В чем состоит сущность политической системы?
Политическая система это сложный комплекс государственных
институтов, политических партий, общественных организаций, в рам-
ках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется
политическая власть. Политическая система представляет собой сово-
купность политических институтов, политических партий, отношений,
процессов, принципов политической организации общества, подчинен-
ных кодексу политических, социальных, юридических, идеологичес-
ких норм. Социальная сущность политической системы состоит в том,
чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами.
Каковы основные функции политической системы?
Функции политической системы:
· отражение состояния общества;
· функция целеполагания (выявление основных групп социальных интересов, выстраивание социальных приоритетов определение целей и задач развития общества)
· координирующая, или регулирующая функция (согласование интересов участников политической жизни, координация усилий различных социальных групп);
· интегрирующая функция (объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей);
· функция обеспечения целостного управленческого воздействия на общественные процессы.
Каковы структурные элементы политической системы? Их характеристика.
Политическая система имеет свою структуру. Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной политологии в политической системе выделяют четыре группы элементов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Главным институтом политической системы является государство. В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений выражающие отношения по поводу политической власти.
Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений. При помощи механизмов политической системы разрешаются
социальные противоречия, достигается консенсус (согласие) относительно направления общественного развития.
4. Какие типы политических систем выделяются в политологии? Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества(его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.
Для тоталитарных режимов характерны следующие признаки: I) насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемой лидером; 2) монополизация власти; 3) стремление к полному(тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности; 4) отсутствие парламентскойдемократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) милитаризация общества.
Авторитарный режим – это власть авторитета или диктатура одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) безраздельным господством исполнительной власти; 3) определенными элементами демократии – выборами, парламентом и парламентской борьбой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интересов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учреждение при главе государства, значительная часть его назначается; 5) политические праваграждан и общественно-политических организаций сужены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету.
Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) Централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства, 3) безусловное повиновение.
Демократический режим – форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народа. Основополагающие принципы демократии народовластие, равенство, свобода личности. Для демократических режимов характерно избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д.
Что такое критерии политической системы социума?
Для правильного определения структуры системы политики, крайне важно отыскать критерии отбора ее элементов. Главными требованиями в этом случае будут являться: их внутренний порядок - организационный критерий; политическая устремленность деятельности - политический критерий, которая должна нормативно выражаться в соответствующих уставах, положениях, программах, отражающих цель образования политической организации, ее социальное значение: базисную сферу деятельности, характер ее базисных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы деятельности и организации и т. д. - программный критерий. Необходимо обратить особое внимание на значение второго критерия, который для какого-либо института системы политики означает: во-первых, способность отражать политические интересы конкретного класса, группировки или любой другой социальной общности; во-вторых, являться участником сферы политической жизни, носителем отношений политики; в-третьих, иметь опосредованное или непосредственное отношение к власти государства- ее завоеванию, использованию или организации, при этом не обязательно в образе взаимного действия с органами государства, но и противостояние им; в-четвертых, руководствоваться в собственной повседневной деятельности нормами или правилами политики, которые сложились в основах политической жизни какого-либо государства. Следующим критерием является программность, она задает возможности определить уровня участия какой-либо организации в политической жизни государства, фиксировать ее цели и задачи в области политики, а значит, внести в политическую систему общества.