Краткая история Delphi

DELPHI 7 - СРЕДА ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

 

       Среда предназначена для быстрой (RAD) разработки прикладного ПО для операционных систем Windows, Mac OS X, а также iOS и Android. Благодаря уникальной совокупности простоты языка и генерации машинного кода позволяет непосредственно, и, при желании, достаточно низкоуровнево взаимодействовать с операционной системой, а также с библиотеками, написанными на C/C++.

Ø Первая версия Borland Delphi (позже известная как Delphi 1) была выпущена в 1995 году и была предназначена для разработки 16-разрядных приложений для Windows 3.1. В 1996 году 32-битные приложения, в 1998 году - динамические массивы.

Ø В 2001 году Borland реализовал версию Delphi под Linux, названную Kylix.

Ø Delphi 7, выпущенная в августе 2002 года, стала стандартом для многих разработчиков Delphi.

Ø 25 августа 2009 года компания Embarcadero Technologies объявила о продаже интегрированной среды разработки Embarcadero Rad Studio 2010, в которую вошла новая версия Delphi 2010.

Ø Последняя версия - Delphi 10.3 Rio - выпущена 22 ноября 2018 года (последний релиз — 10.3.3 — выпущен 21.11.2019).

--------------------------------------------------------

При запуске Delphi, на экаие отображается среда разработки программного обеспечения, в дальнейшем - интерфейс (рис. 1). 

 

 

рис. 1

Интерфейс Delphi состоит из нескольких окон, содержащих различные элементы управления.

 

Рис.2

 

1. Главное окно интерфейса (рис.2), которое состоит из:

 

рис.3

    Главного меню (рис.3), в котором собраны все инструменты для управления средой разработки.

 

рис.4

 

    Панели быстрого управления настройками (рис.4), с помощью которой можно быстро сохранять и загружать различные конфигурации рабочего пространства,

 

рис.5

 

Палитры компонентов (рис. 5), содержащую различные визуальные компоненты (инструменты), которыми можно манипулировать.

 

рис.6

 

     Панель компонентов (рис.6) - в данном случае - палитра Standard- которые можно использовать в процессе разработки программы.

2. Окно иерархии (дерево компонентов приложения (Object Tree View) (рис.7), с помощью которого можно отслеживать структуру компонентов, выделять и перемещать отдельные компоненты.

3. Инспектор объектов, который предназначен для управления свойствами (Properties - рис.8) и событиями (Evants - рис.9) компонентов.

4. Окно будущего приложения (Форма - рис. 1).

5. Интерактивный Редактор Кода (рис.10), в котором, при старте среды, открыт модуль формы приложения Unit1, с помощью которого можно осуществлять программный доступ к форме Form1 и её компонентам (писать код программы).

 

рис. 10

 

Помимо интерфейса для разработки программы, автоматически создаются еще несколько файлов:

1. Файл управления проектом - Project1 (рис. 11). В данном файле автоматически прописываются все формы и Unit - ы Входящие в проект. Выполняется инициализация проекта (программы), создаются формы и производится их запуск.

 

рис. 11

2. Файл с расширением  .dpr — Project1 (рис. 11) - исходный код проекта (pascal)

3. Файл с расширением  .dfm — исходный код формы

4. Файл с расширением  dcu — скомпилированный модуль

5. Файл с расширением  pas — исходный код модуля (pascal)

 

и еще ряд файлов.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Модуль написания кода (Unit) Delphi состоит из заголовка, разделов


 

Пример заготовки исходного  модуля в Delphi:

Unit Unit1;

 


Interface

uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

Type

TForm1 = class(TForm)

 

Private

{ Private declarations }

Public

{ Public declarations }

end;

 

Var

Form1: TForm1;

 

Implementation

 

Uses // при необходимости прописывается вручную

{$R *.dfm}

Var a,b,c: Real;

{ Область операторов - например}

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Begin

// программный код обработки щелчка мышки по

//  буттону1

end;

…………………………………………………………….

End.

 

Заголовок программы содержит имя программы, например - Unit Unit1;

Тело программы состоит из двух разделов: interface и  Implementation.

В разделе interface (описательная часть) содержаться следующие разделы:

Ø раздел подключаемых библиотек и модулей программы - Uses

Ø раздел описания типов - type

Ø раздел описания переменных - Var

Раздел private и public не обязательны для заполнения. В общем случае public делает объект доступным для всего приложения, а private - только для своей области.

 

Описанные в данном разделе переменные и типы данных доступны всем подключенным модулям программы.

В разделе Implementation (исполняемая часть программы):

Ø Раздел перекрестных ссылок подключаемых модулей - Uses ( при необходимости прописывается вручную )

Ø Раздел подключения ресурсных файлов - {$R *.dfm}

Ø раздел описания переменных - Var ( при необходимости прописывается вручную ).

Описанные в данном разделе переменные доступны только данному модулю (Unit-у).

Ø Область операторов

Ø Завершение программы End.

В разделе описания переменных необходимо определить тип всех переменных, используемых в программе, например:

var P,Q,R: Integer; A,B: Char; F1,F2: Boolean;

Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в OBJECT ПАСКАЛЬ - программе должны быть обязательно описаны все компоненты и переменные программы.

Раздел операторов представляет собой набор процедур, которые содержат код обработки событий различных компонентов.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Begin

// программный код обработки щелчка мышки по буттону1

end;

Операторы отделяются друг от друга символом -;

Текст программного модуля заканчивается оператором END. с точкой!!!!!

НЕКОТОРЫЕ БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ DELPHI

Итак, среда разработки Delphi ориентирована, прежде всего, на создание программ для Windows. При этом большое внимание уделяется возможности визуальной разработки приложений с помощью большого набора готовых компонентов Delphi. Компоненты Delphi охватывают практически все аспекты применения современных информационных технологий. Следовательно, для работы в Delphi прежде всего требуется изучить базовые компоненты Delphi, из которых состоит практически любое приложение.

 

Страница Standart

На этой странице расположены стандартные для Windows интерфейсные элементы, применяющиеся наиболее часто.
Пикто- грамма Имя Назначение
MainMenu Главное меню программы. Компонент способен создавать и обслуживать сложные иерархические меню.
PopupMenu Всплывающее меню. Обычно это меню появляется после нажатия правой кнопкой мыши.
Label Метка. Используется для размещения не очень длинных сообщений в виде статического текста
Edit Редактор ввода. Предназначена для ввода пользователем текстовой информации в виде одной строки.
Memo Многострочный текстовый редактор. Используется для ввода пользователем и отображения многострочного текста без функций форматирования.
Button Командная кнопка. Используется для реализации в программе команд с помощью обработчика события OnClick этого компонента.
CheckBox Независимый переключатель. Используется его свойство Checked (отмечено), имеющее значения true или false, меняющееся при щелчке мышью.
RadioButton Зависимый переключатель. Используется для выбора только одного из нескольких вариантов. Для этого компонент объединяется как минимум с одним или несколькими такими же компонентами в группу. Щелчок по компоненту приводит к его выделению и снятию выделения ранее выбранного компонента. Также имеет свойство Checked.
ListBox Список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и даёт возможность проконтролировать текущий выбор.
ComboBox "Выпадающий" список выбора. Представляет собой комбинацию компонентов Edit и ListBox.
ScrollBar Полоса прокрутки. Представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, управляющую визуальным представлением компонентов, не помещающихся целиком в окне программы.
GroupBox Контейнер группы компонентов. Используется для группировки нескольких связанных по смыслу компонентов.
RadioGroup Группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных между собой зависимых переключателей.
Panel Панель. Этот компонент, как и GroupBox, служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создавать эффекты "вдавленности" и "выпуклости".
ActionList Список действий. Служит для централизованной реакции программы на действия пользователя, связанные с выбором одного из группы однотипных управляющих элементов, таких как опции меню, кнопки и т.д.

 

Страница Additional

На страницу Additional помещены дополнительные компоненты, без некоторых из которых сегодня трудно представить программу для Windows: кнопки с дополнительными свойствами, таблицы, компоненты для размещения изображений и многие другое.

Пикто- грамма Имя Назначение
BitBtn Командная кнопка. Отличается от стандартной кнопки Button возможностью отображения пиктограммы.
SpedButton Пиктографическая кнопка. Обычно используется для быстрого доступа к опциям Главного Меню.
StringGrid Таблица строк. Этот компонент обладает мощными возможностями для представления текстовой информации в табличном виде.
DrawGrid Таблица изображений. Этот компонент используется для представления изображений в табличном виде.
Image Рисунок. Компонент для отображения изображений, в том числе пиктограмм и метафайлов.
Shape Фигура. С помощью этого компонента можно вставить на Форму правильную фигуру - прямоугольник, эллипс, окружность.
Bevel Кромка. Служит для выделения отдельных частей Формы трёхмерными рамками и полосами.
ScrollBox Панель с полосами прокрутки. В отличие от компонента Panel автоматически вставляет полосы прокрутки, если размещённые на нём компоненты отсекаются его границами.
CheckListBox Список множественного выбора. Отличается от стандартного компонента ListBox наличием рядом с каждой опцией независимого переключателя типа CheckBox, облегчающего выбор сразу нескольких опций.
Splitter Граница. Этот компонент создаёт границу между двумя видимыми компонентами и даёт возможность пользователю перемещать её.
StaticText Статический текст. Отличается от стандартного компонента Label наличием собственного Windows-окна, что позволяет обводить текст рамкой или выделять его в виде "вдавленной" части Формы.
Chart Диаграмма. Этот компонент облегчает создание специальных панелей для графического представления данных.

 

 


Страница Win32

Эта страница содержит компоненты, представляющие собой интерфейсные элементы для 32-разрядных операционных систем Windows. Использующие эти компоненты программы выглядят в стилистике последних версий операционных систем Windows.

 

Пикто- грамма Имя Назначение
TabControl Набор закладок. Каждая закладка представляет собой поле с надписью и/или текстом. Выбор той или иной закладки распознаётся программой и используется для управления содержимым окна компонента.
PageControl Набор панелей с закладками. Каждая панель может содержать свой набор интерфейсных элементов и выбирается щелчком по связанной с ней закладке.
ImageList Набор рисунков. Представляет собой хранилище для нескольких рисунков одинакового размера, например, пиктограмм для кнопок.
RichEdit Многострочный редактор форматированного текста. В отличие от компонента Memo может изменять такие характеристи текста как шрифт, цвет, выравнивание и т.д. (формат RTF).
TrackBar Регулятор. Используется для управления значениями некоторых величин в программах. Например, с его помощью удобно изменять громкость звучания мультимедийных устройств.
ProgressBar Индикатор процесса. С помощью этого компонента можно отображать ход исполнения достаточно длительного процесса, например, копирование данных.
UpDown Цифровой регулятор. Две кнопки этого компонента служат для увеличения (верхняя) или уменьшения (нижняя) связанной с компонентом числовой величины. Для отображения этой величины умеет ассоциироваться с компонентом Edit.
HotKey Управляющая клавиша. Компонент служит для ввода управляющих кодов, таких как F1, CTRL+Shift и т.д.
Animate Мультипликатор. Предназначен для отображения движущихся изображений (видеоклипов). Имеет ограничение - не может сопровождать видеоклип звуком. Как и компонент ProgressBar, применяется в основном для сопровождения длительных процессов.
DateTimePicker Селектор времени/даты. Этот компонент предназначен для ввода или отображения времени или даты.
MonthCalendar Календарь. Служит для отображения календаря и выбора даты или диапазона дат.
TreeView Дерево выбора. Представляет собой совокупность связанных в древовидную структуру пиктограмм. Обычно используется для просмотра структуры каталогов и других подобных элементов, связанных иерархическим образом.
ListView Панель пиктограмм. Организует просмотр нескольких пиктограмм и выбор нужной. Компонент способен располагать пиктограммы в вертикальных или горизонтальных рядах и показывать их в крупном или мелком масштабе.
HeaderControl Управляющий заголовок. Представляет собой горизонтальную или вертикальную полосу, разделённую на ряд смежных секций с надписями. Размеры секций можно менять на этапе работы программы. Обычно используется для изменения размеров столбцов или строк в разного рода таблицах.
StatusBar Панель статуса. Предназначена для размещения разного рода служебной информации в окнах редактирования. Пример - нижняя часть рамки окна текстового редактора Word.
ToolBar Инструментальная панель. Этот компонент служит контейнером для командных кнопок BitBtn и способен автоматически изменять свои размеры и положение при добавлении или удалении кнопок.
CoolBar Инструментальная панель. В отличие от ToolBar, используется как контейнер для размещения стандартных интерфейсных компонентов Windows, таких как Edit, ListBox, ComboBox и т.д.
PageScroller Прокручиваемая панель. Служит для размещения узких инструментальных панелей. При необходимости автоматически создаёт по краям панели стрелки прокрутки.

 


Страница System

На этой странице представлены компоненты, которые имеют различное функциональное назначение (например, Timer - очень важный в любой программе компонент), в том числе компоненты, поддерживающие стандартные для Windows технологии межпрограммного обмена данными OLE и DDE.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: