Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

 

Направление подготовки/ Специальность подготовки
Институт дефектологического образования и реабилитации

 

Основная (профессиональная) образовательная программа
Сурдопедагогика (Начальное образование детей с нарушением слуха)


 

 

РЕФЕРАТ
по основам генетики

 

Обучающегося 1 курса
Форма обучения – заочная
Прапорщикова Анна Евгеньевна

Преподаватель:

Булгакова Ольга Сергеевна

 

 

 г. Санкт-Петербург, 2020г







Грегор Мендель-основоположник генетики

Грегор Мендель – гениальный ученый первооткрыватель, непризнанный гений и талант своего времени. Его кропотливая работа длиною в жизнь была вновь открыта только в 1900 году, принеся посмертную славу, и легла в основу новой науки, которую в дальнейшем окрестили генетикой. Включительно до 70-х годов ХХ века генетика двигалась по направлению, проложенному Менделем. Только после того, как ученые научились читать уникальную последовательность нуклеиновых оснований в молекулах ДНК, понятие наследственности стали изучать, полагаясь на физико-химические методы, а не на анализ гибридизации.
Родился Мендель в 1822 в Хейнцендофе (сейчас Гинчице, Чехия). В 1843 году в Ольмюце с успехом закончил обучение в философских классах. Затем, находясь под гнетом тяжелого финансового положения и не выдержав этого напряжения, принял постриг в монахи Брюнского монастыря, который на то время являлся культурным и научным центром Моравии. Так, Мендель приобрел финансовую поддержку и покровительство для дальнейшего обучения. В его распоряжении был доступ к богатой библиотеке, коллекции минералов и гербариев.
Будучи монахом и имея тяготения к наукам, Мендель преподавал физику и математику в местной школе, однако, не пройдя государственную аттестацию, в 1851 году становится вольнослушателем Венского университета, где постигает физику, математику, химию, ботанику и палеонтологию. По возвращении, из Вены стал учителем физики и природоведения в Броно.
В 1856 году Мендель посвящает себя изучению ботаники, метеорологии и начинает, ведя тщательные записи, свои знаменитые эксперименты по скрещиванию гороха разных сортов. На основе скрупулезно сделанных записей он сформулировал правила, объясняющие наследственность и которые современному миру известны как гениальные Закономерности наследования признаков – законы Менделя.
Результаты своих экспериментальных работ Мендель опубликовал в труде «Опыты с гибридами растений». Однако статья была не понята современниками и не получила положительных отзывов. Так, кропотливые опыты с горохом принесли своему автору почетный титул «отец генетики», но, к великому сожалению, только после смерти.
Умер Мендель в 1884 году, в ипостаси настоятеля монастыря. Хоть он так и не был замечен современниками, в своей правоте он остался непоколебим. Его слова: «Мое время еще придет!» написаны на его памятнике, находящимся перед монастырским садом, где он занимался своими опытами.






Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

Основные закономерности наследования впервые были разработаны Грегором Менделем. Любой организм обладает многими наследственными признаками. Наследование каждого из них Г. Мендель предложил изучать независимо от того, что наследуется другими. Доказав возможность наследования одного признака независимо от других, он тем самым показал, что наследственность делима и генотип состоит из отдельных единиц, определяющих отдельные признаки и относительно независимых друг от друга. Выяснилось, что, во-первых, один и тот же ген может оказывать влияние на несколько различных признаков и, во-вторых, гены взаимодействуют друг с другом. Это открытие стало основой для разработки современной теории, рассматривающей генотип как целостную систему взаимодействующих генов. Согласно этой теории, влияние каждого отдельного гена на признак всегда зависит от остальной генной конституции (генотипа) и развитие каждого организма есть результат воздействия всего генотипа.

Аллельные гены – гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

При полном доминировании доминантный ген полностью подавляет проявление рецессивного гена.

Неполное доминирование носит промежуточный характер. При этой форме взаимодействия генов все гомозиготы и гетерозиготы сильно отличаются друг от друга по фенотипу.

Кодоминирование – явление, при котором у гетерозигот проявляются оба родительских признака, то есть доминантный ген в полной мере не подавляет действие рецессивного признака. Примером может служить окрас шерсти коров шортгорнской породы, доминантная окраска – красная, рецессивная – белая, а гетерозигот имеет чалую окраску – часть волосков красного и часть волосков белого цветов.

Известны и другие формы взаимодействия, когда вступают во взаимодействие три и более гена – такой тип взаимодействия носит название множественный аллелизм. За проявление таких признаков отвечают несколько генов, два из которых могут находиться в соответствующих локусах хромосом. Наследование групп крови у человека – пример множественного аллелизма. Группа крови у человека контролируется аутосомным геном, его локус обозначается I, три его аллели обозначаются А, В, 0. А и В – кодоминантны, О – рецессивен по отношению к обоим. Зная, что из трех аллелей в генотипе может быть только две, мы можем предположить, что сочетания могут быть соответствующими четырем группам крови.

Неаллельные гены – это гены, расположенные в различных участках хромосом и кодирующие неодинаковые белки. Неаллельные гены могут взаимодействовать между собой. Во всех случаях взаимодействия генов менделевские закономерности строго соблюдаются, при этом либо один ген обуславливает развитие нескольких признаков, либо, наоборот, один признак проявляется под действием совокупности нескольких генов. Взаимодействие неаллельных генов проявляется в четырех основных формах: эпистаз, комплементарность, полимерия и плейотропия.

Комплементарность – тип взаимодействия генов, при котором признак может проявляться в случае нахождения двух или более генов в генотипе. Так, в образовании хлорофилла у ячменя принимают участие два фермента, если они находятся в генотипе вместе – развивается зеленая окраска хлорофилл, если находится только один ген – растение будет иметь желтую окраску. В случае отсутствия обоих генов растение будет иметь белый окрас и будет нежизнеспособно.

Эпистаз – взаимодействие генов, при котором один неаллельный ген подавляет проявления другого неаллельного гена. Примером служит окраска оперения у кур белых леггорнов, которая контролируется двумя группами ген:

доминантный ген – А, отвечает за белый окрас;

рецессивный ген – а, за цветную окраску;

доминантный ген – В, отвечает за черный окрас;

рецессивный ген – в, за коричневый окрас.

При этом белая окраска подавляет проявление черной

Полимерия – явление, при котором развитие признаков контролируется несколькими неаллельными генами, располагающимися в разных хромосомах.

Чем больше доминантных аллелей данного гена, тем больше выраженность данного признака. Примером полимерии является наследование цвета кожи у человека. За окраску цвета кожи у человека отвечает две пары генов:

если все четыре аллели этих генов будут доминантны, то проявится негроидный тип окраски кожи;

если один их генов будет рецессивный – окраска кожи будет темного мулата;

если две аллели будут рецессивными – окраска будет соответствовать среднему мулату; если будет оставаться только одна доминантная аллель – окраска будет светлого мулата; если рецессивны все четыре аллели – окраска будет соответствовать европеоидному типу кожи.

Плейотропия – взаимодействие, при котором один ген контролирует развитие нескольких признаков, то есть один ген отвечает за формирование фермента, который влияет не только на свою реакцию, но и оказывает влияние на вторичные реакции биосинтеза.

Такое нарушение приводит к тому, что у человека формируются вывих хрусталика глаза, пороки клапана сердца, длинные и тонкие пальцы, пороки развития сосудов и частые вывихи суставов.

Генотип – это не простая совокупность генов, а система сложного взаимодействия между ними. Формирование признака есть результат совместного действия нескольких генов.

Задание 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: