Форма государственного устройства – это административно-территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
- единая денежная система, одноканальная система налогов;
- территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
|
|
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства государственных (государствоподобных) образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают нравом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- двухканальная системна налогов;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации.
Федеративные государства можно классифицировать по следующим основаниям:
|
|
1) по способу создания - договорные федерации (возникают на основе соглашения, договора, учредительного пакта, заключаемого между самостоятельными государствами; например, США в 1787 г., СССР в 1922 г.) и конституционные федерации создаются главным образом «сверху», в результате актов государственной власти, путем принятия конституции или поправок к ней (Индия, Пакистан, Бельгия и др.). Существуют государства, сочетающие в себе элементы договорных и конституционных федераций. Примером договорно-конституционной федерации является современная Россия.
2) по критерию национальных и территориальных начал.
Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу – РСФСР, Босния, Югославия и т.д.).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это временный союз государств, созданный для достижения определенных целей.
Конфедерации свойственны следующие черты:
– создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
– создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
– каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
– члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
– неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
– у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство США, до 1848г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз, которая затем превратилась в федерацию.