Роль экологической социологии и экологической этики в подготовке специалистов-экологов

Экологическая социология и экологическая этика возникли как часть чрезвычайно тонко и предметно развитой культуры. Они собирают, использует все выработанные культурой образы, знания, ценности.  Экосоциология и экоэтика утверждают, что причина многих негативных экологических издержек — в нарушениях развития духовной культуры. Сами по себе достижения человеческого разума не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, не умеющих рассматривать свои действия как часть круговорота жизни на планете, часть, неразрывно связанную со всеми остальными частями и влияющую на них. Современный экологический кризис содержит внутри себя как свое ядро кризис духовной жизни. Поэтому одной из важнейших задач изучения экологической социологии и экологической этики становится анализ отражения в общественном сознании проблем взаимодействия природы и общества, возможностей формирования экологической культуры при помощи экологического образования и воспитания.

  Введение в образовательный и воспитательный процесс эколого-этического компонента может способствовать формированию личности, ориентированной в своих действиях на систему ценностей, базирующихся на сострадании, милосердии, порядочности, уважительном отношении ко всем формам жизни на Земле. Такая личность обладает особым – энвайронментальным – мышлением, осознает свое место в мире, несет ответственность за собственную деятельность, умеет предвидеть последствия своих поступков.

Что нужно сегодня человеку, чтобы выстроить правильные отношения с миром? Во-первых, наличие духовного потенциала, на который можно было бы опираться как в профессиональной, так и в обыденной жизни; во-вторых – осознание ответственности за происходящее в окружающем мире и за свои поступки. А для этого необходимо смещение акцентов в образовании и воспитании, переориентация на смысложизненные ценности, опора на индивидуальность личности. Поэтому сегодня это – важнейшие задачи образования XXI века, в частности эколого-этического образования.

Сохранение среды обитания человека, составляющее предмет экологической деятельности, безусловно, имеет высокую значимость для всех без исключения, для профессионалов в любой области - это вопрос обеспечение выживания человечества в целом. Но экологическое образование – это особое образование. Будущие специалисты-экологи должны обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и мотивационно-ценностных ориентаций, необходимых для эффективной деятельности, направленной на сохранение целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений. В результате экологического образования необходимо получить личность, способную применять полученные знания, умения и навыки, а также сформированные личностные качества для решения задач не только в узкопрофессиональной деятельности. Будущий специалист-эколог должен быть не просто хорошим профессионалом в избранной области деятельности, но и активным, ответственным членом общества, способным действовать в различных, в том числе и реальных ситуациях, связанных с проблемой взаимодействия общества и природы. Это позволит знание экологических норм взаимодействия с природой перевести в плоскость личностного отношения, превратив благие намерения в конкретную программу, направленную на охрану природных ресурсов и снижение уровня потребления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: