Социология Макса Вебера

Чрезвычайно важной фигурой классического периода западной социологии является М. Вебер (1864-1920), явившийся основоположником понимающей социологии.

Социология Вебера опирается на методологическую концепцию «понимания» как особого метода общественных наук, не сводимых к наукам естественным. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы же сами их и наделяем. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» – субъективная процедура «вчувствования» исследователя в предмет исследования. Именно понимание становится методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако Вебер утверждал рационалистический характер операции «понимания» – это скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена. Рациональность «понимания» соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (т.е. идеальных моделях, образцах), которые реализуют социальные действия людей.

Понятие идеального типа было важным вкладом Вебера в социологию. Идеальный тип представляет собой искусственно сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению и т.п.). Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен носить ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии – это отдельное направление: кальвинизм, баптизм). Это преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. Таким образом, идеальный тип представляет собой теоретическую конструкцию результата мыслительной деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядочения конкретного материала эмпирического исследования, своеобразное узловое понятие (например, капитализм, город, экономический человек и т.д).

Основной социологической теорией Вебера является концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее посредничество между стимулом и реакцией, то есть действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки и присутствует осмысленность человеческого поведения, его ориентированность на ожидания других.

Социология как раз и признана вскрывать рациональное в индивидуальных и групповых действиях, видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология, разумеется, поднимается до уровня научного обобщения, так как она обобщает индивидуальное, но при этом она никогда не отрывается от него.

Социальные действия, таким образом, включают в себя два субъективных момента: целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого (других) – «ожидание».

Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а высшим воплощением этой рациональности в капиталистическом обществе является бюрократия, тенденция к бюрократизации общества.

Большую роль в развитии западной социологии сыграла также веберовская социология религии, предметом которой стало изучение роли протестантской хозяйственной этики в становлении западноевропейского капитализма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: