Социология марксизма

Клод Анри де Сен-Симон.

Значительный вклад в развитие знаний об обществе в начале Х1Х века внесли социалисты-утописты, среди которых особое место занимает А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что общество – это целостный и закономерно развивающийся организм. Все элементы общества, считал он, связаны между собой не только философскими, религиозными и моральными принципами, но и трудовой деятельностью.

Сен-Симон создал концепцию социальной физики, согласно которой общество развивается, переходя от одной ступени к другой, от низших общественных форм к высшим. В своем развитии от первобытного идолопоклонства общество перешло к рабству, затем к феодально-сословному строю, а от него к индустриально-промышленному строю. На смену индивидуально-промышленному строю, считал он, придет социалистический. Переход от одной ступени в развитии общества к другой, по Сен-Симону, - это, прежде всего, смена идей и мировоззрений, систем человеческих знаний. В связи с этим, главный двигатель общественного процесса он видел в передовой идее, которая вызывается к жизни потребностями изменяющихся экономики, форм собственности, политики, науки.

Развивающееся современное капиталистическое общество Сен-Симон определил как картину мира, перевернутого вверх ногами. Лучшее общественное устройство, по его мнению, можно построить путем реформирования существующего общества. Такого реформирования, которое обеспечивало бы сближение и единение всех граждан на основе вовлечения их в процесс полезного, постоянно совершенствующегося труда, обеспечивающего избавление от безработицы, кризисов бедности и т.д. Лучшее общественное устройство, по Сен-Симону, должно утвердиться в силу роста науки и техники. Научная организация труда, технический прогресс обеспечивает изобилие, благополучие всех членов общества.

Взгляды А. Сен-Симона оказали значительное влияние на Огюста Конта.

 

Социология Огюста Конта.

Своим рождением социология обязана французскому философу, социологу, основоположнику позитивизма Огюсту (Августу) Конту (1798-1857). В течение нескольких лет О. Конт являлся секретарем Сен-Симона, социально-политические воззрения которого явились источником его идей. В последующем Конт создал свое учение, которое изложил в шеститомном «Курсе позитивной философии» и четырехтомной «Системе позитивной политики» и назвал его сначала «социальной физикой», а в 1839 году – «социологией».

О. Конт сформулировал, на основе учений Сен-Симона, закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. Он полагал, что в основе общественного устройства лежит определенная система идей. Смена господствующих в обществе идей, по его мнению, обусловливает переход от одних стадий к другим. Конт выделил три состояния человечества: теологическое, метафизическое, позитивное. На первой стадии, считал он, все явления объяснялись на основе религиозных представлений, на второй – сверхъестественные факторы в объяснении явлений действительности были заменены причинами, на третьей – появилась возможность позитивного, научного объяснения явлений в связи с возникновением науки об обществе – социологии.

Право на существование имеет лишь позитивная философия, которая является систематизацией наук, того, что есть «научного» в науках. Она не имеет ни своего предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. В этом состояла важная идея Конта.

По сравнению с другими науками, по Конту, социология является наукой более высокого порядка. В соответствии с такими представлениями он дал и классификацию наук: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.

Социология, по мнению О. Конта, должна способствовать рациональной организации общественной жизни, общества. Под обществом он понимал целостную функциональную систему, основанную на разделении труда. Основные идеи Конта относительно разделения труда – это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей. Элементы, части и подразделения этой системы, по Конту, находятся в тесной взаимосвязи. По его мнению, существуют два типа социальных систем – семейная ассоциация и политическое общество. Семейная ассоциация основана, полагал он, прежде всего, на чувствах, солидарности и согласии. Политическое общество Конт связывал с государством. Государство, по Конту, - это высоко развитая политическая форма, которая служит для объединения специализированных функций составных частей. Государство, полагал он, дополняется системой социальных классов.

Свои теоретические обобщения социология, подчеркивал Конт, должна делать на основе тщательных наблюдений, экспериментов и сравнений.

Социологическая теория О. Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Под 2социальной статикой» он подразумевал изучение социальной структуры общества. Предметом статики, по Конту, являются устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. «Социальная динамика» – это анализ изменений или последовательных состояний взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика основное внимание уделяет исследованию процесса изменения социальных явлений, его причинной обусловленности, направленности.

Огюст Конт оказался одним из первых ученых, кто отделил понятие прогресса от понятия развития при анализе общественных явлений.

Социально-политические взгляды О. Конта оказали большое влияние на все последующее развитие социологической мысли.

 

Социология марксизма.

Огромным вкладом в развитие социологической мысли в Х1Х веке явилось учение об обществе Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Они разработали концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляет основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой, а не находится вовне.

Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются производственные, экономические отношения. При этом признается воздействие на ход истории и многих других фактором, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Но главным образом развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего производительными силами, вместе в их изменением меняется весь способ производства, а вместе со способом производства – все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Именно анализ производственных отношений дал возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в различных странах, понятием общественной формации, которое явилось результатом конкретно-исторического подхода к обществу.

Общественная формация – это сложившаяся на основе данного производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Во-первых, это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и, во-вторых, закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. И генетические, и структурные законы и закономерности являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного вида общества. Таким, образом, социологическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развития как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения антагонистических противоречий и др.).

Маркс и Энгельс создали концепцию истории становления и развития основных общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также учение о классах и социальных группах современного им общества (пролетариат, буржуазия, крестьянство).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: