасностями. Человек часто не придаёт значения информации о возможной (потенциальной) опасности, надеется на счастливый случай или просто не знает о существующей угрозе. Полезная информация — это фактор спасения. Теория безопасности жизнедеятельности как междисциплинарная область научных знаний является основой д  разработки специальных дисциплин, таких как техника безопасности труда (правила техники безопасности) в различных отраслях народного хозяйства. Жизнедеятельность человекаэто процесс его жизни (существования) и деятельности в среде обитания. Жизнедеятельность организма человекасложный биологический процесс, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность в разных видах деятельности (учение, игра, труд, учёба и др.). Теория безопасности жизнедеятельности рассматривает человека как биосоциальную открытую систему, жизнеспособность которой зависит от условий среды обитания и способов взаимодействия с ней (взаимообмена веществом, энергией, информацией). Анализируя проблемы обеспечения безопасности условий жизнедеятельности, специалисты разных стран при шли к выводу о необходимости разработки образовательных программ, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. 

В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят:

•разработка определённых норм поведения;

•снижение частоты травматизма;

•обоснование значимости знания основ безопасности жизнедеятельности;

•формирование ответственности каждого человека за состояние безопасности жизнедеятельности;

•обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.

Основные положения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и теории безопасности жизнедеятельности:

•с момента появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, которые проявляются в нервных потрясениях (стрессы), травмах, болезнях и рассматриваются как угроза личности, обществу и государству;

•профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема (задача), в решении которой заинтересован каждый человек, общество и государство;

•обеспечение безопасности жизнедеятельности — приоритетное право, задача и обязанность личности, общества, государства.

Специалистами принята концепция приемлемого (допустимого) риска, позволяющая определять характеристики организуемого уровня безопасности жизнедеятельности на основе принятых и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности. Под управлением безопасностью жизнедеятельности подразумевают организацию условий жизнедеятельности, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для участников той или иной деятельности. Приемлемый риск представляет собой компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями общества по его достижению. Для каждой сферы деятельности разработаны соответствующие Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН), которые определяют санитарно-гигиенические характеристики условий и объёма работы, время труда и отдыха для человека в среде его жизнедеятельности. Стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности)— это минимизация риска проявления опасности, обеспечение приемлемого (допустимого) риска. Рискэто возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени.

Стратегия безопасности жизнедеятельности — основная направляющая идея управления безопасностью — включает следующие этапы:

•выявление источников потенциальных опасностей;

•определение возможных последствий их проявления;

•разработку и осуществление мер предупреждения проявления опасностей.

Научные подходысистемный и средовый — являются основными в теории безопасности жизнедеятельности. Данные подходы позволяют наиболее достоверно строить модели объектов и модели среды их жизнедеятельности (обитания), а также изучать взаимодействие объектов друг с другом и со средой (системой). Системный подход определяет рассмотрение объекта научного познания как системной модели (системы). Система представляет собой объединение отдельных элементов объекта (подсистем) в целостное функционирующее образование (систему). Системный подход является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и в разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель системного анализавсесторонне рассмотреть и выявить причины, вызывающие угрозу появления и проявления различных опасностей для человека, общества и государства. Взаимодействие человека и среды рассматривается как взаимодействие системных комплексов: «человек — машина (техника)», «человек — окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др. Специалисты проводят системный анализ опасных ситуаций и мер их профилактики. Средовый подход позволяет условно выделить из окружающего пространства его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека условий и факторов объекта (теоретической модели «окружающей среды жизнедеятельности»). Это позволяет выявить характеристики различных её аспектов, определить факторы опасности и степень её безопасности. Любая теоретическая модель — это приблизительное описание основных конструктивных характеристик функционирования объекта (системы). Чем точнее описание, тем успешнее может быть прогноз поведения объекта в экстремальной ситуации. Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические) объекты (живое вещество), абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение) и смешанные объекты, включающие живое и неживое вещество планеты. Человекчасть биоты (суммарного живого вещества планеты) — является наиболее сложным биологическим объектом для теоретического описания (моделирования). Современная наука предлагает нам сотни самых разных теоретических моделей человека, общества, окружающей среды. Модели не универсальны, но позволяют прогнозировать поведение людей как биологических объектов в экстремальных ситуациях. Научные модели — основа разработки правил безопасности жизнедеятельности. Информация определяется как синтез функции, структуры, средства взаимодействия (коммуникации) для отражения истинной сущности, смысла, цели существования объекта, предмета, явления, процесса. Существуют способы кодирования, распознавания и интерпретации информации, которые определяют её достоверность и качество понимания. Специалисты в области информационных технологий и средств массовой коммуникации прекрасно осведомлены о значимости и своевременности появления информации или дезинформации. Неправильная или несвоевременная информация всегда создаёт проблемы, особенно если человек не замечает или не учитывает наличие потенциальных опасностей (скрытой, непроявленной информации). Учиться пониманию себя и сообщений окружающего мира приходится всю жизнь. Воспитание в себе осторожности, здравомыслия, применение стратегии безопасности жизнедеятельности в обычной жизни — это актуальная задача современного человека. Конечно, приходится рисковать в жизненных ситуациях, но риск должен быть оправдан, просчитан, чтобы защитить здоровье и жизнь людей и окружающую среду.

VI. Выводы.

Безопасностьодна из характеристик и один из критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических, биологических систем. Человек как живой  организм может жить только в определённых условиях, определяющих микроклимат его среды обитания, экологической ниши. Любые изменения параметров экологической ниши человека несут угрозу его жизни и здоровью. Соблюдение культуры безопасности жизнедеятельности в быту и на производстве — актуальная стратегия выживания людей, животных и растений в современной среде обитания.

 

VII. Вопросы.  

1. Почему в ХХ в. потребовалось создание науки о безопасности жизнедеятельности?

2. Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах?

3. Что специалисты понимают под понятием «приемлемый риск»?

4. Как применить стратегию безопасности жизнедеятельности в обычной жизни школьника?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории безопасности жизнедеятельности?

6. Используя дополнительные источники информации, выясните, какую ответственность за безопасность школьников несёт педагог, сопровождая обучающихся на экскурсию.

7. Оцените полезность (понятность, целесообразность) правил пожарной безопасности, которые указаны в плане эвакуации в помещениях школы, больницы, спортивного клуба, магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: