Содержание практического занятия

Знакомство с организацией неврологического отделения. Знакомство со схемой истории болезни. Демонстрация преподавателем основных этапов неврологического обследования пациента и выявление у пациента неврологических нарушений. Особенности сбора жалоб, анамнеза у неврологических пациентов. Самостоятельная работа студентов по отработке элементов обследования неврологических пациентов друг на друге.

Современные инструментальные методы диагностики: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, Рео-ЭГ, краниография, спондиллография, КТ, МРТ.

Основные принципы лечения и ухода за неврологическими пациентами. Основные методы реабилитации.

Студент должен уметь:

· осуществить сбор жалоб и анамнеза у неврологических пациентов;

· выявить основные неврологические симптомы и синдромы;

· вести документацию неврологических пациентов;

· организовать реабилитацию пациентов и их диспансеризацию.

· оформлять дневник

 

 

 Задания:

1. Отработать элементы обследования неврологических пациентов друг на друге.

2. Собрать жалобы и анамнез у неврологического пациента.

3. Провести неврологическое обследование пациента.

4. Оформить письменно жалобы, анамнез и данные объективного неврологического осмотра пациента.

 

Тестовые задания:

 

1. Высшие центры произвольных движений (пирамидного пути) находятся в:

1) теменной доле;

2) затылочной доле;

3) лобной доле;

4) мозжечке.

 

2. Угроза для жизни возникает при повреждении:

1) ствола головного мозга;      

2) гипаталамуса;

3) мозжечка;

4) лобной доли.

 

3. В теменной доле находится корковый конец анализатора:

1) двигательного;

2) зрительного;

3) чувствительного;

4) слухового.

 

4. Отсутствие движения в обеих ногах называется:

1) параплегией;

2) моноплегией;

3) тетраплегией;

4) гемиплегией.

 

 

5. Параплегия относится к нарушению:

1) чувствительной сферы;

2) двигательной сферы;

3) симпатической нервной системы;

4) парасимпатической нервной системы.

 

6. Моторная афазия развивается при поражении:

1) височной доли;

2) затылочной доли;

3) лобной доли;

4) теменной доли.

 

7. Дизартрия – это:

1) непонимание обращенной речи;

2) шепотная речь;

3) невнятная, заплетающаяся речь;

4) гнусавый, хриплый голос.

 

8. Симптомы бульбарного паралича:

1) дизартрия, дисфагия, дисфония;

2) дизартрия, дизестезия, дисфония;

3) дисфония, диссоциация, дисфагия;

4) дисфагия, дисфония, диплопия.

 

9. Периферический паралич возникает при поражении двигательного  пути:

1) от задних рогов до органа;

2) от передних рогов до органа;

3) от передней центральной извилины до передних рогов спинного мозга;

4) от задней центральной извилины до задних рогов спинного мозга.

 

10. Церебральный паралич возникает при поражении:

1) задних рогов спинного мозга;

2) периферического двигательного пути;

3) передних рогов спинного мозга;

4) центрального двигательного пути.

 

11. Для поражения мозжечка характерна:

1) атактическая походка;

2) «петушиная» походка;

3) «утиная» походка;

4) «шаркающая» походка.

 

12. Давление ликвора в положении лежа:

1) ниже 100 мм вод. ст.;

2) 100-180 мм вод. ст.;

3) 200-300 мм вод. ст.;

4) больше 300 мм вод. ст.

13. Паралич – это:

1) полная утрата движений;

2) уменьшение силы и объема движений;

3) снижение чувствительности;

4) извращенная чувствительность.

 

14.Симптомы периферического паралича:

1) атония (гипотония) мышц, арефлексия (гипорефлексия), атрофия (гипот-рофия), патологические рефлексы;

2) атония (гипотония), атрофия (гипотрофия), реакция перерождения, кло-нусы;

3) атония (гипотония), арефлексия (гипорефлексия), атрофия;

4) атония (гипотония), гиперрефлексия, патологические и защитные реф-лексы.

 

15. Симптомы церебрального паралича:

1) гипертония, гиперрефлексия, патологические и защитные рефлексы, клонусы;

2) гипертония, гиперрефлексия, атрофия, патологические и защитные реф-лексы;

3) гипертония, гиперрефлексия, реакция перерождения мышц, патологи-ческие и защитные рефлексы;

4) гипотония, гиперрефлексия, патологические и защитные рефлексы.

 

16. Парестезия – это:

1) повышение чувствительности;

2) чувство онемения, покалывания;

3) расщепление чувствительности;

4) снижение чувствительности.

У пациента паралич центрального характера правой верхней конеч-

ности. Определить расположение очага:

1) справа в верхнем отделе передней центральной извилины;

2) справа в среднем отделе передней центральной извилины;

3) слева в среднем отделе передней центральной извилины;

4) слева в нижнем отделе передней центральной извилины.

 

18. Симптомы поражения мозжечка:

1) «пьяная» походка, дрожание конечностей в покое, нистагм, мимопопа-дание, гипотония мышц, расстройство речи;

2) «пьяная» походка, дрожание конечностей при движении, нистагм, мимо-попадание, гипотония мышц, расстройство речи;

3) «пьяная» походка, дрожание конечностей при движении, нистагм, мимо-попадание, гипертония мышц, расстройство речи;

4) «петушиная походка», нистагм, расстройство речи.

19. Дисфагия – это нарушение:

1) речи;

2) глотания;

3) голоса;

4) настроения.

 

20. Внутренние органы находятся под контролем:

1) периферической нервной системы;

2) передней центральной извилины;

3) мозжечка;

4) вегетативной нервной системы.

 

Эталон ответов

1.3

 2.1

 3.3

 4.1

5.2

6.3

7.3

8.1

9.2

10.4

11.1

12.2

13.1

14.3

15.1

16.2

17.3

19.2

20.4

 

ЗАДАЧА 1

На неврологическое отделение поступил пациент 30 лет с жалобами на отсутствие движений в ногах, боли в области поясницы.

В анамнезе: автомобильная катастрофа.

Неврологически: коленный и ахиллов рефлекс отсутствуют, мышечный тонус на ногах понижен, при пальпации болезненность в области поясницы.

 

Задания:

1. Назовите двигательные расстройства.

2. Определите характер нарушений движений в ногах

3. Назовите характерные признаки данной патологии.

Эталон ответа:

1. Нижняя параплегия.

2. Нарушений движений носят периферический характер, о чем свидетельствует отсутствие рефлексов (арефлексия) и пониженный тонус мышц (гипотония мышц).

3. Для периферического паралича также характерными являются: атрофия или гипотрофия мышц (отсутствие или понижение питания); перерождение мышечной ткани в соединительную или жировую; фибриллярные или фасцикулярные подергивания мышц.

 

 

ЗАДАЧА 2

Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 52 лет.

Пациент предъявляет жалобы на затруднение глотания твердой пищи, поперхивание и гнусавый оттенок голоса.

При обследовании: при попытке дать воду она выливается через нос и появляется кашель. Язык находится за линией зубов. Мягкое небо слева опушено. В остальном неврологической патологии не выявлено.

АД 120/70 мм рт.ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36,8 0С.

 

Задания:

1. Определите неотложное состояние у пациента.

2. Назовите пары черепных нервов, приведших к данной патологии и характерные симптомы.

3. Расскажите о тактике ведения пациента.

Эталон ответа:

1. Бульбарный паралич.

2. Поражены IX, X и XII пары черепных нервов. Характерным является наличие трех Д:

а) дисфония

б) дисфагия

в) дизартрия.

3. Пациента необходимо госпитализировать в неврологическое отделение.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: