Раздел 1. Общество, политика и право

§ 1. Общественная власть и социальные нормы
в первобытном обществе

 

Любая социальная общность или группа, даже самая примитивная, какой являлось первобытное стадо людей, нуждается в управлении. В основе управления лежит власть.

Общественная или социальная, власть представляет собой способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей различными средствами: принуждением, авторитетом, моралью, богатством, знаниями и т.д.

Власть выступает как отношения «господства и подчинения», «руководства и подчинения», складывающиеся между «субъектом власти» и «объектом власти», которые придают действиям людей целесообразность, упорядоченность, обеспечивают подчинение индивидуальной воли общей цели. В этой связи власть является средством согласования разнородных интересов и формирования на их базе общезначимого интереса, составляющего основу целостности общества, выступающего фактором его развития.

Следовательно, существование социальной власти обусловлено объективной потребностью общества в саморегуляции. Эта потребность вызвана неодинаковым положением людей в обществе, первоначально выражающимся в их естественной неоднородности, т.е. природных, половозрастных различиях, а затем и в различных формах социального неравенства: неравенстве статусов, богатства, образования и т.д. Это обусловливает различие их потребностей и интересов. Кроме того, в основе возникновения отношений господства и подчинения лежит природное стремление человека к самоутверждению через доминирование над другими. Более того, власть может быть результатом превосходства одного человека, наделенного неординарными волевыми качествами, знаниями, способностями, над другими. Таким образом, власть представляет собой отношения господства и подчинения, отношения зависимости между субъектом власти и ее объектом.

Субъектом власти является личность, группа, социальная общность, обладающие способностью и возможностью навязывать свою волю другим. Объектом власти выступает личность, группа, социальная общность, организация, испытывающие властное воздействие. Способность субъекта власти навязывать свою волю объекту основана на наличии ресурсов, т.е. средств, с помощью которых субъект подчиняет себе волю объекта. Среди ресурсов можно выделить авторитет, насилие, нормы права, богатство, знания, информацию и т.д.

Общественная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти, представляющей собой особую разновидность социальной власти.

Потестарная власть носит анонимный характер, т.е. не монополизирована какой-то группой общества, личностью, а осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов. Потестарная власть не предполагает выделения из общества социальной группы, занятой управлением на постоянной профессиональной основе. Собрания рода, племени, племенного союза наделяют властными функциями какое-либо лицо и они же лишают его властных полномочий. Власть предводителей, вождей, военачальников держится не на специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах и достоинствах, авторитете, харизме, силе, уме, опыте.

Социальные нормы – это правила поведения, принятые большинством общества. К ним можно отнести нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы, политические нормы, нормы права. Нормативная природа этих правил выражается в том, что они определяют границы дозволенного, обязательного и запрещенного поведения, которые являются общепринятыми в данном обществе, группе, организации.

Нарушение этих правил сопровождается применением санкций, предполагающих наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, которые выражаются в осуществлении мер как общественного воздействия, например, замечание, порицание, отлучение от церкви, так и принуждения, например, арест, штраф, лишение свободы и т.д.

Жизнь первобытного человека, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять эти правила.

Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами. Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Их название обусловлено тем, что эти правила были едиными и нерасчлененными, содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, обычаи, традиции и нормы права. Это внутреннее единство морально-правовых и религиозных начал в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты. Поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права, они имели характер единого, нерасчлененного правила поведения, подходящего под все случаи. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида. Мононормы складывались стихийно, при этом отсутствовали специальные органы, которые их вырабатывали и применяли. Древний человек сохранял те правила поведения, которые в большей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности путем регуляции семейно-брачных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи. Мононормы складывались на основе стереотипов, т.е. устойчивых ожиданий, а также понимания человеком полезности этих правил и необходимости наказания тех, кто их нарушил.

По обязательности выполнения мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания.

Нормы-запреты существовали в форме табу, и нарушение их каралось жестокими наказаниями. У многих первобытных народов существовали строгие правила поведения, среди которых было много запретов, ограничивающих произвол сильных и животный эгоизм первобытного человека. Запреты основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов божества карали людей болезнями и смертью. Табу могло быть запретом на общение с иноплеменниками, на пищу, питье, на людей, носящих траур, на браки между кровными родственниками и т.д. Таким образом, табу играли значительную роль в жизни первобытного человека. Нарушение запретов приводило к неблагоприятным последствиям для нарушителя: изгнание из рода, телесные наказания, смерть.

В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, мифов. Они формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Среди норм-ожиданий особую роль играли мифы. Они в образной форме отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку информацию о хороших и плохих способах поведения и их последствиях, содержали накопленный предыдущими поколениями социальный опыт. В таких формах, как обряд и действия, первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. Мифы выступали как руководство к действию и формировали смысл жизни человека, а также помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и создать устойчивые правила поведения.

Наряду с мифами к нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек выстраивал свое поведение, относятся нормы морали, религиозные нормы, традиции и обычаи.

В догосударственном обществе существовали нормативные и ненормативные регуляторы. Последние были выражены форме стереотипов, половозрастном закреплении социальных ролей, кровнородственных связей, авторитета лидера. Например, в условиях отсутствия специальных институтов, осуществляющих судебную власть, кровное родство сокращало до минимума конфликты внутри племени. Все названные регуляторы упорядочивали отношения внутри общины или племени.

Перечисленные выше регуляторы приводили к особым отношениям среди членов рода. Основными из них являются следующие:

1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождя). В выборах участвовали на равных правах все мужчины и женщины рода.

2. Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие все мужчины и женщины рода на равных правах.

3. Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.

4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, т.к. оно должно было оставаться внутри рода.

5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, предлагать защиту и особенно содействовать при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог на него рассчитывать; тот, кто причинял зло члену рода, причинял зло всему роду. Отсюда, из кровных уз родства, возникла обязанность кровной мести.

6. Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.

Некоторые из этих правил были справедливы и для более крупного объединения людей в догосударственный период – племени.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: