На политическую жизнь

Современного общества

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Политическая технология – это методы решения политических вопросов,

выработки основ векторов политики, ее реализации, осуществления практической

составляющей политической жизни общества. Политические технологии – это ком-

плексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью до-

стижения определенных целей. Поле применения политических технологий находит-

ся в плоскости прикладной политической деятельности по достижению конкретных

политических целей и задач.

Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью

повышения эффективности различных видов деятельности, включает в себя разра-

ботку, создание максимально эффективного использования и контроля социально-

экономическими системами.

Политический консалтинг – это комплекс средств, направленных на форми-

рование позитивного имиджа кандидата перед потенциальными избирателями, с це-

лью вывода кандидата на широкие слои электората и увеличение числа сторонников

для победы на выборах, включает в себя консультирование по широкому кругу во-

просов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-

политического характера.

Лоббизм – часть политической системы, представляющий собой механизм воз-

действия частных и общественных организаций – политических партий, профсою-

зов, корпораций, предпринимательских союзов и других групп давления на процесс

принятия политических решений.

Связи с общественностью (PR, Public Relations) – наука, искусство, сово-

купность методов, приемов, технологий, используемых субъектом для достижения

гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на

достоверной и полной информации.

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (че-

рез печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди больших ау-

диторий с целью утверждения ценностей общества и оказания идеологического, по-

литического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения

и поведение людей.

Политический имидж – это целенаправленно формируемый образ какого-

либо политического объекта: политика, политической партии, политического дви-

жения и др.

Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях

выборных кампаний, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной,

оригинальной, легко запоминающейся форме, которая отражает суть политической

платформы политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формиру-

ет и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере поли-

тических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. На стыке каких научных дисциплин и областей знаний находится понятие

«политические технологии»?

2. В чем заключается различие применения жестких и мягких политических тех-

нологий?

3. Чем охарактеризована плавная цель связей с общественностью?

4. Назовите основные принципы и приемы PR.

5. Какие два основных механизма формирования политического имиджа суще-

ствуют?

6. Чем обусловлено активное развитие политической рекламы как одной из

разновидностей политической технологии?

7. Приведите возможные основания классификации и функции политической

рекламы. Охарактеризуйте их.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.

2. Новые политические технологии в России.

3. Политические технологии в государственном политическом процессе.

4. Манипулятивные технологии в политической рекламе и пропаганде.

5. Политические технологии как объект политического консалтинга.

6. Информационные технологии в политическом управлении.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Существуют различия между политическими PR-технологиями, которые

применяются политическими партиями и органами государственной власти. Смо-

делируйте PR политической партии и органа исполнительной власти любого уров-

ня: федерального, регионального или местного. На основе проделанной работы

проведите сравнительный анализ применяемых PR-технологий данных политиче-

ских акторов.

                                                             Рис. 1

                                                             Рис. 2

2. Проведите сравнительный анализ представленных примеров использова-

ния политической рекламы в период избирательной кампании двух кандидатов

(см. рис. 1, рис. 2).

3. Разработайте идеальный имидж кандидата (политической партии): степень

личного участия кандидата в рекламно-агитационной кампании, его внешность и

коммуникационные качества кандидата, каналы коммуникации с потенциальном

электоратом.

ТЕСТЫ

1. Политические технологии – это:

а) технологии планирования и проведения избирательных кампаний

b) технологии завоевания власти и ее реализация

c) создание структуры управления политическими процессами

d) формирование положительного образа кандидата

2. В соответствии с нормативными устоями и обычаями в обществе по-

литические технологии различаются:

а) нормативные и девиантные

b) маркетинговые и немаркетинговые

c) избирательные и предвыборные

d) индивидуальные и коллективные

3. В каком году Фонд исследований и образования в области PR

(Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял первую се-

рьезную попытку сформулировать универсальное определение деятельности

PR-специалиста:

а) 1980

b) 1875

c) 1975

d) 1993

4. Что такое имидж?

а) публичный образ политика или иного известного человека

b) визуальный образ компании

c) образ PR-субъекта, сформировавшийся у целевой аудитории

d) целенаправленно создаваемый образ PR-субъекта

5. Какие два основных механизма формирования имиджа выделяют:

а) специальный, общий

b) стихийный, искусственный

в) объективный, субъективный

г) собственный, приобретенный

6. По форме политическую рекламу делят:

а) на прямую и косвенную

b) визуальную и аудиальную

c) прямую и косвенную

7. Исходя из приемов и способов воздействия, политическая реклама мо-

жет быть:

а) позитивной и негативной

b) рациональной и эмоциональной

c) непосредственной и опосредственной

d) институциональной и неинституциональной

8. Какие три наиболее значимых компонента входят в структуру политиче-

ских технологий (исключите неверный ответ)

а) знания

b) приемы, процедуры и методики действий

c) национально-государственные

d) технико-ресурсные компоненты

9. Дайте определение термину «агитация»:

а) политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение лю-

дей с целью побудить их к политическим или другим действиям

b) распространение информации для оказания воздействия на общественное

мнение или целевую аудиторию

c) это деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармо-

ничных отношений между организацией и общественностью

10. Что означает термин «манипуляция»:

а) войсковое подразделение

b) искусственные действия и сложные технические операции в дистанционном

управлении с помощью рычагов

c) фокуснические действия, махинации, которые создают иллюзии в сознании

при восприятии и анализе реальности

d) скрытое управление сознанием, волей и поведением человека

e) все вышеперечисленное

ЛИТЕРАТУРА

1. Малкин Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. – М.: Русская

панорама, 2008. – С. 24.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии

/ А.И. Соловьев. – С. 415.

3. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: способы и технологии инфор-

мационно-психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М.: Алгоритм,

2002. – С. 15.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. –

С. 65.

5. Ольшанский Д.В. Политический PR / Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2003.

– С. 91.

6. Лисовский С.Ф. Политическая реклама / С.Ф. Лисовский. – М.: Маркетинг,

2000. – С. 84 – 87.

7. Малкин Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. – М.: Русская

панорама, 2008. – 2-е (7-е) стер. изд. – С. 198.

8. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. – М.:

Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. – С. 188.

9. Ольшанский Д.В. Политический PR / Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер,

2003. – С. 129.

10. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006 №38-

ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

11. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России / О.А. Феофанов. –

СПб., 2000. – С. 118.

12. Соловьев А.И. Указ. соч. С. 522.

 

Этнополитика

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Самоидентификация – процесс, посредством которого человек развивает при-

вязанность к другому человеку и восхищение этим человеком, обладающим каче-

ствами и чертами, которыми он сам хотел бы обладать.

Теория рационального выбора – данная теория является научным подходом,

который основан на рассмотрении социального взаимодействия как процесса коор-

динации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Ра-

циональность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид

выбирает из альтернатив – фиксированного набора возможных вариантов действий –

тот вариант, который даст наилучший результат. Однако стремление всех к максими-

зации индивидуальной выгоды может привести к социальной дилемме – ситуации, в

которой возникает конфликт между индивидуальной рациональностью и социальной

рациональностью.

Этатизм – мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства

в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и

групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика

активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Патернализм – это система отношений, основанная на покровительстве, опе-

ке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших стар-

шим. Во внутригосударственных отношениях – это практика государственного управ-

ления, построенного по парадигме контроля государства над людьми, аналогично

контролю отца над детьми в патриархальной семье.

Трайбализм (от англ. tribe – племя) – культурно-бытовая, культовая и

общественно-политическая племенная обособленность.

Подобный уклад жизни характерен для первобытного строя. В большинстве раз-

витых стран родовой строй давно трансформировался в более совершенные фор-

мы. Однако клановая структура общества все еще свойственна народам ряда стран

Африки, Азии, Океании и некоторых других регионов. Функция этих образований

в основном заключается в организации контроля и распределения благ среди своих

членов, а также в защите внутриклановых интересов от внешнего вмешательства.

В этом смысле кланы, роды, тейпы, улусы и т. п. служат инструментом объединения

людей в пределах родового сообщества. Однако в масштабах нации или государ-

ства кланы играют деструктивную, разделяющую роль. Характерно, что английское

слово tribe – племя, происходит от лат. tribuo – разделять.

Неотрайбалисты считают, что процесс глобализации и распространения Ин-

тернета послужит образованию все большего числа субкультур, «племен» с бо-

лее узкой идентичностью и лояльностью. Люди будут вступать в объединения

вне зависимости от государственных границ, самоорганизуясь в сообщества, иг-

норирующие геополитические реалии. Расширению движения неотрайбализма

способствует духовный кризис и эрозия традиционных ценностей, свойственные

современному обществу потребления и многократно усиленные глобальными ин-

теграционными процессами [1].\

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятию «этнополитика».

2. Перечислите основные категории «этнополитики».

3. Укажите особенности возникновения и распространения этнических

конфликтов.

4. Перечислите особенности этнополитического процесса в современной России.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Понятие «национальный вопрос» и его история.

2. Предмет этнополитологии, объекты и методы этнополитического исследования.

3. Место этнополитологии в системе современного обществознания.

4. Социобиологическая теория П.Л. ван ден Берга.

5. Теория внетерриториальной национальной автономии Р. Шпрингера.

6. Коммуникативная теория К. Дойча.

7. Концепция «неравномерной модернизации различных этнических групп»

Ротшильда.

8. Теория внутреннего колониализма Нейрна.

9. Этнополитические идеи в марксизме.

10. История этнополитических исследований в России.

11. Понятие «империя» в этнополитическом измерении.

12. Национальная автономия, ее уровни и типы реализации.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Составьте карту регионов мира, где разными цветами укажите разные степе-

ни активности этнополитических процессов: (красный цвет – максимальная степень

напряженности; оранжевый цвет – высокая степень напряженности; синий цвет –

средняя степень напряженности; зеленый – низкая степень напряженности). Про-

комментируйте результаты работы.

2. Подготовьте презентацию на тему: «Очаги этнической напряженности на

постсоветском пространстве».

ТЕСТЫ

1. Высказывание «нация – это народ, обладающий государством» принад-

лежит (укажите правильный ответ):

а) С. Хантингтону

b) И. Сталину

c) Д. Драгунскому

d) К. Дойчу

2. Кто из отечественных исследователей одним из первых дал определе-

ние понятию этнополитический процесс (укажите правильный вариант):

а) Д. Драгунский

b) В. Тишков

c) Л. Гумилев

d) Л. Дробижева

3. Конструктивизм как этнополитологическая концепция зародился (ука-

жите правильный вариант):

а) в Европе

b) США

c) России

d) Японии

4. Среди современных этнополитологических концепций традиционно

выделяют следующие (укажите неправильный вариант):

а) примордиализм

b) бихейвиоризм

c) конструктивизм

d) функционализм

e) инструментализм

ЛИТЕРАТУРА

1. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов /

В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 13 – 15.

2. Садохин А.П. Этнополитология: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин,

Ю.П. Шабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 133.

3. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов /

В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 61.

4. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И. Сочинения. Т.2. –

М.: ОГИЗ, 1949. – С. 296 – 297.

5. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие /

В.С. Малахов. – М.: КДУ, 2005. С. – 27.

6. Драгунский Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском простран-

стве и реконструкция Северной Евразии / Д.В. Драгунский // Полис, 1995. – №3.

7. Денисова Г.С. Этносоциология. О политическом и этнополитическом процес-

сах: учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / Г.С. Денисова, М.Р. Радовель. –

Ростов-н/Д: ЦВВР, 2000. – C. 28.

8. URL: http://mirslovarei.com/content_pol/nacionalnaja-politika-660.html#ixzz2Fm8

q8Nb4

9. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов /

В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 43.

10. Материалы международной заочной научно-практической конференции //

Социология, политология, философия, история: современные тенденции развития.

– Новосибирск: Изд-во Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – С. 14 – 18.

11. Саква Р. Путин: выбор России / Р. Саква, пер. с англ. – М., 2005. – С. 310 – 311.

12. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие /

В.С. Малахов. – М.: КДУ, 2005. – С. 303 – 304.

13. Большая актуальная политическая энциклопедия / под общ. ред. А. Беляко-

ва, О. Матвейчева. – М.: Эксмо, 2009. – 412 с.

14. Некишенков А.А. История британской социальной антропологии / А.А. Не-

кишенков. – СПб., 2008.

15. Садохин А.П. Этнополитология: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин,

Ю.П. Шабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

16. Тишков В.А. Этнополитология: политические функции этничности: учебник

для вузов / В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. – М.: Изд-во МГУ, 2011.

 

Современные

Проблемы

Глобализации

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Антиглобализм – политическое движение, направленное против определен-

ных аспектов процесса глобализации в ее современной форме, в частности против

доминирования торгово-правительственных организаций, глобального неравенства,

доминирования транснациональных корпораций, формирования однополярного

мира, загрязнения окружающей среды и т.д.

Глобализация – качественный новый уровень интегрированности, целостно-

сти и взаимозависимости стран, при котором происходит усиление взаимозависимо-

сти хозяйственной, экономической, информационной и других видов деятельности.

Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение

единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдель-

ных специализированных элементов.

Суверенитет – неотчуждаемое юридическое и политическое качество незави-

симого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность,

высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международных от-

ношений, верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость

во внешней сфере, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной

власти государства на его территории.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Охарактеризуйте сущность и понятие «глобализация».

2. В чем заключается различие в подходах к определению «глобализация»

у различных авторов? (М. Чешков, М. Элброу, В. Михеев и др.).

3. Какие семь факторов определяют процесс глобализации?

4. Выделите основные этапы сближения государств, когда их интеграция про-

ходила наиболее интенсивно.

5. Назовите основные взгляды на сущность глобализации, существующие в со-

временной науке.

6. В чем заключаются основные положения программ антиглобалистких орга-

низаций?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Глобализация: понятие, сущность, противоречия.

2. Современная внешняя политика России в условиях глобализации.

3. Глобализация: пути решения для России.

4. Влияние глобализации на национальную политику государств.

5. Глобализация – тенденция развития современного мира.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Глобализационные процессы проникли во все сферы жизни общества и охва-

тили разные континенты, регионы. Возрастает роль мировых держав (например,

США, Россия, Китай). Смоделируйте стратегию их «экспансии» (идеологической,

экономической, культурной и т.д.) на современном этапе мирового развития.

2. Россия стоит на этапе нового «включения» в мировые глобализационные

процессы (Россия – член всемирной торговой организации). В российском обществе

нет однозначного отношения по данному вопросу. Сделайте прогноз модели даль-

нейшего развития событий на основе существующих точек зрения специалистов.

ТЕСТЫ

1. Какой период исторического развития общества можно считать «веком

глобализации»?

a) XIX век

b) XX век

c) XXI век

2. Транснациональной корпорацией называется организация:

а) имеющая структурные подразделения в двух и более странах

b) работающая с иностранными партнерами

c) инвестирующая средства в иностранные предприятия

3. «Глобализацией» называется:

a) уровень интегрированности, при котором происходит усиление взаимосвязи

видов деятельности государств

b) согласованная деятельность государств на международной арене

c) показатель политико-правовой самостоятельности, высшей ответственности

и ценности как основного субъекта международных отношений

4. Представители каких кругов российского общества выступают против

«включения» России в мировую глобализацию:

a) военно-промышленные круги

b) работники бюджетной сферы

c) политики либерального толка

5. Интегрированность национальных государств в мировое сообщество

определяется:

a) фактором силы

b) новыми технологиями

c) стремлением преобладать на международной арене

6. Расширение пространства международного взаимодействия способ-

ствует:

а) демократизации мира

b) упорядоченности и прозрачности отношений между государствами

c) повышению промышленного потенциала государств

7. Какое обстоятельство влияет на отношение России к процессам глоба-

лизации:

а) нахождении России в стадии формирования и становления национального

государства

b) большое число субъектов РФ

c) географическое расположение

8. Одними из ключевых проводников глобализации являются:

а) транснациональные корпорации

b) политические партии

c) международные организации

d) высшие должностные лица государства

9. Какие существуют три основных взгляда на глобализацию:

а) революционный, эволюционный, скептический

b) рациональный, эмоциональный, комплексный

c) географический, политический, экономический

10. Какие существуют основные аргументы против глобализации:

а) снижение конкурентоспособности национальных производителей

b) стирание национальных границ и снижение национального суверенитета го-

сударств

c) снижение экологических стандартов и ухудшение условий труда

ЛИТЕРАТУРА

1. Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы. Pro et

Contra / М. Чешков. – Т.4. – №4, 1999. – С. 114.

2. Albrow M. The Global Age / M. Albrow. – Cambridge: Polity Press, 1996. – P. 88.

3. Михеев В. Логика глобализации и интересы России. Pro et Contra / В. Михеев. –

Т.4. – №4, 1999.

4. Кеохане Р. Информационная революция. Государство и власть в эпоху гло-

бальной информации / Р. Кеохане // Международная политика. – №10. – 2000. – С. 37.

5. Омае К. Упадок национального государства: становление региональных эко-

номик / К. Омае. – Нью-Йорк, 1999. – С. 80.

6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гид-

денс. – М.: Весь мир, 2004. – С. 91.

7. Hirst P. Globalization in question / P. Hirst. – N.Y. – 1997. – P. 185.

8. Коммерсантъ Власть, 10.10.2011. – №40 (944).

9. Артемьев А. Союз демократов и протестующих / А. Артемьев // Газета.Ru,

15.10.2011.

10. Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира / А.В. Буз-

галин // Полис. – № 2. – 2003.

11. Борцы с рекламой прибегли к PR. URL: Sostav.Ru (дата обращения:

23.09.2004).

12. Вебер А.Б. Политика мирового развития: между реальностью глобализации

и императивом устойчивости / А.Б. Вебер // Полис. – № 5. – 2003.

13. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гид-

денс. – М.: Весь мир, 2004.

14. Глазкова Т. Тысяча ведущих экономистов призвала G20 ввести «налог Ро-

бин Гуда» / Т. Глазкова. // РБК Daily, (дата обращения: 15.04.2011).

15. Кеохане Р. Информационная революция. Государство и власть в эпоху ин-

форматизации / Р. Кеохане // Международная политика, №10, 2000.

16. Как оккупировали Уолл-стрит. // Коммерсантъ Власть, 10.10.2011. –

№40 (944).

17. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного

мира / Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2005.

18. Михеев В. Логика глобализации и интересы России. Pro et Contra / В. Михе-

ев. – Т. 4, № 4. – 1999.

19. Омае К. Упадок национального государства: становление региональных

экономик / К. Омае. – Нью-Йорк, 1999.

20. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003.

21. Полозов Л. «ОккупайАбай» перебрался с Чистых прудов на «Баррикадную»

/ Л. Полозов // BFM.ru (дата обращения: 16.05.2012).

22. Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы. Pro et

Contra / М. Чешков. – Т. 4, № 4, 1999.

23. Albrow M. The Global Age / M. Albrow. – Cambridge: Polity Press, 1996.

24. Hirst P. Globalization in question / P. Hirst. – N.Y., 1997.

25. Saba M. Twitter occupywallstreet movement aims to mimic Iran / M. Saba. –

CNN, 16.09.2011

 

Международная

Политика

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Международное сообщество – совокупность государств, межгосударственных

объединений, международных организаций, являющихся субъектами международ-

ного права и устанавливающих между собой политические, экономические, право-

вые и иные отношения.

Система международных отношений – вся система политических, экономи-

ческих, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей между госу-

дарствами и народами.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений – принятое

в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной до-

говорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции в июле 1945 г.

Данная система стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь

мир целиком не был исскуственно разделен на сферы влияния между двумя госу-

дарствами (в данном случае СССР и США). Биполярный расклад сил быстро привел

к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями,

именуемому в истории Холодной войной.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологи-

ческая конфронтация между США и их союзниками с одной стороны, и Советским

Союзом и его союзниками – с другой, длившаяся с середины 40-х до начала 90-х

гг. XX в. Притом что Соединенные Штаты и СССР никогда не вступали в прямое

военное противостояние, их соперничество за влияние в ряде случаев приводило

к вспышкам локальных конфликтов по всему миру. США и Советский Союз создали

свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и Варшав-

ский Договор.

Гонка вооружений – политическое противостояние двух или нескольких дер-

жав (или военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе та-

кого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пыта-

ясь установить паритет с противником или обогнать его.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте содержание основных этапов развития международной системы.

2. Назовите основные принципы реалистической, либерально-идеалистической

и марксистской парадигм изучения международных отношений.

3. Назовите основные принципы реалистической парадигмы изучения между-

народных отношений.

4. Назовите основные принципы либерально-идеалистической парадигмы из-

учения международных отношений.

5. Назовите основные принципы марксистской парадигмы изучения междуна-

родных отношений.

6. Оцените ресурсы внешней политики РФ.

7. Что такое «гибкая власть»?

8. Какие государства входят в ОДКБ, ЕврАзЭс и Таможенный союз ЕврАзЭс?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Основные региональные приоритеты внешней политики России.

2. Внешняя политика в условиях глобализации.

3. Современные подходы к изучению международных отношений.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Выделите основные приоритеты внешней политики России в Концепции внеш-

ней политики Российской Федерации (Утверждена указом Президента Российской

Федерации от 12 июля 2008 г. №Пр-1440).

ТЕСТЫ

1. Кто является традиционным актором международных отношений?

a) государства

b) государства и международные межправительственные организации

c) личности, транснациональные корпорации, международные неправитель-

ственные организации

2. Вестфальская система международных отношений сложилась …

a) в 1648 г.

b) 1815 г.

c) 1945 – 1946 гг.

3. Кто является автором теории государственного суверенитета?

a) Ж-Ж Руссо

b) Г. Гроций

c) Ж. Боден

4. Политику революционной экспансии в XVIII – XIX вв.проводила

a) США

b) Франция

c) Великобритания

5. Крах Венской системы международных отношений ознаменовался

a) Крымской войной

b) Русско-Японской войной

c) Франко-прусской войной

6. По итогам Второй мировой войны сложилась

a) Версальско-Вашингтонская подсистема международных отношений

b) Ялтинско-Потсдамская подсистема международных отношений

c) Венская подсистема международных отношений

7. Систему, в которой доминирующее положение занимают две крупные,

конкурирующие державы, называют…

a) многополярной

b) государствоцентричной

c) биполярной

8. Г. Моргентау определял национальные интересы как

a) интересы национальных меньшинств, влияющие на внешнюю политику

b) интересы титульной нации

c) интересы, определенные в терминах власти

9. С точки зрения неомарксизма и мир-системного анализа, центр (ядро)

мир-системы состоит

a) из наиболее развитых стран, черпающих ресурсы из стран третьего мира

b) наименее развитых стран, являющихся источником ресурсов

c) стран, имеющих глубокие ис торические традиции

10. На основе идей какой парадигмы была построена Лига Наций?

a) марксизма

b) либерализма

c) реализма

11. Какое положение занимает Россия в ООН?

a) полноправный участник заседаний Генеральной ассамблеи

b) ассоциированный член ООН

c) постоянный член Совета Безопасности ООН

ЛИТЕРАТУРА

1. Баталов Э.Я. О философии международных отношений / Э.Я. Баталов. – М.:

2005. – 132 с.

2. Моргентау Г. Политические отношения между нациями: борьба за власть и

мир. Теория международных отношений: Хрестоматия / сост. и науч. ред. П.А. Цы-

ганков. – М, 2003. – С. 72 – 88.

3. Уолц К.Н. Человек, государство и война: Теоретический анализ. Теория

международных отношений: Хрестоматия / сост. и науч. ред. П.А. Цыганков. – М,

2003. – С. 93 – 110.

4. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма / В.И. Ленин // Пол-

ное собрание сочинений. – М.,1973. – Т. 27. – С. 299 – 426.

5. Валлерстайн И. После либерализма / под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. – М.,

2003. – 256 с.

6. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира /

С. Амин, пер. с англ. Ш. Нагиба, С. Кастальского. – М.: 2007 – 168 с.

7. Кларк Г. Достижение всеобщего мира через мировое право. Два альтернатив-

ных плана / Г. Кларк, Л.Б. Сон // Теория международных отношений: хрестоматия /

сост. и науч. ред. П.А. Цыганков. – М., 2003. – С. 115 – 131.

8. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным от-

ношениям / пер. с англ., под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Ладомир, 2004. – 384 с.

9. Сандерс Д. Международные отношения: неореализм и неолиберализм /

Д. Сандерс // Политическая наука новые направления. – М., 1999. – С. 410 – 425.

10. Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня / Р.О. Кеохейн //

Политическая наука новые направления. – М., 1999. – С. 438 – 453.

11. Цыганков П.А. Теория международных отношений: учеб. пособие / П.А. Цы-

ганков. – М. Гардарики, 2003. – 590 с.

12. Keohane O.R. / Transnational Relations and World Politics. / O.R. Keohane. –

Harvard University Press. Cambridge. Massachusetts, 1972. – P. 427.

13. Keohane O.R. / Power and interdependence. / O.R. Keohane. – 3 rd. ed.

Longman (New York), 2001. – P. 334.

14. Nye S. Joseph Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, Basic-

Books 1990 p. 336, Nye J. Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics. – N.Y.,

2004

15. Сайт газеты «Ведомости». – URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news

/1206288/vneshnetorgovyj_oborot_rossii_v_2010_godu_vyros_na_tret_fts

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: