Французская модель местного управления

 

Основные принципы самоуправления на местах во Франции были заложены еще в конце XVIII – начале XIX веков. Для Франции всегда характерным являлась высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации между центром и местными коллективами.

Представителем правительства на местах, который определял все направления деятельности местных органов был префект. Институт префекта появился после революции 1789 г., провозгласившей принцип единой и неделимой нации, а также с упразднением многообразия форм в системе местного управления.

Жестко централизованная система управления просуществовала около 200 лет. В 1982 году проведенная во Франции реформа управления расширила полномочия и предоставила большую самостоятельность территориальным коллективам, однако на местах за центральной властью сильные позиции сохранились.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны – более 36 тысяч, из которых 90 % насчитывают менее 2 тыс. человек. Коммуна избирает совет. Муниципальный совет может быть распущен указом президента. Из состава совета избирается мэр. Мэр работает под контролем совета и представителя государства в департаменте – префекта. При определенных условиях, деятельность мэра может быть на месяц приостановлена постановлением министра внутренних дел или мэр может быть отправлен в отставку по указу президента, одобренному Советом министров.

 

Для современной системы местного самоуправления Франции характерны:

- наличие контроля за деятельностью местных органов со стороны центральной власти;

- в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления лежит принцип: разрешено все действия, прямо не запрещенные законом и не относятся к компетенции других органов.

Законодательная база формируется правительством.

 

Германская система самоуправления

 

На развитие коммунального самоуправления Германии значительное влияние оказала реформа правительства барона фон Штейна в начале XIX века. Введенный фон Штейном в 1808 г. прусский Устав городов явился правовой основой формирования местного самоуправления. Для реформы барона фон Штейна было характерным стремление устранить параллелизм правительственных органов и органов местного самоуправления, с образованием единой целостной системы управления.

На органы самоуправления Уставом возлагалась обязанность решать местные дела от своего имени и по поручению государства. Коллегиальный исполнительный орган местного управления - магистрат, действовавший параллельно с выборным, в последствии вошел в систему государственного управления.

В начале XX века в ходе преобразований в государственном управлении деятельность местных общин попала под жесткийгосударственный контроль. Предпосылкой к этому прежде всего стали взаимоотношения центра и мест в области финансов.

 

В настоящее время в Германии местные органы власти образуются в районах, городах районного значения и общинах, которым, согласно действующей доктрине, государство делегирует часть своих функций. Система местного самоуправления Германии имеет элементы английской и французской моделей, с наличием специфических черт, что дает возможность говорить о смешанной форме местного самоуправления.

 

Выделяют 4 основных типа организационного устройства немецких общин:

1.Магистратная система. Исполнительная власть осуществляется коллегиальным органом – магистратом, члены которого избираются представительным органом общины. Магистрат состоит из бургомистра (председатель) и его заместителей. Бургомистр занимает положение «первого среди равных».

2.Бургомистерская система. Бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления.

3.Северо-германская система. Бургомистр избирается представительным органом общины и является его председателем. Вместе с бургомистром избирается городской голова (городской директор), который занимается решением текущих вопросов местного самоуправления.

4.Южно-германская система. В качестве главного органа самоуправления, наряду с органом представительной власти общины, рассматривается обер-бургомистр, избираемый гражданами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: