Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

 

 

План семинарских занятий по курсу

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

 

Для студентов дневного отделения

 

(18 часов)

 

Лектор проф. Т.В. Корнилова

 

2020

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Названия тем Формы текущего контроля  
1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.  
2. Методики и типы данных. Качественные и количественные данные.  
3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности.  
4. Основы планирования эксперимента. Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
5. Факторные эксперименты.  
6. Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход.  
7. Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.  
9. Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом.  

Страницы по учебнику в 2-х книгах .
2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.

 

1. Цели курса экспериментальной психологии.

Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.

2. Теоретико-эмпирические исследования.

Старая и новая классификации методов. Активные и пассивно-наблюдающие исследования.

3. Нормативы научного исследования.

Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования. 

4. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.

5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.

Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.

6. Экспериментальный метод в психологии.

Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные). Установление экспериментального факта как результат принятия решений.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 19-30, 34-43, 51-65, 98-100, 123-124.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 11-18, 20-26, 31-37, 62-63, 83.

3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2012, 2014. С. 30-32, 91-100.

Дополнительная литература

1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.163-169.



Семинар 2. Методики и типы данных.

 

1.  Теории и гипотезы в психологическом исследовании.

Теории разной степени общности. Мир теорий в подходе К. Поппера. Схема «ограничения теоретизирования» К. Хольцкампа. Гипотезы, загруженные и не загруженные эмпирически.

2. Психологические методики и операционализация теоретических конструктов. Методики как средства операционализации понятий и как способы фиксации данных. Типы данных. Понятия переменной, экспериментального воздействия, валидности и экспериментального контроля.

3. Три условия причинного вывода.

 Независимая переменная и психологические воздействия. Зависимая переменная и базисный процесс. Конкурирующие гипотезы; источники их появления.

4. Экспериментальные модели и типы экспериментов.

Лабораторный эксперимент, искусственный эксперимент, полевой эксперимент (в естественных условиях). Понятия соответствия и внешней валидности. Обобщения как перенос установленной зависимости за пределы экспериментальной ситуации (обобщение теоретическое, на виды деятельности и ситуации, на группы и популяции).

4. Содержательное планирование исследования: конструктная и операциональная валидность.

Психологические понятия и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте.

5. Асимметрия вывода о теоретической гипотезе.

Принципы верификации и фальсификации гипотезы. Modus tollens. Открытость гипотезы для дальнейшей проверки. Психологические реконструкции и специфика психологического эксперимента в отличие от поведенческого и естественнонаучного.

6. Проблема объективности применительно к психологическому исследованию.

Историко-психологические этапы выдвижения критериев объективности. Павловские сессии. Критерий Б.М. Теплова. Понятия интерсубъективности, репрезентативности и валидности в психологическом исследовании.

 

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 30-35, 43-51, 77-96, 114-133, 147-150, 165-170, 194-196, 199-201, 274-277.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 18-21, 26-31, 47-61, 75-89, 98-100, 107-111, 132-134, 136-138.

3.  Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 102-122.

3. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004. С. 23-26, 52-55.

Дополнительная литература

1. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии / Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1985. С. 281-317.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-ч т. М.: Педагогика, 1976. Т.1. С.40-55.

3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 121-137.

 

Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности

1. Понятие причинности.

Психологический закон и причинно-действующие условия. Специфика понимания закона в школе К. Левина. Демонстрационный опыт и контрольный эксперимент.

2. Измерение переменных как условие рассматривать показатель в качестве переменной.

Психологические шкалы: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Связь с процедурой; возможности последующих преобразований.

3. Три основных понимания планирования эксперимента.

Формальное планирование как установление минимального эффекта. Понятия ненадежности данных и смешений. Экспериментальный контроль: первичный контроль; функциональный контроль независимой переменной; контроль посредством схем. Контрольное и экспериментальное условия: интраиндивидуальные и межгрупповые схемы сравнения. Количественное оценивание экспериментального эффекта.

4. Понятие внутренней валидности.

Мысленные образцы: идеальный эксперимент и бесконечный. Побочные переменные, систематические и несистематические смешения. Ненадежность данных: источники и формы контроля. Законы Милля на этапе планирования эксперимента. Обобщение о виде установленной зависимости (при учете внутренней и операциональной валидности).

5. Типы переменных и типы экспериментов. Источники переменных. Отличия дополнительной переменной от побочной. Дополнительные переменные и контроль обобщений.

Гендерные особенности и пол как дополнительные переменные. Связь контроля дополнительных переменных с контролем за выводом.

6. Рандомизация. Репрезентативность.

Рандомизация как стратегия составления последовательности условий в интраиндивидуальном эксперименте, как стратегия подбора испытуемых в группы и отбора из популяции. Репрезентативность выборки и популяционная валидность.

Репрезентативность испытуемого. Репрезентативность и валидность эксперимента.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2016. С. 117-122, 134-175, 243-249, 263-284.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 54-56, 89-115, 169-174, 37-41.

3. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными чертами, академической успеваемостью и гендером // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №23. http:// psystudy.ru

Дополнительная литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

2. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология», 2005.

3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Моск-го ун-та. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 47-56.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: