Система права и система законодательства

Система права представляет собой внутреннюю организацию права, включающую многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы праваявляются:

1) нормы права;

2) правовые институты;

3) отрасли, подотрасли права.

Нормы права – это установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Институт права образует совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования определенного вида общественных отношений.

По обхвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права, а отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по следующим основаниям:

1) по сфере распространения – на отраслевые и межотраслевые;

2) по правовому характеру и назначению – на материальные и процессуальные;

3) по функциям – на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести: институт частной собственности, который является межотраслевым, материальным, регулятивным; институт гражданства, который характеризуется как межотраслевой, материальный, регулятивный; институт трудового договора, который относится к числу межотраслевых, материальных, охранительных.

Отрасль права представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Основанием деления системы права на отрасли служат предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью и повторяемостью, потребностью и возможностью их государственного урегулирования.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений.

Различают следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод. Это метод властных предписаний, обязательных для четкого, неукоснительного исполнения всеми, кому он адресован. Главным образом этот метод применяется в уголовном, административном, финансовом праве и других отраслях права;

2) диспозитивный метод. Применяется в том случае, когда субъекты правоотношений обладают равными правами и обязанностями. Данный метод предполагает наличие возможности выбора приемлемого варианта поведения участниками правоотношения в зависимости от сложившейся ситуации. В большей степени он присущ гражданскому, семейному, трудовому праву и т.д.;

3) метод поощрения. Этот метод основывается на вознаграждении за определенное позитивное поведение;

4) рекомендательный метод. Это метод совета, рекомендаций к осуществлению конкретного, желательного для государства и общества поведения.

В российской системе права выделяют следующие основные отрасли права:

1. Конституционное право – это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее значимые общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества. К числу этих норм относят основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционные нормы в силу своего верховенства влияют на нормы всех иных отраслей права.

Данная отрасль опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования, а основным источником ее является Конституция РФ – правовой акт высшей юридической силы.

2. Гражданское право – совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

В качестве основного метода регулирования гражданско-правовых отношений выступает диспозитивный метод.

Основным источником данной отрасли является Гражданский кодекс РФ.

3. Семейное право – совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения между супругами, а также между родителями и детьми (условия и порядок вступления в брак, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу и т.д.).

В качестве основного метода регулирования брачно-семейных и связанных с ними имущественных отношений выступает диспозитивный метод.

Основным источником данной отрасли является Семейный кодекс РФ.

4. Административное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка.

При регулировании административно-правовых отношений используется императивный метод.

Основным источником этой отрасли права является Кодекс РФ об административных правонарушениях.

5. Трудовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения, возникающие между наемными работниками и работодателем.

Метод правового регулирования для этой отрасли права – императивно-диспозитивный.

Основным источником этой отрасли права является Кодекс законов о труде.

6. Уголовное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере борьбы с преступностью и наказуемостью противоправных деяний.

При регулировании уголовно-правовых отношений используется императивный метод.

Основной источник этой отрасли права – Уголовный кодекс РФ.

7.Гражданско-процессуальное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере гражданско-правового судопроизводства и связанные с возбуждением гражданского дела, установлением фактических обстоятельств, доказыванием, рассмотрением дела в судебном заседании, принятием решения судом и т.д.

Метод правового регулирования для этой отрасли права – императивно-диспозитивный.

В качестве основного источника гражданско-процессуального права выступает Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

8. Уголовно-процессуальное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при осуществлении уголовного судопроизводства и связанные с привлечением к уголовной ответственности, расследованием, рассмотрением уголовного дела в суде, вынесением приговора, возможностью обжалования и пересмотра приговора и т.д.

Метод правового регулирования для этой отрасли права – императивно-диспозитивный.

В качестве основного источника выступает Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Кроме деления права по предмету правового регулирования на конституционное, трудовое, гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное и другие, выделяют по характеру и назначению материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли права содержат нормы, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, то есть непосредственно регулирующие поведение.

Процессуальныеправовыеотрасли содержат нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе реализации материальных норм.

В теории также имеет место деление отраслей права в зависимости от времени их формирования, местоположения в системе права, первичности или вторичности на фундаментальные (профилирующие, базовые, первичные), специализированные (вторичные, производные) и комплексные.

Фундаментальные отрасли (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право) сформировались в длительном историческом процессе правового развития общества и являются изначальными и основополагающими, т.к. определяют приоритетные цели и задачи, порядок и методы правового регулирования.

Специализированные отрасли образовались в рамках фундаментальных отраслей и приспособлены к регулированию отношений в особых сферах жизни общества. Так, экологическое право выделилось в процессе специализации законодательства из земельного права, семейное – из гражданского, уголовно-исполнительное – из уголовного.

Комплексные отрасли занимают промежуточное положение между различными отраслями права (содержат в себе нормы, регулирующие общественные отношения и являющиеся предметом правового регулирования иных отраслей права). Так, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным, административным, финансовым, экономическим; предпринимательское – между гражданским и финансовым и т.д.

Традиционным и самым крупным делением права является выделение двух основных групп – публичного и частного. Это деление обусловлено природой общественных отношений, входящих в предмет их правового регулирования, и особенностями национальной правовой системы.

Публичное право характеризуется тем, что:

1) имеет в качестве предмета правового регулирования общественные отношения, возникающие в области государственного управления;

2) опирается на императивный метод правового регулирования;

3) имеет преимущественно вертикальные, властные связи между субъектами.

В систему публичного права входят: конституционное право, административное право, международное публичное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, экологическое право.

Частное право характеризуется тем, что:

1) регулирует общественные отношения, возникающие преимущественно между частными лицами;

2) опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

3) имеет горизонтальные связи равных субъектов.

В систему частного права входят: гражданское право, международное частное право, семейное право, трудовое право, земельное право.

Система законодательства представляет собой совокупность источников права (законов и подзаконных актов).

Система права и система законодательства находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и в то же время имеют ряд отличий, а именно:

1) система права выступает в качестве содержания, а система законодательства выступает в качестве формы;

2) структура системы права носит объективный характер и зависит от существующих общественных отношений, а система законодательства субъективна, т.к. является результатом специальной деятельности правотворческих органов;

3) система права имеет первичный характер, а система законодательства – производный;

4) система права имеет только горизонтальное строение (отраслевое), а система законодательства еще и вертикальное (федеральное, иерархическое);

5) в структуру правовой системы входят нормы права, правовые институты, подотрасли, отрасли, а элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (главы, разделы, параграфы, статьи т.п.), отрасли законодательства.

Некоторые отрасли права полностью совпадают с отраслями законодательства (например, уголовное, семейное право), однако существуют разновидности права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли для своего воплощения и выражения (например, аграрное право, нормы которого размещаются в Конституции и в типовых договорах на аренду земельных участков).

Существуют в системе законодательства отрасли, носящие комплексный характер. Это значит, что они содержат нормы нескольких отраслей права, которые регулируют общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (военное законодательство, чрезвычайное законодательство).

Нормотворчество

Понятие «нормотворчество» состоит из двух ключевых слов: норма и творчество.

Первое слово – норма – определяет направленность (цель) нормотворческой деятельности. Такая юридическая деятельность в отличие от других видов деятельности (издания актов применения права, акты-действия, организационные мероприятия и т.д.) имеет своей целью создание правовых норм, то есть формально определенных правил поведения общего характера, если эти правила распространяются на всех граждан, или правил поведения узковедомственной направленности, если нормативные предписания рассчитаны только на сотрудников того или иного ведомства или учреждения.

Второе слово – творчество. Так, В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» раскрывает понятие «творчество» как творение, сотворение, созидание, деятельное свойство. Таким образом, становится понятным, что нормотворчество – это один из основных признаков государства, поскольку среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Однако нормотворчество – это деятельность не только государственных органов, но и должностных лиц, таких как федеральный министр, глава администрации района и т.д.

Из сказанного следует, что существуют различные виды нормотворчества.

Референдум, то есть всенародное голосование, проводимое по какому-либо важному вопросу государственной жизни. В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум, – закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Нормотворчество органов государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в России. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

К числу нормотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, президенты, правительства, министерства, ведомства и государственные комитеты республик, входящих в состав федерации, главы администраций, правительства и департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции (регулирование отношений внутри соответствующих подразделений) администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений – локальное нормотворчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow