2. Понятия «гуманизм» и гуманность»
Что такое гуманизм?
1. демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.
2. это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.
3. это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям.
Что такое гуманность? (от лат. humanus - человечный)
1. обозначает человечность, человеколюбие, противоположность жестокости. В широком смысле — это система нравственных установок, совокупность жизненных правил поведения, предполагающая необходимость проявления сочувствия, альтруизма, оказания помощи, не причинения страданий.
|
|
2. любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи[
3. Социальная установка, включающая познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты и являться целью человеческого развития вообще.
4. Любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.
Главная цель Гуманности: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению.
Гуманизм в образовании
Гуманизм в образовании можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).
|
|
Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:
• увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);
• улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).
Главная цель гуманитарного образования - формировать свободного человека, осознанно принимающего решения и выбирающего формы поведения, думающего о последствиях и готового нести за них ответственность, его основное направление - развивающее обучение.
Задача гуманитарного образования – научить пониманию, то есть соотнесению потока бытия, информации, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Создать условия для саморазвития личности, которая способна ориентироваться в современном мире. Личность, которая сможет адекватно меняться, способна принимать решение, непрерывно повышать квалификацию, переориентироваться.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.
Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.
3. Современные стратегии гуманистической педагогики
Единство — в многообразии, Ответственность — в свободе, Устойчивость — в развитии
Мир меняется быстро. Школа меняется медленно.
В октябре 1986 года в подмосковном Переделкине собрались учителя, которых тогда принято было называть «новаторами».
Это были педагоги, начавшие в конце 50-х годов необычную школьную практику: Виктор Шаталов (идея опорных сигналов), Софья Лысенкова (идея обучения с опережением), Шалва Амонашвили (учение без принуждения) и другие. Их идеи, опыт и результаты отразились в тексте, который Симон Соловейчик назвал «Педагогика сотрудничества», выделив основной принцип новой школы: сотрудничество ребенка и взрослого как основа школьного успеха и успешности.