Задания для коррекции умений

Познакомившись с содержанием данной темы, следует приступить к решению задач, первая из которых направлена на отработку такой цели, как «Уметь охарактеризовать динамический ряд».

Задача 1

Ниже приведены различные виды динамических рядов.

Таблица 7

Численность населения, количество заболеваний среди них,

показатели рождаемости, частоты абортов и обеспеченности

медицинскими койками жителей города С. за ряд лет

 

Годы Численность населения Число заболеваний, зарегистрированных среди населения Число родившихся (на 1000 нас.) Число абортов (на 1000 женщин) Обеспеченность койками (на 10000 нас.)
№ ряда 1 2 3 4 5
1990 960900 1200000 15,7 80,6 129,6
1995 985000 1250000 13,2 52,4 117,8
2000 953500 1340000 8,6 45,3 94,0

Задание.

В порядке расположения динамических рядов определите их вид.

Ответ.

Виды динамических рядов:

1 – простой, моментный;

2 – простой, интервальный;

3 – сложный, интервальный;

4 – сложный, интервальный;

5 – сложный, моментный.

 

Для характеристики динамического ряда необходимо – Уметь определить тенденцию изменений его уровней, а при необходимости применить механические способы выравнивания динамического ряда для выявления его тенденции или сглаживания. Чтобы проверить эти умения, решите следующую задачу.

Задача 2

В табл. 8 приведены показатели летальности в различных отделениях ГБ №1 за ряд лет.

Таблица 8

Динамика летальности в ГБ №1 за 1995-2000 гг.

Годы

Отделения

терапевтическое неврологическое хирургическое
1995 1,0 0,6 0,8
1996 0,8 0,6 1,0
1997 0,8 0,7 0,8
1998 0,7 0,9 0,8
1999 0,5 0,9 1,2
2000 0,4 1,1 1,0

Задание.

Определите тенденции изменений летальности (количество умерших на 100 выбывших из стационара) в отделениях ГБ №1. При необходимости используйте способы выравнивания динамического ряда.

Ответ.

В терапевтическом отделении прослеживается явная тенденция к снижению изучаемого показателя.

В неврологическом отделении имеется тенденция к росту летальности.

В хирургическом отделении единой тенденции не обнаруживается. В данном случае необходимо провести преобразование ряда. Для этого можно использовать групповую или скользящую среднюю. Результаты выравнивания представим в таблице 8а.

Таблица 8а

Выравнивание показателя летальности

в хирургическом отделении ГБ №1 за 1995-2000 годы

Показатели

Годы

1995 1996 1997 1998 1999 2000
Летальность 0,8 1,0 0,8 0,8 1,2 1,0
Групповая средняя

0,9

0,8

1,1

Скользящая средняя 0,87 0,87 0,93 1,0

При использовании групповой средней за два периода преобразованный ряд не показывает единой тенденции изменения летальности.

После получения скользящей средней можно сделать вывод о наличии тенденции показателя летальности к увеличению.

 

 

Далее следует приступить к решению задач, которые охватывают следующие цели темы:

· Уметь рассчитать показатели динамического ряда;

· Уметь оценить явление в динамике и сделать выводы.

 

Задача 3

В табл. 9 представлена динамика частоты абортов (на 1000 женщин детородного возраста) в Украине за 1990-1998 годы. В США этот показатель в 1998 году был равен 27,4 случая, во Франции – 4,9 случаев на 1000 женщин фертильного возраста.

Таблица 9

Количество абортов среди женщин Украины в 1980 – 1998 гг.

Показатель

Годы

1990 1992 1994 1996 1998
Частота абортов 82,5 73,2 61,2 51,9 44,7

Задание.

1. Рассчитайте показатели динамического ряда, внесите их в таблицу.

2. Сравните показатели частоты абортов в Украине за 1998 год с данными США и Франции.

3. Сделайте выводы.

Ответ.

1. Рассчитаем показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, показатель наглядности и внесем их в таблицу.

Показатель

Годы

1990 1992 1994 1996 1998
Частота абортов 82,5 73,2 61,2 51,9 44,7
Абсолютный прирост – 9,3 – 12,0 – 9,3 – 7,2
Темп роста, % 88,7 83,6 84,8 86,1
Темп прироста, % – 11,3 – 16,4 – 15,2 – 13,9
Показатель  наглядности, % 100,0 88,7 74,2 62,9 54,2

2. Для сравнения используем показатели наглядности:

a) частота абортов в США – 100%

частота абортов в Украине – Х

27,4 – 100%

44,7 – Х%

b) частота абортов во Франции – 1

частота абортов в Украине – Х

4,9 – 1

44,7 – Х

3. Выводы:

3.1. В Украине с 1990 года наметилась тенденция к снижению частоты абортов, но по сравнению с данными США они выше на 63,1%, с данными Франции – более чем в 9 раз.

3.2. Самое заметное снижение показателя наблюдалось с 1992 по 1994 год. В этот период более заметна и скорость снижения.

3.3. Самая низкая абсолютная убыль частоты абортов в Украине характерна с 1996 года по 1998 год, а самый низкий темп убыли – с 1990 по 19992 года.

3.4. По сравнению с данными 1990 года, принятыми за 100%, во все анализируемые периоды частота абортов снижалась. Если в 1992 году эти различия составляли около 12%, то 1996 и 1998 годах примерно 37% и 46% соответственно.

Задача 4

В табл. 10 представлена динамика смертности детей в возрасте одного года в некоторых европейских странах за 1970 и 1997 года.

 

Таблица 10

Динамика смертности детей в возрасте одного года

в некоторых европейских странах за 1970 и 1997 года

 

Годы Украина Германия Италия
1970 17,0 24,0 30,0
1997 14,0 5,0 6,0
Абсолютный прирост, на 1000 – 3,0 – 19,0 – 24,0
Темп роста, % 82,4 20,8 20,0

 

Задание.

Оцените динамику МС в указанных странах и сделайте выводы.

Ответ.

На основании имеющихся данных можно сделать следующие выводы:

1. Во всех анализируемых странах отмечается тенденция к снижению изучаемого показателя.

2. Самое значительное снижение МС характерно для Италии.

3. В Украине показатель абсолютного прироста (убыли) самый низкий из всех сравниваемых стран и это связано с низкими уровнями показателя МС в нашем государстве по сравнению с Германией и Италией в 1970 году.

4. Темп роста МС в Украине составляет 82,4%, что свидетельствует о снижении изучаемого явления за 7 анализируемых лет примерно на 18%, в то время как в других странах это снижение более ощутимо (примерно на 80%).

 


Приложение 1

Граф логической структуры темы

«Методика изучения динамики явлений

в медицине и здравоохранении»

 

 

 

Приложение 2

АЛГОРИТМ анализа явления (процесса) в динамике

 

Приложение 3

Алгоритм определения тенденции изменений изучаемого явления

I

 

 

 

 

II

 

 

IIб

 


III

 

IIа

 

IV

 

IVа

 

IVб


Приложение 4

Показатели динамического ряда

Наименование показателя Назначение показателя Методика расчета Единица измерения

Абсолют-ный

прирост

(убыль)

Ø подтверждает тенденцию (отрицательный знак указывает на убыль или снижение явления, положительный – на рост) Ø указывает, на сколько единиц изменялось изучаемое явление от уровня к уровню разность между настоящим и предыдущим уровнями

Ø в тех же единицах, что и уровни анализируемого ряда

 

Ø может быть положительным или отрицательным

Ø указывает, на сколько изменилось изучаемое явление за весь анализируемый период разность между конечным и начальным уровнями

Темп

роста (убыли)

Ø отражает относительную скорость (темп) изменения за период между двумя сравниваемыми уровнями предыдущий уровень – 100% настоящий уровень –

в %

Ø характеризует темп развития явления за весь анализируемый период начальный уровень – 100% конечный уровень –

 

Темп прироста

Ø отражает, как и темп роста, относительную скорость (темп) изменения явления от уровня к уровню

 

Øхарактеризует темп изменения явления за весь анализируемый период

1) предыдущий уровень – 100% абсолютный прирост между двумя изучаемыми уровнями – 2) темп роста минус 100%

Ø в %,

 

 

Ø может быть положительным или отрицательным в зависимости от абсолютного прироста

начальный уровень – 100% абсолютный прирост за весь анализируемый период –
1% прироста (снижения) Ø характеризует «цену», «вес» каждого процента (используется для характеристики нескольких динам. рядов) в %
Показатель наглядности Ø отражает, на сколько процентов каждый уровень отличается от исходного уровня, принятого за 100% исходный (любой) уровень – 100% каждый настоящий уровень – (т.е. постоянное основание) в %  

ТЕМА 7. ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ ИЛИ ПРИЗНАКАМИ. КОРРЕЛЯЦИЯ

Актуальность темы. Известно, что все явления в природе и обществе находятся во взаимной связи. В медицине и здравоохранении особо важное значение имеет изучение взаимосвязи между различными факторами и состоянием здоровья населения. Решение вопроса о том, возможна ли связь между явлениями, принадлежит не статистике, а специальным медицинским наукам, изучающим сущность, материальную природу данных явлений. Такой качественный анализ позволяет установить не только возможность связи между явлениями, но и определить ее характер, а именно, имеется ли между ними причинно-следственная связь, или оба из изучаемых явлений зависят от третьего. Только после этого целесообразно статистически проверить наличие связи.

Для этих целей служит коэффициент корреляции, который одним числом дает оценку степени связи между изучаемыми явлениями, определяет ее силу и направление, позволяет распутать цепь причин и привлечь к их объяснению ряд различных факторов.

Использование коэффициента корреляции в научных исследованиях и практической деятельности позволяет врачу достоверно оценить эффективность проводимых лечебных или профилактических мероприятий, охарактеризовать роль различных факторов в возникновении заболеваний, прогнозировать заболеваемость, рождаемость и смертность, если известно изменение величины действующего фактора. Поэтому овладение методикой корреляционного анализа является обязательным профессиональным умением врача любой специальности.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Общая цель: уметь статистически устанавливать наличие и степень связи между явлениями при анализе здоровья населения. Общая цель достигается через конкретные уменья: 1. Решить вопрос о возможности наличия связи между явлениями. 2. Определить вид связи. 3. Выбрать наиболее целесообразную методику измерения корреляционной связи в каждом конкретном случае. 4. Рассчитать показатель корреляционной связи. 5. Оценить достоверность полученных результатов. 6. Определить силу и направление связи. 7. Сделать выводы о степени связи, ее силе и направлении.  

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: