Г. Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог-позитивист, вслед за Контом стал одним из основоположников социологической науки. Спенсер был виднейшим представителем органической школы в социологии и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. В подходе к изучению общества главной для него была идея эволюции. Эволюцию общества Спенсер рассматривал как развитие целостного организма, хотя и состоящего из множества различных элементов. Социальное строение общества и возникновение внутри него различных институтов и организаций Г. Спенсер рассматривал по аналогии с живым организмом. Как в живом организме различные органы выполняют разные функции, так и в обществе различные классы должны выполнять разные функции. Господствующий класс, по Спенсеру, выполняет в основном внешние функции (оборона и нападение), класс рабов – внутренние функции (производство продуктов питания, поддержание жизни всего общества). Регулятивной системой в обществе подобно нервно-мускульному аппарату в живом организме является правительственный аппарат.
|
|
Основным законом развития социального организма, как и биологического организма, по Спенсеру, является закон наиболее приспособленных обществ. По мере общественного развития, считал он, нарастает многообразие общественных процессов, усиливается социальное расслоение, появляются новые общественные институты, организации и т.д. Одновременно усиливается взаимосвязь общественных явлений. Как и всякий биологический организм, социальный организм (государство), по Спенсеру, рождается, размножается, стареет и гибнет.
Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей даже возможность социальной деградации.
Эволюционно-исторический подход в изучении общества соединяется у Спенсера со структурно-функциональным и системным: социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных «систем»- регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. В этом отношении социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.
Большое место в его теории общества занимает разработка темы социального контроля и его институтов (государства и церкви).
|
|
Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология.
Историческим источником классовых различий Спенсер считает завоевание. Еще одной его идеей была поддержка дарвиновских представлений о естественном отборе наиболее приспособленных. Спенсер перенес это представление на социальную почву, утверждая, что в связи с тем, что увеличение населения стимулирует все большую социальную активность, выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.