Личные права человека

Первооснову всех прав, в том числе и личных, составляет право человека на жизнь. Это основополагающее положение, закрепленное в Конституции РФ, провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (в преамбуле и ст. 3) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 6).

Право на жизнь сохраняется вплоть до смерти человека. Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства комплекса мер по обеспечению охраны этого права от преступных посягательств, созданию условий безопасности на производстве (ежегодно погибают десятки тысяч человек). Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней, а также развитие системы социальной защиты и медицинского обслуживания населения в целях сокращения общей смертности, в первую очередь детской.

Обеспечение права на жизнь получило свое закрепление также в нормах отраслевого законодательства и, прежде всего, в Уголовном кодексе РФ. В частности, в целях охраны жизни человека законодатель предусмотрел составы преступлений, устанавливающих уголовную ответственность, например, за убийство (ст.ст. 105-108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), угрозу убийством (ст. 119 УК РФ) и т.д.

Особую значимость в этой связи представляет проблема смертной казни в России как исключительной меры уголовного наказания. В настоящее время ни одним судом не может быть вынесен смертный приговор до тех пор, пока каждый человек, кому грозит применение такой меры наказания, не получит практической возможности на рассмотрение дела судом присяжных.

С позиций цивилизованного подхода никто, в том числе и государство как основной элемент политической системы общества, не вправе лишать жизни людей, т.к. оно само устанавливает такие запреты для других. Кроме того, государство должно принимать все меры воспитательного, информационного, просветительного, профилактического, предупредительного, принудительного и иного воздействия, направленные на предотвращение противоправных деяний, способных повлечь смерть человека.

И если совершаются преступления против жизни человека, значит, государство недостаточно эффективно выполняет свои полномочия.

Право на достоинство понимается как осознание самой личностью и окружающими ее людьми факта обладания нравственными непорочными и интеллектуальными качествами.

Прежде всего, следует отметить, что достоинство – это этическая категория, выступающая как осознание своей моральной ценности, как внутренний мотив поведения личности и побуждения к деятельности.

Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства обеспечивается государством, и никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Защита должна быть обеспечена всем: взрослым и детям, дееспособным людям и душевнобольным.

Обеспечение достоинства личности предусматривает также ее защиту от применения пыток, насилия или другого жестокого или унижающего обращения. Эти положения получили свое закрепление не только в Конституции РФ, но и в таких международных актах, как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и других.

Право на свободу и личную неприкосновенность предполагает, что любое лицо, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания и т.д., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. Никто не может быть подвергнут какому-либо принуждению или ограничению в правах.

Право на свободу и личную неприкосновенность выступает в качестве показателя демократичности общества и уровня его цивилизованности. Поэтому государство и все его структуры должны быть заинтересованы в обеспечении реализации права на свободу и личную неприкосновенность.

Однако следует иметь в виду, что законодатель предусмотрел случаи принудительного ограничения прав и свобод личности: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для общества, и др.

В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ предусмотрены гарантии обеспечения права личности на свободу и личную неприкосновенность: установление судебного порядка ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную и гарантированную человеку государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Это право представляет собой сведения о жизни человека в сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, которые не подлежат контролю со стороны государства, его органов, должностных лиц, а также иных структур и граждан.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без воли лиц, проживающих в этом жилище, проникнуть в него. Это положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 12), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вместе с тем в ст. 25 Конституции РФ содержится положение, устанавливающее право на ограничение неприкосновенности жилища, определяемое федеральным законом или на основе судебного решения. Уполномоченные на то государством органы и должностные лица в соответствии с УПК и Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» обязаны представить в суд материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище. Только в случае вынесения судьей постановления о разрешении допускается проникновение в жилище без согласия проживающих в нем лиц. Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» работники милиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право входить беспрепятственно в жилые помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках. Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Право на неприкосновенность жилища ограничивается также в случаях проведения обысков и выемок, что регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 165).

Нарушение права на неприкосновенность жилища граждан государство определяет как уголовно наказуемое деяние (ст. 136 УК РФ).

Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком представляет собой основанное на свободном выборе этническое самоопределение личности. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного волеизъявления человека в этом вопросе. С одной стороны, это действительно прогрессивный шаг, показывающий свободу личности. Кроме того, важно отметить, что определение национальности не влечет никаких правовых последствий, и государство не гарантирует каких-либо привилегий лицу, исходя из его национальной принадлежности.

С другой стороны, важность национальной принадлежности не следует недооценивать. Свобода выбора национальности может привести к нарушению преемственности кровно-родственных отношений. Ведь человек вправе определить свою национальность независимо от национальной принадлежности своих родителей, что в свою очередь может повлиять на сохранение и развитие национальных особенностей народов, населяющих Российскую Федерацию, их культуры, традиций и языка.

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным выражением права самоопределения личности. Закрепленное положение предоставляет гражданам свободу передвижения по стране, а также беспрепятственные выезд из страны и въезд в страну.

В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ в нашей стране действует Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регламентирующий право граждан по обозначенным направлениям.

Право на свободу совести и вероисповедания в широком смысле представляет собой право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В узком и наиболее распространенном смысле это право связано с отношением человека к религии.

Многовековая история взаимоотношений государства и церкви определила три основных направления, характеризующих отношение личности к свободе совести и вероисповедания. Человек может верить в бога, исповедовать какую-либо религию, не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально.

Правовой основой, регламентирующей право личности на свободу совести и вероисповедания, являются ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ее реализация обеспечена Федеральным законом от 26 сентября 1997 г., с изм. и доп. от 25 июля 2002 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

Политические права и свободы личности следует рассматривать как обеспеченную государством посредством нормативного закрепления возможность участия человека в общественно-политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Право на свободу мысли и слова означает свободу идей, мнений, убеждений и способности их беспрепятственного гласного выражения, не нарушая прав и репутации других лиц, а также не создавая угрозы государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения.

Право на объединение есть основанное на принципах добровольности, равноправия, законности и гласности право граждан на участие в общественной и политической жизни страны посредством создания различного рода общественных объединений. Государство призвано не допускать факты вмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность государства, его органов и должностных лиц.

Правовой основой обеспечения права на объединение помимо Конституции РФ являются Федеральный закон от 19 мая 1995 г.  «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Заметим, что для данного права характерна одна особенность. По общему правилу правом на объединение обладают российские граждане, иностранцы и лица без гражданства. Однако право на создание политических партий и участие в их деятельности имеют только граждане России, что определено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях».

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование есть выражение воли граждан на мирные мероприятия и встречи в целях публичного изъявления своих требований и интересов. Обеспечение этого права выступает необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества.

Правовую основу обеспечения данного права граждан составляют Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 20), подчеркивающая, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), где признается право на мирные собрания, непосредственно действующая Конституция РФ, а также Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку,представляет собой право работников на защиту своих нарушенных прав и законных интересов на основании и в порядке, установленном в законодательстве. Государство обеспечивает реализацию права на индивидуальные и коллективные трудовые споры посредством судебного рассмотрения. Так, порядок разрешения индивидуальных споров определен Трудовым кодексом РФ в главе 60 (ст.ст. 381-397), Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г., в редакции Федерального закона от 9 июля 2002 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», а также комиссиями по трудовым спорам. Коллективные споры рассматриваются в примирительном порядке в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса (ст.ст. 398-418) и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г. Кроме того, в целях обеспечения прав и свобод граждан в Российской Федерации государство не только признает забастовку как форму разрешения спора трудового характера, выражающуюся во временном отказе от выполнения трудовых обязательств, но и принимает активное участие в ее организации.

Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме означает право граждан избирать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации определены действующим законодательством. В настоящее время действует Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется в двух формах:

1) непосредственно, то есть путем изъявления своей воли на выборах, на референдуме, а также личного участия в деятельности органов власти;

2) через своих представителей (например, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов РФ и других представительных органов).

Право на обращение рассматривается не только как возможность граждан обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления, но и как способ восстановления нарушенного права. Значение этого права состоит в возможности для граждан воздействовать на сформированные при их участии государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание обращения не регламентируется, поэтому в нем могут содержаться как общие государственные проблемы, так и проблемы личные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: