Источники русского гуманизма

Лекция 2. Гуманистическая основа современной педагогики

Цель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования.

1. Истоки гуманистической педагогики.

2. Понятия «гуманизм» и гуманность».

3. Современные стратегии гуманистической педагогики

 

1. Истоки гуманистической педагогики

По эпохам:

1. Эллада представила миру первую завершенную образовательную систему: государственную сеть учебных заведений, частные школы, гимназии, институт педагогов-воспитателей, систему экзаменов.

2. Средневековье научило человечество читать, молиться и страдать от пороков и заблуждений.

3. Эпоха возрождения создала первые дидактические труды, учебные книги и новое отношение к ученику (В.Фельтре «Школа радости»).

4. XII век породил новые религиозные конфессии и национальное светское просвещение.

5. XVIII век – Эпоха Просвещения, которая научила человечество мыслить и предвидеть, создала первые энциклопедии, народные школы, дала миру великих мыслителей, педагогов, государей-просветителей.

6. XIX век бурный рост науки и техники, массовая школа, своеобразие национальных систем.

7. Новые мировоззренческие идеи:

· Человек в центре внимания общества и оно служит ему не меньше, чем сам человек;

· Жизнь – постижение смысла своего существования в максимальной самореализации сущностных сил и способностей;

· Главное в жизни и человеке – его духовность, готовность к самоизменению и изменению к лучшему окружающей действительности.

· Педагогика вошла во все сферы жизни и культуры: театр, политику, профессиональную культуру людей и т.д.

8. В конце XX века во все науки входит теория систем, значительный вклад в которую внесла гештальтпсихология (Макс Вертгеймер). В основе концепции формы круга как взаимодействие среды и организма, который выбирает и впитывает из среды все, что необходимо для функционирования, развития и самосохранения. Выбор принадлежит душе, тело лишь исполнительный орган. Гештальт – форма, образование, свойства которого невозможно понять путем прямого суммирования, а лишь в сложном взаимодействии его частей, тесно взаимосвязанных между собой.


Современная реформа Образовательной системы

В конце XX века цивилизация переживает всестороннюю всеобщую реформацию образовательных систем:

· образование становится непрерывным,

· управление исследовательским,

· школа переходит к научно-исследовательскому подходу в воспитании и обучении,

· творчество признается ведущим условием эффективности педагогической деятельности.


Истоки гуманистических идей

Образование XXI века приобретает конкретную гуманистическую направленность. Отношение к человеку определяет ценности общества, критерии нравственных оценок с древних времен и до наших дней. Многолики варианты миросозидания, но неизменными оказывались понятия: человек, дух, жизнь, творчество, бог, мир, нравственность и др.

Гуманистические идеи человечества

  • Борьба добра со злом, где добро - гармония истины, красоты, зло - хаос, безобразие;
  • Понимание зла раскрывает сущность добра;
  • Ответственность как осознание неизбежности наказания за содеянное зло;
  • Человек как «божественная» ценность мира;
  • Самосозидание человека через осмысление познанного опыта, накопленного человечеством.

Существуют общечеловеческие не приходящие ценности, вечные истины, нравственные законы, не зависящие от религиозных и культурных условий того или иного народа, которые приняты «Декларацией прав человека» ЮНЕСКО. http://ppt.ru/newstext.phtml?id=15520

 

Важной тенденцией в развитии самосознания человечества является возрастание роли самой личности в ее собственной жизни и других людей (древние мифы, сказки о земных владыках)

Источники русского гуманизма

  • Исторически гуманизм впервые осмыслен с позиции идеи соборности: единение всех на основе справедливых отношений ума и сердца, способности взять полезное из кладовых мудрости любого народа.
  • Гуманизм русского народа – пример служения европейским интересам (самоотверженность, открытость, отвага, самопожертвование, благочестивость).
  • Вселенская доброта русской души создала образцы Человека Гуманного и идею русского гуманизма, отраженную в педагогических учениях.


Формируется идея русского гуманизма в педагогических системах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.

Осмысление истории Отечества – главный первый источник идей гуманистической педагогики России.


Второй источник гуманизма – русская философия.

В.С. Соловьев:

  • национализм как гиперболизация достоинств противоречит истине и справедливости;
  • каждый народ может развиваться лишь в ансамбле человечества;
  • материальный достаток и социальный порядок не показатель высокой культуры и нравственности;
  • никакая личная святость не значит ничего, если не служит общественной справедливости, действенной любви к другим, состраданию и благочестию.


В русском характере отражены позиции:

  • Россия должна думать не столь о себе, сколь о человечестве в целом.
  • Единство православия, самодержавия и народности само уничтожит барьер между властью и народом, обществом и государством.
  • Духовное ядро культуры надо укреплять воспитанием и наукой.
  • В человеческой истории нет непрерывности, неизбежны подъемы, гибель, возрождение. Пик развития – взрывной расцвет культуры, творчества.


Третий источник – подвижничество.

  • Политики, писатели, врачи, учителя, ученые, религиозные и государственные деятели вовлечены в подвижническую деятельность ради добра и благости (Серафим Саровский, П.А. Флоренский, П.А. Столыпин, Л.Н. Толстой и др.)
  • Так возникли предпосылки на народное образование и духовное преобразование России как реформы сверху и подвиги подвижничества, самопожертвования представителей интеллигенции.


Четвертый источник – русская литература.

  • Учила людей страдать, сомневаться, мыслить, сопереживать (Толстой, Достоевский, Чернышевский, Тургенев и др.).
  • Этот источник и по сей день питает современных школьников – жить на благо людей, всегда оставаться человеком, не искать легких путей в жизни, жить по законам совести и т.д.


Пятый источник – научная педагогическая мысль и практика

В деятельности российских педагогов все черты русского гуманизма: жертвенность, самозабвенность, бескорыстие, альтруизм, оптимизм, стойкость, терпение, оптимизм, приверженность национальным традициям, ориентация на светлое будущее, восприимчивость ко всему новому из опыта разных стран и народов, изобретательность и новаторство.

С.А. Рачинский – философ, литератор, ученый, музыкант, поэт – представитель подвижнической интеллигенции. Построил школу-интернат, вел сам уроки, образовал педагогическое училище, воспитал сорок учеников-последователей гуманистических идей, обучал детей сельскохозяйственному труду, повторил судьбу великого швейцарца И.Г. Песталоцци, написал книгу «Сельская школа». Идея – исправить несовершенство мироустройства за счет совершенствования человека, свободное от любого насилия развития неповторимости Я личности (свободное воспитание).

В.П. Вахтерев – основатель эвалюционной педагогики пытался все концепции воспитания объединить на основе концепции саморазвития как спонтанного биологического развития человека.

А. Бине тоже был привержен концепции о подражании и приспособлении как основном законе жизни и главном методе воспитания (антропо-генетический подход). Воспитание как принцип многократной естественной реакции на внешние раздражители и отработка стереотипа поведения, привычек и навыков самостоятельно ребенком без насилия.

Так российская педагогика XX века оказалась в положении «Буриданова осла»: с одной стороны, утвердилась концепция свободного воспитания, с другой – дрессировка и натаскивание, отработка рефлексов по жестко запрограммированной схеме качеств личности.

Россия набирала темпы экономического роста, научного прогресса в мировом пространстве (Менделеев, Сеченов, Попов, Тимирязев, Вернадский, Циолковский, Капица, Курчатов), члены Академии наук 100 человек, с мировой известностью большинство из них. Расходы на науку не имели аналогов в мире по сей день.

Педагогическая наука оформилась как самостоятельная отрасль человеческого познания.

1. Определилась дидактическая система русской педагогики, начиная от педагогической антропологии К.Д. Ушинского. кончая основами дидактики П. Ф. Каптерева концепцией новой педагогики В.П. Вахтерова. Научные основы обучения, заложенные этими учеными, нашли всестороннюю технологическую разработку: самым подробным образом анализировались учебные планы и программы, продумывалось содержание образования, методика обучения, условия умственного воспитания, школьное оборудование, учебники и пособия и т.д.

2. Был решен такой кардинальный для педагогики вопрос, как соотношение обучения и воспитания. Он рассматривался в русле «Вопросов жизни» Н.И. Пирогова, в духе «Ясной поляны» Л.Н. Толстого, «Вопросов общественного воспитания» В.М. Бехтерева. К.П. Яновский писал: «...Не обучение должно быть целью школы - оно должно быть только главным воспитательным ее средством...»

3. Решался также сегодня вновь актуальный вопрос о соотношении воспитания и образования, об историческом и общечеловеческом значении образования; «Мы убеждены, что образование есть история и потому неимеет конечной цели. Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед...» (Л.Н. Толстой).

4. Педагогика как наука рассмотрела все инструменты педагогического исследования, методологию и методику решения проблем. В сущности методам педагогического исследования посвящены статьи Д.И. Писарева, работы М.И. Демкова, Н. Ф. Бунакова, Н. И. Кареева.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: