Политического процесса

В России

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Противоречие – взаимодействие противополож ных, взаимоисключающих сто-

рон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутрен-

нем единстве и взаимопроникновении, высту пая источником самодвижения и раз-

вития объектив ного мира и познания.

Процесс – любой вид движения, модификации, трансформации, чередова-

ния, «эволюции» или любое изменение данного изучаемого объекта в течение оп-

ределенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модифика-

ция его количественных и качественных характеристик (П.А. Сорокин).

Демократизация – процесс реального осуществ ления демократических пре-

образований во всех сферах общества; становления новых форм народовластия,

гарантирующих защиту прав и свобод, чести и досто инства человека, независимо от

его социального положения, пола, возраста, национальной принадлежности и верои-

споведания; создание новых экономических отношений; осуществление свободного

политического диалога всех общественно-политических сил, действу ющих в рамках

закона; мирное и равноправное сотруд ничество между народами. Расширение прав

наций при признании приоритета и безусловном обеспечении прав каждого челове-

ка, развитие культурных традиций всех этнонациональных групп населения.

Институт политический – совокупность ролей и функций, а также структур,

призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов и

общества в целом. Институт политический связан с задачами борьбы за политиче-

скую власть, ее установ ление, поддержание, распределение и использование.

Конфликт политический – состояние политичес ких отношений между субъек-

тами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и

статусы в свою пользу. Политические конфликты между государствами обостряют их

взаимоотношения и могут быть иногда использованы как повод к войне.

Политическая борьба – это одна из важнейших сторон политической жизни,

заключающаяся во взаи модействии различных политических сил между собой во

имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы в ко-

нечном счете являются отношения власти, поскольку ее цель – достижение прочных

позиций в политической системе общества и реализация им его воли.

Политическая деятельность – одна из форм об щественной деятельности.

Но это особая, специфичес кая сфера деятельности. Она представляет собой со-

вокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а также партий по реа-

лизации своих политичес ких интересов и прежде всего по поводу завоевания, ис-

пользования и удержания власти.

Политическая жизнь общества – это, с одной стороны, одна из форм обще-

ственной жизни, сущность которой состоит в воспроизводстве политических от-

ношений, с другой стороны, это социальная деятель ность индивидов, социальных

групп, классов, различ ных государственных органов и общественных обра зований

по использованию власти в целях реализации своих интересов.

Политическое поведение – можно определить как форму участия (неучастия)

личности, социальной груп пы в осуществлении политической власти, защите своих

политических интересов.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью комплекса по-

литических знаний, норм и ценностей, позволяющий ей интегрироваться в поли-

тическую систему и занять определенное место в по литической жизни общества.

Политические отношения – совокупность отноше ний между субъектами

политики и власти. Политичес кие отношения играют определяющую роль в соз-

дании и эффективном функционировании системы обес печения национальной

безопасности.

Политический авантюризм – безответственная политическая деятельность,

связанная с риском и не учитывающая реальную ситуацию, возможности и послед-

ствия действий.

Политический плюрализм – проявление много образия, политических инте-

ресов, устремлений, целей, установок, ценностей различных кланов, соци альных

групп и слоев, наций и народностей, отдель ных граждан и соответствующие отра-

жения, учет и реализация этого многообразия в политической жиз ни, организации и

функционировании политической системы.

Политический плюрализм несовместим с беззако нием, вседозволенностью.

Границы политического плю рализма определяются системой прав и свобод чело-

века.

Политический процесс – 1) форма функциониро вания политической системы

общества, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последователь-

ную смену состояний, происходящих под влиянием внешних и внутренних факто-

ров; 2) один из обществен ных процессов в отличие от правового, экономического,

идеологического и других процессов; 3) конкретный процесс определенного мас-

штаба с конечным резуль татом (формирование какой-либо партии, проведение вы-

боров и т. п.).

Политическое партнерство – вид взаимоотноше ний между субъектами поли-

тической жизни, заклю чающийся в выработке единой позиции по тем иным вопро-

сам, практики совместных политических дей ствий, долгосрочных, основанных на со-

впадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, поли тических программ,

выражающих интересы этих субъектов.

Радикализм – 1) стремление, склонность к корен ным решительным мерам; 2)

метод качественного преобразования политических процессов, предполагаю щий ре-

шительные и бескомпромиссные действия для достижения цели; 3) политическое

движение, придер живающееся крайних средств достижения цели. В ос нове радика-

лизма лежит, во-первых, негативное отно шение к сложившемуся порядку вещей, и,

во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из кризисной ситуации

как единственно возможного. Как способ деятельности, тяготеющий к крайностям,

радикализм, как правило, играет в обществе деста билизирующую роль, способству-

ет конфронтации по литических сил, провоцирует углубление конфликтов, разбалан-

сирование системы управления. Но в опре деленных социально-политических усло-

виях радика лизм может способствовать критическому пересмот ру правительством

своего политического курса, пре пятствовать накоплению негативной энергии внутри

общества.

Реформа – преобразование, изменение чего-либо; реформы могут быть корен-

ными или частичными, затра гивать или не затрагивать основы общественного строя,

иметь прогрессивный или реакционный характер.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Современное и традиционное общество, характеристики современности.

2. Проблемы модернизации, ее кризисы.

3. Этапы формирования современной российской государственности.

4. НАТО и проблемы безопасности современной России.

5. Политические конфликты в современной России и их влияние на внешнепо-

литический курс

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ

1. 1991 г. – становление новой социально-экономической и политической системы.

2. Россия между западничеством и почвенничеством на новом этапе.

3. Дискуссия об общеисторическом и национально специфическом. В россий-

ской модернизации.

4. Модели политических режимов и типы экономических преобразований в но-

вых независимых государствах на пространстве бывшего СССР.

5. Проблема взаимосвязи демократии и патриотизма в современных идеоло-

гических дискуссиях.

6. Особенности политической культуры переходного периода.

7. Проблемы соотношения традиционных и новых ценностных ориентаций в

современной России.

ТЕСТЫ

1. Политический процесс – это:

а) форма функционирования политической системы общества

b) совокупность всех изменений в политической системе под воздействием объ-

ективных и субъективных факторов

c) взаимовлияние политических партий и обществен ных групп

2. В структуру политического процесса включаются:

а) субъекты политического процесса

b) объекты политического процесса

c) средства, методы, способы, технологии и процеду ры, которые используют

субъекты для достижения своих целей

d) все перечисленное

3. По масштабу распространения политические процессы подразделяются:

а) на внутриполитические и внешнеполитические

b) открытые и закрытые

c) стабильные и нестабильные

4. Политическая деятельность – это:

а) активное, сознательное и целенаправленное отношение субъекта к полити-

ческому миру

b) действие субъекта, направленное на достижение определенных политиче-

ских целей

c) первичная реакция субъекта на политические явления и процессы

d) отдельный момент проявления политического поведения

5. Политическое действие – это:

а) регламентированная законами (конвенциональная) политическая деятельность

b) совокупность элементов политической системы

c) добровольное участие человека в политических отношениях

d) отдельное проявление политической деятельности субъекта

6. Политическое участие – это:

а) первичное проявление политической деятельности и политического дей-

ствия субъекта

b) совокупность действий субъекта в политической сфере, направленных на

достижение определенных целей

c) активное, сознательное и целенаправленное отноше ние субъекта к полити-

ческому миру

7. Конвенциональное участие в политической жизни означает:

а) участие граждан в голосовании на выборах любого уровня, в референдуме

b) создание политических и общественных организаций в соответствии с суще-

ствующим законодательством

c) подачу властям петиций, участие в собраниях, санкционированных демон-

страциях, забастовках и т.д.

d) все перечисленное

8. К не конвенциональным формам политического участия относятся:

а) участие в несанкционированных демонстрациях, митингах, забастовках, бло-

кирование транспортных магистралей, захват заложников

b) абсентеизм, т.е. уклонение избирателей от участия в голосовании при про-

ведении выборов

c) участие в деятельности зарегистрированных поли тических партий и обще-

ственных организаций

9. Политическое поведение – это:

а) совокупность действий субъекта в политической сфере, направленных на

достижение определенных целей

b) активное, сознательное и целенаправленное отношение субъекта к полити-

ческому миру

c) первичное проявление политической деятельности и политического действия

субъекта

10. Популизм – это:

а) любовь политических деятелей к народу

b) тип политики, который основывается на выдвижении властями необоснован-

ных обещаний гражданам, использовании популярных лозунгов ради повышения

своего рейтинга

c) политика, направленная на эффективное решение социально-экономических

задач

11. Политическое участие в стабильных развитых западных демократиях

осуществляется в условиях:

а) отчуждения основной массы населения от политики

b) иллюзорного участия граждан в принятии политических решений

c) реального политического плюрализма

12. Субъектами политических решений выступают:

а) институты государственной власти

b) должностные лица государственных органов

c) политические партии и общественные организации

d) социальные группы, граждане

e) корпоративные объединения

f) все перечисленные

13. Главными субъектами принятия государственных решений выступают:

а) политические партии

b) должностные лица государственных органов

c) граждане

d) корпоративные объединения

e) законодательные, исполнительные и местные органы государственной власти

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов А.А. Политические процессы и институты в современной России: учеб.-

метод. пособие / А.А. Белов, С.М. Елисеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

– 184 с.

2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современ-

ной России: курс лекций: в 3 ч. / Н.А. Баранов. – СПб., 2004.

3. Иноземцев В.Л. Демократия и модернизация: к дискуссии о вызовах ХХI

века / Центр исследований постиндустриального общества; вступ. статья В.Л. Ино-

земцева. – М.: Европа, 2010. – 318 с.

4. Иноземцев В.Л. 2012. Перспективы развития России в новом политическом

цикле / В.Л. Иноземцева. – Полис. – № 3.

5. Красин Ю.А. Метаморфозы российской реформации. Политологические сю-

жеты / Ю.А. Красин. – М.: Институт социологии РАН, 2009. – 496 с.

6. Мир политической науки: учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль,

М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др.; отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Мокс. Гос. ин-т между-

нар. отношений (МГИМО-Университет) МИД России. – М.: Просвещение, 2004. –

796 с.

7. Политические отношения и политический процесс в современной России:

учебное пособие / под общ. ред. В.И. Коваленко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. –

384 с.

8. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: сб. учебных

материалов / под ред. Е.Ю. Мелешкиной. – М.: Весь мир, 2001. – 304 с.

9. Политические отношения и политический процесс в современной России:

Хрестоматия. Т. 1. Учебно-метод. изд. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-

информ. Исследований. Отдел политической науки. ред. и сост. Е.Г. Пономарева.

– М.: ИНИОН РАН, 2007. – 212 с.

10. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И. Аверья-

нов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та. 1993. – 431 с.

11. Салмин А.М. 1991. Политический процесс и демократия / А.М. Салмин //

Социально-политические науки. – №6.

12. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие /

О.Н. Смолин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 336 с.

13. Теория политики: Учебное пособие / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер,

2008. – 464 с.

14. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-

социальным дисциплинам / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 623 с.

15. Шутов А.Ю. Политический процесс / А.Ю. Шутов. – М., 1994.

 

Теория и практика

Переговорного

Процесса

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Арбитр – обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, об-

суждает его с участниками и выносит окончательное решение, обязательное для

исполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в

вышестоящие инстанции.

Ассертивность – способность человека не зависеть от внешних влияний и

оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Аудиальный – репрезентативная система восприятия информации, когда

основное значение имеют слуховые впечатления.

Барьеры восприятия – комплекс психологических и социальных препятствий

на пути адекватного восприятия интересов, позиций и идей сторон процесса ком-

муникации, приводящий к формированию нежелательного (негативного) отношения

сторон друг к другу.

Блеф – сообщение заведомо ложных сведений с целью произвести впечат-

ление на оппонента, исказить его информационную модель ситуации, представить

свою позицию как более сильную или выгодную.

Ведение – изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, не-

обходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами.

Ведущая система – репрезентативная система, в которой ведется поиск ин-

формации для того, чтобы ввести ее в сознание.

Визуализация – процесс построения визуальных образов в мозге.

Глазные сигналы доступа – движения глаз в определенных направлениях,

которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мыш-

ления.

Компромисс – это вариант достижения договоренностей, находящейся ниже

максимально желаемого, но превышающий порог отказа для обеих сторон и требую-

щий четкого согласования позиций сторон конфликта.

Конкуренция (соперничество) – это особый тип противоборства, цель которого –

получение одностороннего преимущества или доступа к дефицитным ресурсам. Со-

ревнование – более формализованный и мирный тип соперничества, при котором

четко определены, а нередко и записаны формы и цели, а протекание этого взаимо-

действия носит приемлемый социальный характер.

Консенсус – общее согласие по базовым положениям спорного вопроса.

Жест (от лат. gestus – движение тела) – некоторое действие или движение че-

ловеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то

есть являющееся знаком или символом.

«Игра с нулевой суммой» – конфликт, когда выигрыш одной стороны в точно-

сти равен проигрышу другой.

Искажение восприятия (perceptualdistortion) – тип механизма психологической

защиты, используемый, чтобы трансформировать угрожающие переживания в фор-

му, соответствующую или согласующуюся с собственными представлениями, сфор-

мированными на основе прошлого или актуального опыта.

Калибровка – точное узнавание состояния другого человека по невербальным

сигналам.

Кинестетический – репрезентативная система восприятия информации, когда

основное значение имеют ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чув-

ства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия.

Конгруэнтность – состояние целостности и полной искренности, когда все ча-

сти личности работают вместе, преследуя одну цель.

Манипуляция – воздействие на поведение, состояние, мышление собеседника

при помощи различных средств, отличающееся наличием двух целей: явной – де-

кларируемой собеседнику, и скрытой – дающей манипулятору одностороннее пре-

имущество или выгоду.

Манипулятивные техники – приемы и способы воздействия, которые побуж-

дают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и

которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.

Методы ведения переговоров – способы организации и проведения пере-

говорного процесса. Различаются вариационный, компромиссный метод, метод

уравновешивания, интеграции.

Мета-модель – модель языка, которая определяет те лингвистические паттер-

ны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искаже-

ния, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью

прояснить неточности языка.

Милтон-модель – обращение мета-модели, использующее специальные неяс-

ные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа

к неосознаваемым ресурсам.

Мимика (греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения мышц

лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение.

Миф – культурно-психологический феномен представляющий собой систему

стереотипов, клише, которые искажают восприятие действительности. (Мифы про-

тивоборства, грубой силы, концентрации, «позиционной войны», солидарно-

сти, миф о «хорошем парне», миф о «плохом парне».)

Модели переговорного процесса (Р. Фишер, У. Юри, Б. Патон):

Жесткий подход («Поле битвы») – основан на противостоянии сторон, вы-

игрыш одной из сторон автоматически означает проигрыш другой. Вторая сторона,

естественно, также будет изо всех сил бороться за выигрыш, и конфликт перейдет в

затяжной кризис.

Мягкий подход («Дружественный») – более слабая сторона дает понять, что

ждет от партнера уступок. Психологически мягкий подход очень трудно выдержать,

поэтому и в этом случае стороны не придут к решению, нужному обоим.

Принципиальный подход («Рациональный») – основан на понимании сторо-

нами необходимости поиска взаимоприемлемых решений. Такой подход продукти-

вен. Предполагает высокий уровень доверия между партнерами.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный предмет, до-

стижение которого выступает смыслом деятельности. Это специфические пережи-

вания, характеризующиеся либо положительными эмоциями от ожидания достиже-

ния данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего

положения.

Наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от

нарушения достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Им создаются

условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Невербальное общение – это язык поз и жестов, включающий в себя все фор-

мы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Нейролингвистическое программирование (также НЛП) – область практиче-

ской психологии, занимающаяся изучением структуры субъективного опыта людей,

раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенство-

вания и передачи выявленных моделей другим людям.

Нейрологические уровни – различные логические уровни индивидуального

опыта: окружение, поведение, способности, убеждения / ценности, идентичность

(личностное своеобразие) и духовность (миссия).

Переговоры – это вид совместной деятельности двух и более людей, направ-

ленной на обсуждение и поиск решения актуальной для них проблемы.

Переговорное пространство – область, в которой развивается процесс пере-

говоров. В переговорное пространство включаются как непосредственно проблем-

ные места, так и те обстоятельства, те факты, которые могут использовать в про-

цессе переговоров обе стороны.

Портрет партнера – совокупность объективных характеристик деятельности,

партнера в переговорах.

Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он

обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение оста-

ется за оппонентами.

Помощник – в урегулировании конфликта участвует с целью совершенство-

вания процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вме-

шиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного

решения.

Психологические барьеры (от франц. Bariere – преграда, препятствие) –

специфические психологические состояния личности, как правило, связанные с не-

адекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем

и актуальных ситуаций, которые не позволяют ей реализовать тот или иной вид дея-

тельности и общения.

Раппорт – процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и

понимания между двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других

людей.

Репрезентативная система – кодирование информации в своем мозге в одной

или нескольких сенсорных системах: визуальной, аудиальной, кинестетической, вку-

совой и обонятельной.

Ресурсное состояние – состояние человека, когда он чувствует себя обладаю-

щим ресурсами для выполнения любой задачи и достижения любой цели.

Ресурсы – любые средства, которые могут быть задействованы для достиже-

ния результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, со-

бытия или вещи.

Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать

ему другой смысл: «В каких условиях это было бы подходящей реакцией?»

Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем пе-

ревода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: «Что еще могло бы

это значить?»

Стереотип (греч. stereos + typos – «твердый» + «отпечаток») – это принятый

в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации инфор-

мации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предше-

ствующем социальном опыте.

Стиль ведения переговоров – система воздействий, обусловленная специфи-

кой поставленной задачи, объемом полномочий сторон, личностными особенностя-

ми всех участников процесса, своевременностью и целесообразностью применения

тех или иных технологий и средств.

Стратегия «позиционного торга» – реализация на переговорах собственных

целей и интересов в максимально полном объеме, без учета целей и удовлетворен-

ности интересов другой стороны.

Стратегия «партнерских отношений» – кооперация, партнерские отношения,

разрешение противоречий с позиции максимально возможного взаимного удовлет-

ворения интересов всех сторон.

Стратегия «выигрыш – проигрыш» – жесткая стратегия ведения переговоров

с явно выраженным стремлением одной стороны добиться преимуществ за счет ин-

тересов другой. Она не ориентирована на установление прочных долговременных

партнерских отношений.

Стратегия «проигрыш – выигрыш» приводит к существенным уступкам и на-

рушению собственных интересов. Как правило, это происходит при жестком дав-

лении со стороны оппонента, который использует силу характера, власть, связи и

другие особенности ситуации. Осознано эту стратегию выбирают лишь в том слу-

чае, если результат на переговорах является второстепенным и служит достижению

иных целей.

Стратегия «проигрыш – проигрыш» возникает обычно при взаимодействии

двух решительных, упрямых, эгоцентричных личностей с установкой только на выи-

грыш. Проигрывают оба, так как переговоры заходят в тупик и представляют скорее

соревнование в упрямстве и упорстве.

Стратегия «выигрыш – выигрыш» реализует основной принцип человеческо-

го взаимодействия: выигрыш одного партнера более результативен, если созданы

условия для успешной деятельности всех партнеров.

Тактика ведения переговоров – схема проведения переговоров в виде разра-

ботанной заранее последовательности рассматриваемых вопросов и желаемого их

представления для достижения конкретной цели.

Тактические приемы – конкретные способы достижения стратегии.

Техника ведения переговоров – 1) алгоритм проведения переговоров; 2) при-

менение особых речевых приемов, направленных на регламентацию поведения

участников переговорного процесса.

Толерантность – готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия,

непохожесть; это фактор, стабилизирующий систему (личность, организацию, обще-

ство) изнутри.

«Третья сторона» в конфликте – субъект, который вмешивается в конфликт с

целью его урегулирования.

Третейский судья – наиболее авторитарная роль, обладает наибольшими воз-

можностями по определению вариантов решения проблем. Он изучает проблему,

выслушивает обе стороны и принимает решение, которое не оспаривается.

Феномен «зеркальных образов» – искажение восприятия в ситуации конфлик-

та и переговорного процесса, при котором стороны в конфликте начинают оценивать

одни и те же факты диаметрально противоположным «зеркальным» образом, с ярко

выраженной отрицательной, эмоциональной окраской противоположной стороны.

Зеркальность восприятия ограничивает поиск рациональных моделей поведения.

Этика переговоров – морально-нравственная категория, выражающая харак-

тер взаимодействия участников переговорного процесса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что входит в понятие «переговорное пространство»?

2. От каких факторов зависит переговорная ситуация?

3. К какой ситуации на переговорах можно применить метафору: «Лучше сосу-

ществовать, чем «соиспариться»?

4. По каким критериям можно классифицировать переговоры?

5. В чем могут проявиться деструктивные и позитивные тенденции в переговор-

ном процессе?

6. Каковы предпосылки достижения компромисса в переговорном процессе?

7. Как обеспечить достижение консенсуса в противостоянии?

8. Что такое стратегия в переговорном процессе?

9. Каковы предпосылки применения стратегий:

«выигрыш – проигрыш»,

«выигрыш» – «выигрыш»,

«проигрыш» – «выигрыш»,

«проигрыш» – «проигрыш».

10. В чем сущность «вариационного», «компромиссного» методов в переговорах?

11. Как понимать термин «динамика переговорного процесса»?

12. Какие фазы включает переговорный процесс?

13. Какие шаги предпринимают стороны на этапе подготовки к переговорам?

14. Какие ошибки наиболее характерны на стадии подготовки к переговорам?

15. Какие тактические приемы на переговорах наиболее эффективны?

16. Каковы методы завершения переговоров.

17. Что, на ваш взгляд, означает выражение «стороны договорились продол-

жить обсуждение затронутых на переговорах вопросов»?

18. По каким критериям можно оценивать удачу или неудачу переговоров?

19. Что такое «форс-мажор» на переговорах?

20. В чем суть психологических механизмов ведения переговоров?

21. Какова роль невербального общения в переговорах?

22. Что представляет собой НЛП как современная психотехнология?

23. Какие возможности НЛП можно использовать в переговорном процессе?

24. Разделяете ли вы подход Талейрана: «Язык дан дипломату, чтобы скры-

вать свои мысли»?

25. Какие техники гибкого поведения можно использовать на переговорах?

26. Каковы техники (приемы) противостояния манипуляциям?

27. «Лучшие сорта лжи приготавливаются из полуправды» – разделяете ли вы

подобный подход применительно к переговорному процессу?

28. Как классифицируются вопросы на переговорах?

29. Что такое «метод Сократа» в переговорах?

30. Что такое явные и скрытые мотивы в переговорах?

31. В чем могут состоять ошибки на разных этапах переговорного процесса?

32. Что такое «этика переговорного процесса»?

33. Почему, на ваш взгляд, этика нередко является «Золушкой» на переговорах?

34. Что такое «дипломатический торг»?

35. Что вкладывается в понятие «переговорный стиль»?

36. Чем определяется личностный стиль ведения переговоров?

37. Что представляют собой «жесткие» переговоры?

38. Что такое «партнерский стиль переговоров»?

39. Что такое «национальный стиль ведения переговоров»?

40. Какова специфика переговоров с представителями деловых структур?

41. Какова особенность политических переговоров?

42. Как влияет на переговоры статус, занимаемый «третьей стороной»?

43. Каковы сферы компетенций третейского судьи, арбитра, посредника, на-

блюдателя, помощника в управлении конфликтом?

44. Можно ли считать отношение медиатора («третьей стороны») к конфликту

этической проблемой? Что такое медиация?

45. В чем суть психологии посредничества?

46. В чем выражается современная практика «челночной дипломатии»? При-

ведите конкретные примеры.

47. В чем суть сделки как тактического приема медиации?

48. Каков алгоритм действий, вырабатываемый посредником для организации

собственной деятельности?

49. Каков «обязательный набор» психологических качеств для посредника?

50. Какова роль информационного обеспечения переговорного процесса?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Место и роль переговоров в жизни общества.

2. Переговорное пространство и переговорная ситуация.

3. Когда следует и когда не следует вести переговоры?

4. Взаимозависимость и взаимное согласование на переговорах.

5. Общее и особенное в тактике компромисса и консенсуса.

6. Гарвардский проект по переговорному процессу.

7. Система действий на стадии подготовки деловых переговоров.

8. Социально-психологический портрет партнера по переговорам.

9. Пространственная организация переговорного процесса.

10. Тактические приемы на переговорах.

11. Заключительные документы переговоров.

12. Психологические условия успеха на переговорах.

13. Личностный фактор в переговорном процессе.

14. Тактика «салями» как прием ведения переговоров.

15. Манипуляции на переговорах и способы их нейтрализации.

16. Жесты и мимика в невербальной коммуникации.

17. Кинетические средства в общении.

18. Просодические и экстралингвистические средства в коммуникации.

19. Тактические средства общения.

20. Проксемика и ее роль в переговорном процессе.

21. Паралингвистические средства общения.

22. Навыки создания и поддержания раппорта (доверительных отношений)

в переговорах.

23. Речевое выражение сенсорных репрезентативных систем и их учет в пере-

говорном процессе.

24. Ключи глазного доступа – о чем говорят движения глаз человека в процессе

коммуникации.

25. Технология формулирования эффективных вопросов в переговорах.

26. Нейрологические уровни и их учет в переговорах.

27. Наиболее распространенные ошибки на стадии подготовки переговоров.

28. Наиболее распространенные ошибки на стадии ведения переговоров.

29. Наиболее распространенные ошибки на стадии завершения переговоров.

30. Критерии эффективности переговорного процесса.

31. Этика телефонных переговоров.

32. Этика коммерческих переговоров.

33. «Дипломатический торг» – теория и практика.

34. Этика и регламент переговоров с топами.

35. Понятие «переговорный стиль».

36. Личностный стиль ведения переговоров.

37. «Жесткие» переговоры.

38. «Мягкие» переговоры

39. Влияние национального колорита на стратегию и тактику переговорного

процесса.

40. «Третья сторона» в конфликте: история и современность.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Что вы думаете по поводу следующего высказывания Фреда Чарль-

за Икла: «В соответствии с руководством по дипломатии ХVII и XVIII вв., тот, кто

идеально ведет переговоры, должен обладать быстрым умом, неограниченным тер-

пением, уметь притворяться, но не лгать, вызывать доверие, но не доверять другим,

быть скромным, но напористым, обладать шармом, но не поддаваться чарам других

людей, иметь много денег и прекрасную жену, оставаясь безразличным ко всем со-

блазнам богатства и женщинам». Обоснуйте свое мнение. Составьте собирательный

портрет дипломата ХХI в.

Задание 2. К какому стилю переговоров подходит совет, данный А. Шопенгауэ-

ром? «Если подозреваете, что вам врут, сделайте вид, что, безусловно, верите. Это

поощрит собеседника развивать тему. Он станет врать наглее и попадется. Если

заподозрили, что у партнера случайно обнаружилась часть скрываемой правды,

играйте в недоверие. Партнер в запальчивости может выложить правду». Аргумен-

тируйте свой ответ.

Задание 3. Как вы понимаете рекомендацию «отделить споры между партне-

рами (людьми) от задачи, которую нужно решить», предложенную Р. Фишером и

У. Юри? Обоснуйте свой ответ примерами.

Задание 4. Согласны ли вы с мнением Р. Фишера и У. Юри о том, что позицион-

ный торг «может усугубить ситуацию, если в переговорах принимало участие более

двух сторон, и чем больше сторон, вовлеченных в переговоры, тем серьезнее стано-

вятся недостатки, свойственные этой стратегии». Обоснуйте свой ответ примерами.

Задание 5. Ниже приведены некоторые из философских подходов к переговорам:

«Бизнес есть бизнес»;

«В успешных переговорах каждому придется чем-то жертвовать»;

«Выживают сильнейшие»;

«Тебя ударили – дай сдачи»;

«Не делай зла другим, пока они тебе ничего не сделали»;

«В бизнесе нет друзей. В бизнесе есть только партнеры»

Какому подходу вы отдаете предпочтение? Аргументируйте свой выбор.

Задание 6. Как вы относитесь к высказыванию Джеральда Ниренберга: «Рабо-

тающие в бизнесе, в том числе высшие правительственные чиновники и военные,

по долгу службы призванные верить в «закон и порядок», во все возрастающем ко-

личестве теряют ориентиры. Они пытаются вести переговоры ради личной выгоды,

ради эгоистических интересов (за счет общества), за власть, а не за сотрудничество.

При этом они разрушают самих себя, свои профессии и, конечно, наше общество. …

Сейчас уже недостаточно быть просто «добрыми» бизнесменами. Мы должны быть

хорошими ради чего-то»? Обоснуйте свой ответ примерами.

Задание 7. Как вы понимаете высказывание Д. Дидро:

«Предварительное знание того, что собираешься сделать, дает смелость и лег-

кость». Аргументируйте свой ответ применительно к переговорному процессу.

«У каждого своя правда» – достаточно распространенная позиция. Но как при

таком подходе обеих сторон обеспечить достижения компромисса в переговорах?

ТЕСТЫ

1. Что из нижеперечисленного не является переговорами?

a) диалог покупателя и продавца на рынке

b) процесс ответа на экзамене студента преподавателю

c) диалог контролеров и «зайца»

d) дискуссия мужа и жены по вопросу: «кому сегодня выносить мусор»?

e) все из перечисленного

2. Поставьте для каждого из факторов знак «+», если он способствует успе-

ху переговорного процесса и «–», если препятствует.

a) последовательное отстаивание собственной позиции как единственно воз-

можной и безусловно правильной

b) «худой мир лучше доброй ссоры», как принцип, которого придерживаются

участники переговоров

c) использование приема «Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав»

d) игнорирование конфликта

e) высокая степень социального возбуждения в смежных областях обществен-

ной жизни

f) применение насилия конфликтующими сторонами

g) создание «образа врага»

h) высокая степень открытости политической системы

i) расширение социальной базы конфликта

j) высокий уровень демократической политической культуры

k) наличие третейского судьи (арбитра) в разрешении конфликтной ситуации

l) фокусировка внимания не на реальных противоречиях, а на принципах кон-

фликтующих сторон

3. Ошибками в ходе переговоров считают:

a) фокусирование внимания на позициях, а не на интересах сторон

b) убеждение в противоположности интересов сторон

c) понимание не только собственных интересов, но и интересов другой

стороны

d) все из перечисленного

e) ничего из перечисленного

4. Какие из перечисленных ниже факторов обязательно влияют на мирное

разрешение политических конфликтов?

a) личностные черты тех, кто принимает политические решения

b) наличие в обществе институциональных условий для проведения консульта-

ций и переговоров

c) наличие соответствующего исторического опыта

d) конфессиональная принадлежность тех, кто принимает решения

e) равновесие сторон

f) этническая принадлежность тех, кто принимает решения

g) все перечисленное

5. Укажите верные ответы. «Третья сторона» в урегулировании конфликта

и переговорном процессе – это:

a) «посредник»

b) «наблюдатель за ходом переговоров»

c) «адвокат»

d) «оказывающий добрые услуги»

e) «дирижер»

f) «арбитр»

6. Завершите фразу:

Вариант достижения договоренностей, находящейся ниже максимально желае-

мого, но превышающий порог отказа для обеих сторон и требующий четкого согла-

сования позиций сторон конфликта – это…

Общее согласие по базовым положениям спорного вопроса – это…

7. Как называется метод ведения переговоров, который предполагает воз-

можность:

a) идеального решения проблемы

b) оптимального решения и то, какими аспектами в решении проблемы можно

пренебречь

c) вынужденного решения и его сроки

d) предложения партнера, которое обязательно следует отклонить

8. Как называется метод ведения переговоров, который проявляется в го-

товности партнеров учитывать интересы друг друга и идти на уступки, отказы-

ваясь от исходных требований и формулируя новые.

9. Кто в урегулировании конфликта и проведении переговоров обладает

наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблем,

играет наиболее авторитарную роль, изучает проблему, выслушивает обе сто-

роны и принимает решение, которое не оспаривается.

10. Какие факторы, пре-

пятствующие переговорам,

отражены этими карикатура-

ми и басней?

«Незваным ксендз раз во дворец пришел,

И, хоть над ним смеяться стали

Все находившиеся в зале, –

Решился сесть он с королем за стол.

Король умылся, ксендз умылся тоже,

Разгладил бороду, сидит под стать вельможе.

«Святой отец, – сказал ему король,

Ты вымыл руки, а теперь изволь

Отправиться домой и в Нашу честь

За собственным столом поесть!…»

Кто ищет панибратства во дворце,

Пусть вспоминает о святом отце» [3].

 

11. Что означают жесты каждого?

 

1.                                  2.                        3.                4.                         5

1 – беспомощность, неведение

2 – критическое восприятие, недоверие

3 – превосходство

4 – закрытость, дискомфорт

5 – решительность, готовность к действиям, уверенность в себе

ЛИТЕРАТУРА

1. Фишер Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри.

– М., 1990.

2. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов / М.М. Лебедев. –

М., 1999.

3. Селлих К. Переговоры в международном бизнесе / К. Селлих, С. Джейн. – М.,

2004.

4. Белланже Л. Переговоры / Л. Белланже. – СПб., 2003.

5. Ветренко И.А. Игровой подход в политических переговорах / И.А. Ветренко

// Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(70). – С. 166

– 170.

6. Василенко И.А. Политические переговоры / И.А. Василенко. – М., 2006.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.:

Питер, 2000.

8. Василенко И.А. Политические переговоры / И.А. Василенко. – М., 2006.

9. Зенгер Х. фон. Стратагемы: О китайском искусстве жить и выживать: в 2 т. /

Х. Фот Зенгер. – М., 2004. Т. 2.

10. Книга правителя области Шан. – М., 1993.

11. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / под ред.

проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с. – URL: http://www.evolkov.net/

learn/learning.basics/read.hear.write.speak.basics.html

12. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учебное пособие / Г.И. Козы-

рев. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. – С. З73.

13. Фишер Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Р. Фишер,

У. Юри. – М.,1997. – С. 28.

14. Юрии У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми / У. Юри,

пер. с англ. – М.: Наука, 1993. – С. 15.

15. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов,

С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2009. – 2-е изд. – 304 с.: ил.

16. Василенко И.А. Политические переговоры: учеб. пособие / И.А. Василенко.

– М., 2007. – С. 50 – 53.

17. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях

/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2009. – 2-е изд. – 304 с.: ил.

18. URL: http://truesite.ru/forums/

 

Политический

Анализ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Анализ – термин греческого происхождения (аnalisis) означает «разложение».

Анализ – процесс мысленного расчленения исследуемого объекта на отдельные ча-

сти, сферы, области и углубленное изучение каждой в отдельности для выявления

ее сущности и определения основных характеристик.

Прикладной анализ – это процедура изучения проблемы, порожденной реаль-

но существующей, как правило, остроактуальной социальной потребностью, с це-

лью помочь разрешить возникшее противоречие. Поэтому этот вид анализа носит,

достаточно, прагматический характер, ориентирован на изменение, оптимизацию

управления политической ситуацией.

Теоретический анализ ориентирован на изучение таких проблем, решение

которых обеспечит углубление знания о политической реальности, достижение его

большей научной обоснованности, обобщенности, объяснения закономерностей

функционирования не отдельного политического феномена, а целого класса. Теоре-

тический анализ имеет своей целью раскрытие механизмов политического развития,

его основных закономерностей, выявление определяющих тенденций.

Метод в переводе с греческого (methodos) означает учение, путь исследования.

Метод – это способ или совокупность приемов, подходов, направленных на дости-

жение цели познания объективной реальности. Метод предполагает определенную

процедуру, включающую последовательные действия, направленные на решение

исследовательской задачи. В современной науке есть широкая и узкая трактовки

категории метода. В широком смысле под методом понимают теоретически обосно-

ванное нормативное, познавательное средство. В более узком, собственном смысле

метод науки – это совокупность подходов и принципов, правил и норм, инструмен-

тов и процедур, обеспечивающих взаимодействие субъекта познания с его объектом

для достижения научного результата.

Методология – термин греческого происхождения (methodos + logos) – учение

о методах научного познания и их комбинациях. Методология представляет собой

общетеоретическую конструкцию, определяющую принципы, нормы и процедуру по-

лучения научного знания. Методология связана с разработкой и повышением ре-

зультативности методов познания. Методология политического анализа представ-

ляет собой совокупность принципов организации, способов и средств познания

политической сферы.

Методика исследования – это совокупность технических приемов, операций,

применяемых в строгой последовательности и взаимосвязи с целью сбора эмпири-

ческих и фактологических данных, их обобщения и обработки.

Нормативный метод (от латинского «norma» – правило, образец) связан с цен-

ностными представлениями и установками, и поэтому в существенной мере ориен-

тирован на этические оценки, содержит оценочное суждение, доминанту моральной

составляющей.

Эмпирический метод (гр. еmpereiria – опыт) характеризуется наблюдениями,

и поэтому обоснованность принимаемых решений в его рамках выстраивается на

обобщении фактологического материала о процессах и отношениях в системе, поэ-

тому его императив содержит требование сбора первичных данных, их обработки и

осмысления.

Качественные методы ориентированы на выявление специфических харак-

теристик политического феномена и поэтому концентрируют внимание на всесто-

роннем его рассмотрении, в единстве всех составляющих, в совокупности объек-

тивных и субъективных факторов, обуславливающих развитие данного феномена.

Качественные методы обеспечивают определение сущностных признаков, свойств,

характеристик изучаемых объектов с тем, чтобы восполнить недостаточность их

теоретической проработанности. Они ориентированы на понимание, объяснение

политической ситуации. С их помощью выстраивается логическая цепь причинно-

следственных зависимостей между анализируемыми политическими явлениями и

открывается возможность их интерпретации.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действитель-

ности противоречие, способы разрешения которого в данный момент не известны.

Политическая ситуация – это состояние политической сферы или ее отдельных

элементов, системы взаимодействий между ними в определенной период времени.

Вертикальный анализ (институциональный) – это процесс мысленного рас-

членения политической системы на отдельные сегменты, институты и изучение каж-

дого элемента системы в отдельности, его текущего состояния, а также механизма

взаимодействия между элементами. В рамках этого анализа исследуется деятель-

ность основных политических институтов – правительства, института президента,

парламента, изучаются общественные объединения и движения, политические пар-

тии и др.

Горизонтальный анализ своим объектом имеет не институциональные эле-

менты политической сферы – достаточно сплоченные группировки, объединяющие

обычно людей из различных властных структур и играющих значительную роль

в политическом развитии. Поэтому этот вид анализа строится на выявлении всех

политических группировок, оказывающих наибольшее влияние на политику. Эти

группировки, часто номенклатурные по своему составу, как правило, соперничают,

конкурируют друг с другом, и их взаимоотношения во многом составляют основу

конфликтной ситуации.

Общий анализ – это процедура изучения всей сложившейся политической си-

туации, в совокупности различных условий, факторов, субъектов, действия внешней

среды.

Фрагментарный анализ предполагает исследование какой-то отдельной, со-

ставной части политической ситуации, изучение которой необходимо для решения

определенной локальной цели, и в силу этого исследуется не вся политическая си-

туация, а только ее конкретный фрагмент. Этот вид анализа сводится фактически

к анализу проблемы, которую предстоит решить, и поэтому связан, как правило,

с процессом принятия политического решения,

Проблемный анализ – это исследование определенной политической пробле-

мы, и его задача заключается в поиске оптимальных путей ее решения.

Диагностический анализ направлен на выявление возможных трудностей

в политическом развитии, потенциальных проблемных ситуаций, а также на изуче-

ние имеющихся шансов, выявление ресурсов их преодоления, средств по рацио-

нализации деятельности политических институтов, повышения эффективности их

функционирования.

Программа анализа – это систематизированное изложение теоретико-

методологических предпосылок, общей концепции аналитического проекта в со-

ответствии с основными целями и задачами, ее методического и процедурного

обеспечения, выдвигаемых гипотез и операций, обеспечивающих проверку их ре-

зультатов.

Объект политического анализа – это совокупность явлений, процессов, от-

дельных сфер политической реальности, которые выступают в качестве факторов

проблемной ситуации.

Предмет политического анализа – это сущностное свойство, качество, харак-

теристика, особенность политического феномена, заданное для изучения.

Цель политического анализа – это планируемый результат, на достижение

которого направлена аналитическая деятельность. Достижение цели обуславливает

разработку основных направлений решения аналитической проблемы.

План политического анализа направлен на обеспечение координации разных

видов научной деятельности, связанных с проведением исследования, на согласо-

вание и контроль результатов, полученных на разных этапах изучения проблемы.

План определяет подведение итогов выполненной работы, обобщение всех полу-

ченных результатов и формулировку на их основе выводов и рекомендаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте предмет и объект политического анализа.

2. Дайте характеристику политики как объекта анализа.

3. Опишите методы политического анализа и раскройте основные проблемы их

использования.

4. Кто является субъектом политического анализа, и как можно их классифици-

ровать?

5. Какие фазы можно выделить в процедуре политического анализа. Дайте ха-

рактеристику их содержанию.

6. Что такое политическая ситуация, и как проводится ее анализ?

7. Какие вы знаете основные виды политического анализа?

8. Раскройте принципы системного анализа.

9. В чем сущность когнитивного подхода и его значения для политического ана-

лиза?

10. Дайте характеристику моделирования как метода анализа.

11. Что такое сравнительный метод, и как он применяется в политическом ана-

лизе.

12. Раскройте основные принципы организации сравнительного анализа.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Основные предпосылки появления и становления анализа как области на-

учных знаний.

2. Место анализа в исследовании социальных процессов в современной Рос-

сии.

3. Особенности национальных школ анализа.

4. Развитие анализа как сферы отечественной науки.

5. Классификация методов научного исследования.

6. Многоуровневая концепция методологического знания.

7. Специфика применения методов анализа.

8. Техника проведения научных исследований (основные приемы).

9. Основные стадии анализа на примере аналитического исследования кон-

кретной ситуации.

10. Пределы эффективности анализа.

11. Система и основные инструменты ее описания в ходе аналитического ис-

следования.

12. Эффективность прикладного системного анализа в изучении политического

пространства.

13. Виды документальных источников и основные способы их анализа.

14. Преимущества и недостатки включенного наблюдения при исследовании

социальных проблем.

15. Границы применения тестирования при проведении медиаисследований.

16. Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории.

17. Специфика количественных и качественных методов изучения социальных

проблем посредством медиа.

18. Особенности совмещения качественных и количественных методов при из-

учении социальной действительности.

19. Границы применения качественных и количественных методик.

20. Система и основные инструменты ее описания в ходе аналитического ис-

следования.

21. Эффективность прикладного системного анализа в изучении политического

пространства.

22. Основные подходы к построению методологии исследования систем.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Цель: Научить студентов на практике составлять программу исследования,

используя все стадии анализа.

Сформулируйте тему, научную проблему и исходную гипотезу. Разработайте

план-программу анализа с определением целей, задач, инструментария.

Охарактеризуйте комплекс методов, посредством которых возможно осуще-

ствить поставленную цель.

2. Приведите примеры использования различных видов анализа:

a) горизонтальный

b) вертикальный

c) общий

d) фрагментарный

e) проблемный

f) диагностический

3. Отметьте, к какой проблемной категории (согласно приведенному списку) от-

носится та или иная ситуация. И приведите свои примеры.

Проблемная категория:

a) социальная проблема

b) социокультурная проблема

c) социально-экономическая проблема

d) семейно-бытовая проблема

e) этнонациональная проблема;

f) экологическая проблема

• Важнейшей проблемой современного российского общества является сокра-

щение населения. Этот процесс представляет собой самую главную угрозу для Рос-

сии, так как ослабляет государство и угрожает постепенным исчезновением самого

народа из истории.

• Обмен информацией между социальными системами в результате коммуни-

кации ведет, согласно системной теории, к дифференциации и интеграции систем,

к их взаимообогащению. Иное происходит, если при этом идет не просто обмен ин-

формацией, а интервенции систем – произвольной, по сути паразитической транс-

плантации целых фракций одной системы в другую. Подобную опасность несет в

себе феномен, во многом отождествляемый с глобализацией, – межнациональная

миграция. Дезинтеграционным для социальной системы является не сам факт мас-

сового переселения в страну жителей из других мест, а перенесение иных культур-

ных образцов и типов поведения в масштабах, не усваиваемых культурой.

• Занятость пожилого населения, обеспечение работой «молодых пожилых», же-

лающих работать (к таким относят, как правило, людей до 70-75 лет). Это сложная

проблема, поскольку рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста.

Средний уровень безработицы в странах ЕС составил в 2002 г. 10,7% (в 1990 г. –

7,7%). Максимум – в Испании и Финляндии, минимум – в Австрии и Люксембурге.

• Жестокость, насилие, агрессия стали характерными чертами нашего времени.

Ребенок становится невольным свидетелем пьяных ссор и драк родителей, впиты-

вая аморальные схемы поведения и привнося их в свое поведение и отношение

к окружающим его людям.

• Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги де-

мократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитыва-

ясь о решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической

общности – многонационального народа Российской Федерации. С другой стороны,

другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой,

отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демо-

кратии, а значит, и демократического обустройства российских народов в едином

государстве.

• Если следующее лето будет не таким жарким, как минувшее, уровень воды

в Волге снова поднимется, уверены в правительстве. Главной же проблемой явля-

ется регулирование качества воды, концентрация загрязняющих веществ в которой

повысилась в два раза...

4. Дайте анализ следующей теме: «Болонский процесс: перспективы развития

в России», используя все фазы анализа. Определите тип проблемы.

5. Цель: ознакомиться с современными методами анализа документов.

Практикум включает три основных этапа работы:

1) общее знакомство с текстом,

2) реконструкцию,

3) интерпретацию.

Студентам предлагается провести анализ статьи Александра Солженицына

«Как нам обустроить Россию». Источник: http://www.solzhenicyn.ru

Реконструкция документа – необходимо ознакомиться с биографией автора и

социально-культурным, историческим контекстом, в котором этот документ созда-

вался. Необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

1. Что хотел сказать А.И. Солженицын, написав эту статью?

2. Какой реакции он ожидал от аудитории?

3. Как оценивал значение и смысл своей деятельности?

Третий этап анализа – интерпретация.

6. Провести анализ сайтов политических партий и общественных объединений.

Ответить на следующие вопросы:

Какие методы использовались для анализа?

Какие выводы о политической ситуации России можно сделать исходя из по-

лученных данных?

7. Приведите примеры, где используется такой метод сбора информации, как

наблюдение. Провести одно из наблюдений событий политической жизни (например

собрание, конфликты, переговоры и т.д.).

8. На примере существующих анкет для количественных медиаисследований

изучить последовательность и технические приемы разработки и составления анкет

и вспомогательного инструментария.

Разработать анкету (опросник) для проведения медиаисследования. И прове-

сти ее апробацию.

9. С момента распада СССР на постсоветском пространстве, а именно на тер-

ритории России и СНГ возникла крупная проблема трудовой миграции населения,

а точнее ее дисбаланс, в частности приток большого количества трудовых мигрантов

в Россию из СНГ. Последствия этого разнообразны, и несут отрицательный характер

как для России, так и для СНГ. Для стран СНГ – это колоссальный отток рабочей

силы и, как следствие, отсутствие кадров для поднятия уровня жизни и развития

инфраструктуры в стране, а в результате – безработица и перечисленные ранее

проблемы. В России мигранты являются отчасти причиной безработицы, так как они

занимают множество рабочих мест, нарушается множество законов, мигрантами со-

вершаются преступления различного характера, тем самым подогревая почву под

процветающими ныне националистическими идеями.

Политика государства, направленная на решение этой крупной проблемы че-

ресчур вялотекущая и не совсем не соответствующая развитию проблемы, и не от-

вечающая последним мнениям общества. Относительное бездействие государства

может привести к тяжелым последствиям как экономического, так и социального ха-

рактера в России, равно как и в странах содружества.

Вопросы к заданию:

1. Целесообразно ли использование в данном случае системного подхода?

2. Каких реальных целей позволяет достичь используемый в этом случае си-

стемный подход?

3. Выразите представленную выше ситуацию в терминах системного подхода:

система, среда, элемент, структура, функция, и др.

10. Пьер Клод Виктуар Буаст (1765 – 1824) считал, что строить систему на одном

факте, на одной идее – это ставить пирамиду острым концом вниз.

Вопросы к заданию:

Что имел в виду под этой фразой французский моралист?

11. Назовите категории системы:

– категории, характеризующие свойства системы;

– категории, характеризующие состояние системы;

– категории окружения системы;

– категории, характеризующие отражение системы;

– наиболее важные категории, определяющие строение системы.

ТЕСТЫ

1. Термин «анализ» (с греч.) означает:

a) исследование

b) описание

c) разложение

2. Горизонтальный анализ проводится с целью изучения:

a) институциональных отношений

b) неинституциональных отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow