Гарантии обеспечения прав и свобод личности

В вопросе о правах личности проблема гарантий занимает одно из центральных мест, т.к. по степени обеспеченности прав и свобод можно говорить о их реальной ценности.

Термин «гарантия» произошел от французского слова garan-tie, которое означает «ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо». Гарантировать – значит определенным образом обеспечивать, ограждать, охранять, защищать, делать реальным.

Под гарантиями обеспечения прав личности следует понимать условия и средства, при помощи которых воплощаются в реальную действительность права, свободы и законные интересы граждан.

Права человека в обществе обеспечиваются не каким-то одним видом, а целой группой гарантий, образующих соответствующую систему.

Традиционно систему гарантий подразделяют на две группы: общие условия (экономические, политические, идеологические) и специальные средства (юридические) обеспечения прав человека.

Под общими гарантиями следует понимать систему условий, факторов и иных отношений, составляющих базу использования специальных мер по обеспечению реализации, охране и защите прав и свобод личности. Как уже указывалось, общие гарантии классифицируются на экономические, социальные, политические, духовные и идеологические.

Экономические гарантии – это материальные условия жизни, обусловленные социально-экономическим устройством общества, наличием многообразия форм собственности, основанных на партнерстве между человеком и государством.

Экономические гарантии являются определяющими, базисными в системе гарантий. От состояния и уровня экономического развития общества, организации системы хозяйствования в значительной мере зависит возможность государства эффективно выполнять свои разнообразные функции, и в том числе обеспечить гражданам реализацию провозглашенных в нормах позитивного права основных прав и свобод.

Современный период развития экономики в нашей стране является переходным. Происходит преобразование в качественно иную экономическую систему, переосмысление места и роли государства в экономических процессах. Государство как исторически сложившийся институт макрорегулирования экономических процессов не может быть отстранено от рыночных преобразований, даже если признать, что именно несостоятельность государственной централизованной системы управления народным хозяйством оказалась одной из главных причин переживаемого нашей страной системного кризиса и побудителем перехода к рыночному типу экономики.

Проблема эффективного функционирования экономики и степень оказываемого на нее влияния со стороны государства является одной из центральных и наиболее дискуссионных тем современного общества.

Следует особо акцентировать внимание еще на одном аспекте экономических гарантий обеспечения прав личности, а именно: спокойствии, личной неприкосновенности, чести и достоинстве каждого гражданина. Эти социальные ценности могут быть реализованы и надежно обеспечены лишь при наличии в обществе экономического достоинства личности. Без экономического достоинства личности, без свободы в сфере экономического выбора, соответствующего способностям и возможностям людей, создать необходимые экономические гарантии реализации прав и свобод граждан в какой бы то ни было сфере невозможно, как невозможно и обеспечить социальную справедливость.

Социальные гарантии – это комплекс мер общественного воздействия, направленных на расширение реальных условий для реализации каждой личностью и обществом в целом своих потенциальных возможностей.

Социальные гарантии призваны обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность граждан. Условия, способствующие обеспечению достойной жизни, получают выражение в праве граждан на предоставление любому человеку достаточного питания, одежды и жилья, а также право на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Кроме того, социальные гарантии выражают право на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защищенность личности в обществе определяется степенью реализации ее права на определенный уровень благосостояния.

Важная роль в обеспечении социальных гарантий отводится государству. В ст. 7 Конституции РФ наше государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации, как указывается далее в этой статье, «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Такая роль государства вынуждает его отказываться от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идеям правового государства, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств.

Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и присущими демократическому обществу политическим плюрализмом и реальностью разделения властей.

Политические гарантии направлены на развитие и совершенствование политической системы общества, всей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа.

В условиях современного Российского государства политическими гарантиями защиты личности должны стать: основа государственного строя, политическая система общества, верховенство Конституции, принцип разделения властей, парламентаризм, гласность, наличие развитой системы местного самоуправления и т.д.

Духовные гарантии – это система культурных ценностей общества, его научный и творческий потенциал, образованность, нравственные установки его членов.

В целях развития и совершенствования форм и методов повышения уровня образованности населения страны расширяется сеть высших и средних специальных учебных заведений. Постоянно идет реформирование средней образовательной школы, что непосредственно касается обеспечения прав человека в России. Создаются общественные центры, основной задачей которых является улучшение знаний населения по правам человека. Они организуют ознакомление с основными международными документами в сфере прав человека, изучение федерального и регионального законодательства в этой области, а также способствуют повышению квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Например, «Школа прав человека» проводит в регионах ежегодные семинары, с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, в целях повышения профессионального уровня знаний в области прав человека.

Духовное возрождение России проходит посредством воплощения в жизнь людей свободы совести и вероисповедания.

Обозначенные направления в принципе способствуют совершенствованию развития прав человека как одной из высших духовных ценностей современной России.

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развивается духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, основанное на глубоком уважении к праву как социальной ценности.

Стабильность обеспечения прав личности в условиях формирования основ цивилизованного государства может основываться лишь на прочном идеологическом фундаменте, предполагающем приоритет общечеловеческих ценностей как важнейшего результата общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Идеологические гарантии во многом определяются уровнем правовой, духовной и общей культуры населения.

Обеспечение прав человека возможно при таком уровне правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь законодателя, государственного и муниципального служащего.

Обеспечение необходимого уровня правовой культуры возможно лишь при условии хорошей организации правовой пропаганды, четкой системы воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. Только формируя новое политико-правовое мышление, переориентируя сознание общества на истинные общечеловеческие ценности, возможно создание высокого уровня индивидуального и общественного, политического и правового сознания и культуры, подлинно гуманистической морали, что будет являться реальным идеологическим условием обеспечения прав личности.

Несомненно, подобная задача требует приложения больших усилий не только со стороны государства и его органов, а также органов местного самоуправления, общественных организаций, но и отдельных граждан.

Однако общие гарантии сами по себе не могут самостоятельно обеспечить правомерную реализацию прав и свобод личности. Здесь необходимы специальные или юридические (правовые) гарантии, цель которых состоит в непосредственном удовлетворении интересов, лежащих в основе прав и свобод личности.

Юридические гарантии – это специальные юридические средства, внутренние юридические механизмы, которые нацелены на то, чтобы обеспечить реальное осуществление требований законности. Юридические средства и механизмы основаны на следующем:

1) совершенстве, развитости правовой системы в целом, отработанности законодательства, его полноте, непротиворечивости, высоком уровне развития и авторитете юридической культуры;

2) эффективной системе надзора и контроля за обеспечением прав человека, направленной на предупреждение правонарушений;

3) действенных мерах государственного принуждения (меры юридической ответственности, меры защиты), призванных восстановить нарушенное правонарушением состояние, оказать воздействие на нарушителя юридических норм;

4) качественной и эффективной работе юридических органов – правотворческих и правоприменительных, которые обеспечивают на практике функционирование всех юридических механизмов;

5) постоянном совершенствовании законодательства и действенном надзоре за законностью, применении к правонарушителям законных государственно-принудительных мер.

Под специальными (правовыми) гарантиями следует понимать систему условий и средств, обусловленных особенностями экономического и общественного строя, закрепленную в действующем законодательстве и непосредственно направленную на обеспечение прав и свобод личности.

В структуру специальных (правовых) гарантий входят: меры по совершенствованию законодательства, меры охраны, меры защиты, меры ответственности и контрольно-надзорные мероприятия.

При этом меры по совершенствованию законодательства предполагают самостоятельный вид обеспечительной деятельности государства по созданию и совершенствованию юридических средств, которые призваны непосредственно создать условия для правомерной реализации гражданами своих прав и свобод.

К мерам по совершенствованию законодательства относятся:

1) степень соответствия правовых норм общественным отношениям, интересам и потребностям общества;

2) полнота урегулирования общественных отношений правом;

3) степень ясности, четкости, доступности правовых предписаний;

4) наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали;

5) законность нормативных актов, то есть соответствие их Конституции, другим вышестоящим законам (нормативно-правовым актам);

6) существование (отсутствие) правовых коллизий;

7) уровень систематизации законодательства.

Путь к юридическому обеспечению прав и свобод личности начинается с законодательного оформления сущности государства, общественного строя, приверженности к таким демократическим политико-правовым принципам, как правовая государственность, верховенство закона, разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством и т.д.

Меры охраны – это осуществляемые государственными органами и общественными организациями мероприятия, направленные на предупреждение нарушений прав и свобод личности, устранение причин, их порождающих, и способствующие, таким образом, правомерной реализации гражданами своих прав и свобод.

Меры защиты – принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права.

Меры ответственности – это те неблагоприятные последствия физического, материального и имущественного характера, которые наступают в отношении субъектов, допустивших нарушения прав и свобод личности.

Важное место в системе специальных (правовых) гарантий обеспечения прав и свобод личности занимают контрольно-надзорные мероприятия.

Контрольно-надзорные меры представляют собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на выявление и предотвращение фактов нарушения прав и свобод граждан, а также принятие необходимых мер к их устранению со стороны соответствующих органов и должностных лиц.

Применительно к обеспечению прав и свобод личности в системе специальных гарантий следует выделить два основных вида контроля: международный и государственный.

Международный контроль представляет собой систему мер по обеспечению претворения в жизнь юридических обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека.

Международный контроль в области обеспечения прав человека как институт коллективного контрольного механизма для наблюдения за выполнением государствами взятых на себя обязательств образовался и начал активно действовать после Второй мировой войны. Важной особенностью деятельности контрольного механизма по правам человека является активное участие в этом процессе международных организаций (универсальных и региональных) и созданных под их эгидой контрольных органов, а также контрольных органов, действующих в рамках межгосударственных договоров по правам человека.

Среди международных механизмов по защите прав человека особое место занимает контрольный механизм Организации Объединенных Наций.

Главную ответственность за выполнение функций Организации по содействию, всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека, несет Генеральная Ассамблея ООН (ст. 60 Устава ООН).

Государственный контроль – деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению фактов нарушения прав человека, анализу фактического положения дел и сопоставлению этого положения с намеченными целями и задачами, а также принятию необходимых мер по устранению выявленных недостатков и недопущению их в будущем.

Государственный контроль разнообразен и подразделяется на конституционный, президентский, парламентский, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный и ведомственный контроль.

В завершение рассмотрения вопроса о системе гарантий защиты личности необходимо отметить, что между общими и специальными (правовыми) гарантиями существует тесная взаимосвязь.

 

 

§ 32. Виды прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации

Классификация прав и свобод человека и гражданина условно включает три большие группы. Первая группа – личные права и свободы; вторая – политические права и свободы; третья – экономические, социальные и культурные права и свободы. Хотя все они взаимосвязаны, но тем не менее различны по содержанию.

К личным правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся следующие:

1) право на жизнь (ст. 20);

2) право на достоинство личности (ст. 21);

3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

4) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

5) право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

6) право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

7) право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

8) право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28).

Политические права и свободы включают:

1) свободу мысли и слова (ст. 29);

2) право на объединение (ст. 30);

3) право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37);

5) право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме (ст. 32);

6) право на обращение (ст. 33).

К экономическим правам относятся:

1) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

2) право частной собственности (ст. 35);

3) свобода труда (ст. 37).

Среди разнообразных социальных и культурных правможно выделить следующие:

1) право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

3) право на жилище (ст. 40);

4) право на отдых (ч. 5 ст. 37);

5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

6) право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

7) право на образование (ст. 43).

Каждому праву и свободе личности соответствуют конкретные позитивные обязанности государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: