1. Человек как биосоциальное существо.
2. Понятие о биологической и культурной эволюции человека.
3. Основные этапы анропогенеза.
4. Биологические основы социальной жизни людей.
5. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи.
6. Влияние состояния техногенной и социальной среды на здоровье человека. Зависимость здоровья от социальных и экономических условий и образа жизни человека.
Сегодня в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии, нежели о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе, как в гносеологическом, так и прагматическом плане.
1. Человек как биосоциальное существо.
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это абстрактный представитель человеческого рода (homo sapiens), результат биологической эволюции, предпосылка и субъект культурной эволюции.
|
|
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отличающийся от остальных присущими только ему психофизиологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями и т.п.).
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Личность – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение его человеческих качеств. Она формируется только в социуме, хотя и находится в физическом теле человека, обладает биологическими предпосылками (трудно, например, представить личность в отсутствии мозга). Процесс биологического развития человека тесно связан приобретением множества свойств и качеств, которые позволяют ему познать окружающий мир, принимать участие в его совершенствовании.
Человек – это биосоциальное существо. Проблема соотношения биологического и социального в человеке до сих пор не разрешена (и нерешаема в принципе). Только родившийся ребенок – это биологическое существо, но еще не личность. Станет ли он ею, определяет социальная среда и атмосфера, в которую он попадает после родов. Его личность будет определяться не структурой мозга, не физическими качествами, а системой социальных отношений человека к человеку.
Личность реализует себя как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование. Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности, хотя, безусловно, влияют на ее формирование.
|
|
В гуманитарных науках сложилось два взгляда на соотношение биологического и социального в развитии личности:
1. Источники развития находятся внутри самой личности. Они «заложены» в некоей «внутренней программе». Здесь можно выделить теологов, которые связывают ее с божественным предопределением и биологизаторов, которые утверждают, что личность развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями. Главную роль играет наследственность (проявление генного фонда родителей). Биологизаторской является теория Фрейда, утверждавшего, что решающую роль в личностном развитии играют психосексуальные влечения.
2. Социологизаторы утверждают, что личность формируется только в ходе социального опыта, в процессе общения с другими людьми.
Истина, как всегда, посередине. Необходимо учитывать и биологические особенности личности, выраженные в ее силах, способностях и задатках, так и социальный опыт, условия воспитания, особенности общения с другими людьми.
В качестве факторов, влияющих на процесс формирования личности, выделяют:
· биологический фактор (качества, которые присущи всем людям как биологическим существам, - потребность в пище, воздухе, сне, особенности деторождения и т.п.; индивидуальные качества, передаваемые по наследству - особенности типа ВНД, задатки, интеллект, внешность);
· фактор физического окружения (климат, географические особенности, природные ресурсы);
· культурный фактор (созданные и накопленные представителями конкретной общности материальные и духовные ценности);
· групповой опыт, который индивид получает в процессе социализации;
· индивидуальный опыт. Он важен, т.к. дети, выросшие в одной семье, сильно отличаются друг от друга, потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чём-то сходен, а в чём-то различен. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удаётся повторить его. Личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
В социологии, как и в психологии, принята концепция структуры личности, предложенная австрийским психиатром З.Фрейдом. Согласно ей, выделяю три структурных компонента личности:
Id (Оно) – сфера инстинктивных стремлений и потребностей (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности). Им правит только принцип удовольствия, в нем не существует логических законов мышления. Но Оно наполняет нас энергией, заставляет действовать, удовлетворяя потребности.
Ego (Я) – сознание и самосознание личности, контролирующее поведение человека в соответствии с требованиями разумности и реальности, помогающее индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. Наше Я дает нам возможность принимать решения, наиболее выгодные в данных обстоятельствах, извлекать выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать сомнению, скрывать свои истинные чувства от окружающих, добиваться успеха и выходить из трудных ситуаций.
Super ego (Сверх-Я) - сфера общественного сознания человека, которое формируется в процессе усвоения норм и ценностей культуры. Сверх-Я заставляет нас руководствоваться требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля. Если Я руководствуется законами логики, то Сверх-Я – нравственными законами.
Если три компонента личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими индивидами. В случае внутреннего конфликта имеет место отклоняющееся поведение индивида, проявляющееся в нарушении социальных норм, в психических расстройствах.