Следуя положениям Европейской Хартии местного самоуправления среди демократических основ государства, Конституция закрепляет:
- народовластие,
- разделение властей,
- идеологическое и политическое многообразие,
- местное самоуправление.
Выделение местного самоуправления из системы органов государственного управления, свидетельствует как о децентрализации, так и об особых основах взаимоотношения центральных органов власти государства и органов власти его субъектов с органами местного самоуправления, а также о выделении особой сферы местных вопросов, решаемых самими гражданами.
В связи с этим местное самоуправление может рассматриваться в качестве:
- основ конституционного строя;
- права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
- формы народовластия.
♦ Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя страны:
a) представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который вместе с другими принципами определяет систему демократического управления;
б) предполагает установление децентрализованной системы управления;
в) выводит органы местного самоуправления из системы государственных органов управления;
г) выделяет особую сферу вопросов, решаемых органами местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность.
♦ Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения:
a) признает основным субъектом права население муниципального образования;
б) устанавливает, что осуществление этого права возможно, как в форме непосредственного волеизъявления, так и через свои представительные и иные выборные органы, а также через территориальное общественное самоуправление;
в) устанавливает право населения создавать самостоятельное муниципальное образование;
г) обеспечивается правом каждого гражданина России на участие в местном самоуправлении;
д) устанавливает самостоятельность муниципального образования и его независимость от государства и обязывает государство создавать необходимые условия и содействовать осуществлению данного права.
♦ Местное самоуправление как форма народовластия:
a) имеет свой субъект – население, граждане муниципального образования;
б) занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством, поскольку ему предоставлено право решать не только вопросы местного значения, но и осуществлять отдельные государственные полномочия;
в) имеет свой объект управления – вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;
г) выражается в его финансово-экономической самостоятельности и обособленности его органов управления обществом и государством;
д) проявляется в особой ответственности органов местного самоуправления – подотчетности населению муниципального образования и различными формами контроля населения за деятельностью этих органов и их должностных лиц;
е) предполагает управление муниципальной собственностью в интересах и с учетом мнения населения муниципального образования;
ж) отражает исторические и иные местные традиции общественного управления.
Конституционная модель местного самоуправления России
Закон РФ об общих принципах местного самоуправления дает следующее определение местного самоуправления:
Местное самоуправление в Российской Федерации это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населенияпо решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Исходя из определения местного самоуправления и положений Конституции России можно вывести основные черты конституционной модели местного самоуправления (МСУ) в Российской Федерации:
1) конституционное закрепление, признание и гарантии МСУ;
2) самостоятельность МСУ в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством;
3) самостоятельность и финансово-экономическая независимость МСУ и его органов от государства, исключение их общей системы государственного управления;
4) юридическое равенство МСУ с центральными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов как равные формы народовластия;
5) публичный характер власти МСУ в сочетании с частноправовыми элементами деятельности по осуществлению прав граждан в рамках муниципального образования.
Сущность местного самоуправления состоит в единстве власти и свободы населения, что на правовом уровне должно получать свою реализацию в сочетании институтов публичной власти с институтами прав граждан на местное самоуправление.