МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей психологии
План семинарских занятий по курсу
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов дневного отделения
(18 часов)
Лектор проф. Т.В. Корнилова
2020
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Названия тем | Формы текущего контроля |
1. | Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез. | |
2. | Методики и типы данных. Качественные и количественные данные. | |
3. | Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности. | |
4. | Основы планирования эксперимента. | Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
5. | Факторные эксперименты. | |
6. | Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход. | |
7. | Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. | Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
8. | Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований. | |
9. | Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом. |
Страницы по учебнику в 2-х книгах .
2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.
1. Цели курса экспериментальной психологии.
Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.
2. Теоретико-эмпирические исследования.
Старая и новая классификации методов. Активные и пассивно-наблюдающие исследования.
3. Нормативы научного исследования.
Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования.
4. Понятия объекта и предмета научного исследования.
Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.
5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.
Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.
6. Экспериментальный метод в психологии.
Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные). Установление экспериментального факта как результат принятия решений.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 19-30, 34-43, 51-65, 98-100, 123-124.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 11-18, 20-26, 31-37, 62-63, 83.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2012, 2014. С. 30-32, 91-100.
Дополнительная литература
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.
3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.163-169.
Семинар 2. Методики и типы данных.
1. Теории и гипотезы в психологическом исследовании.
Теории разной степени общности. Мир теорий в подходе К. Поппера. Схема «ограничения теоретизирования» К. Хольцкампа. Гипотезы, загруженные и не загруженные эмпирически.
2. Психологические методики и операционализация теоретических конструктов. Методики как средства операционализации понятий и как способы фиксации данных. Типы данных. Понятия переменной, экспериментального воздействия, валидности и экспериментального контроля.
3. Три условия причинного вывода.
Независимая переменная и психологические воздействия. Зависимая переменная и базисный процесс. Конкурирующие гипотезы; источники их появления.
4. Экспериментальные модели и типы экспериментов.
Лабораторный эксперимент, искусственный эксперимент, полевой эксперимент (в естественных условиях). Понятия соответствия и внешней валидности. Обобщения как перенос установленной зависимости за пределы экспериментальной ситуации (обобщение теоретическое, на виды деятельности и ситуации, на группы и популяции).
4. Содержательное планирование исследования: конструктная и операциональная валидность.
Психологические понятия и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте.
5. Асимметрия вывода о теоретической гипотезе.
Принципы верификации и фальсификации гипотезы. Modus tollens. Открытость гипотезы для дальнейшей проверки. Психологические реконструкции и специфика психологического эксперимента в отличие от поведенческого и естественнонаучного.
6. Проблема объективности применительно к психологическому исследованию.
Историко-психологические этапы выдвижения критериев объективности. Павловские сессии. Критерий Б.М. Теплова. Понятия интерсубъективности, репрезентативности и валидности в психологическом исследовании.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 30-35, 43-51, 77-96, 114-133, 147-150, 165-170, 194-196, 199-201, 274-277.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 18-21, 26-31, 47-61, 75-89, 98-100, 107-111, 132-134, 136-138.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 102-122.
3. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004. С. 23-26, 52-55.
Дополнительная литература
1. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии / Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1985. С. 281-317.
2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-ч т. М.: Педагогика, 1976. Т.1. С.40-55.
3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 121-137.
Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности
1. Понятие причинности.
Психологический закон и причинно-действующие условия. Специфика понимания закона в школе К. Левина. Демонстрационный опыт и контрольный эксперимент.
2. Измерение переменных как условие рассматривать показатель в качестве переменной.
Психологические шкалы: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Связь с процедурой; возможности последующих преобразований.
3. Три основных понимания планирования эксперимента.
Формальное планирование как установление минимального эффекта. Понятия ненадежности данных и смешений. Экспериментальный контроль: первичный контроль; функциональный контроль независимой переменной; контроль посредством схем. Контрольное и экспериментальное условия: интраиндивидуальные и межгрупповые схемы сравнения. Количественное оценивание экспериментального эффекта.
4. Понятие внутренней валидности.
Мысленные образцы: идеальный эксперимент и бесконечный. Побочные переменные, систематические и несистематические смешения. Ненадежность данных: источники и формы контроля. Законы Милля на этапе планирования эксперимента. Обобщение о виде установленной зависимости (при учете внутренней и операциональной валидности).
5. Типы переменных и типы экспериментов. Источники переменных. Отличия дополнительной переменной от побочной. Дополнительные переменные и контроль обобщений.
Гендерные особенности и пол как дополнительные переменные. Связь контроля дополнительных переменных с контролем за выводом.
6. Рандомизация. Репрезентативность.
Рандомизация как стратегия составления последовательности условий в интраиндивидуальном эксперименте, как стратегия подбора испытуемых в группы и отбора из популяции. Репрезентативность выборки и популяционная валидность.
Репрезентативность испытуемого. Репрезентативность и валидность эксперимента.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2016. С. 117-122, 134-175, 243-249, 263-284.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 54-56, 89-115, 169-174, 37-41.
3. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными чертами, академической успеваемостью и гендером // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №23. http:// psystudy.ru
Дополнительная литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
2. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология», 2005.
3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Моск-го ун-та. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 47-56.