Познакомившись с содержанием данной темы, следует приступить к решению задач, первая из которых направлена на отработку такой цели, как «Уметь охарактеризовать динамический ряд».
Задача 1
Ниже приведены различные виды динамических рядов.
Таблица 7
Численность населения, количество заболеваний среди них,
показатели рождаемости, частоты абортов и обеспеченности
медицинскими койками жителей города С. за ряд лет
Годы | Численность населения | Число заболеваний, зарегистрированных среди населения | Число родившихся (на 1000 нас.) | Число абортов (на 1000 женщин) | Обеспеченность койками (на 10000 нас.) |
№ ряда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1990 | 960900 | 1200000 | 15,7 | 80,6 | 129,6 |
1995 | 985000 | 1250000 | 13,2 | 52,4 | 117,8 |
2000 | 953500 | 1340000 | 8,6 | 45,3 | 94,0 |
Задание.
В порядке расположения динамических рядов определите их вид.
Ответ.
Виды динамических рядов:
1 – простой, моментный;
2 – простой, интервальный;
3 – сложный, интервальный;
4 – сложный, интервальный;
5 – сложный, моментный.
Для характеристики динамического ряда необходимо – Уметь определить тенденцию изменений его уровней, а при необходимости применить механические способы выравнивания динамического ряда для выявления его тенденции или сглаживания. Чтобы проверить эти умения, решите следующую задачу.
|
|
Задача 2
В табл. 8 приведены показатели летальности в различных отделениях ГБ №1 за ряд лет.
Таблица 8
Динамика летальности в ГБ №1 за 1995-2000 гг.
Годы | Отделения | ||
терапевтическое | неврологическое | хирургическое | |
1995 | 1,0 | 0,6 | 0,8 |
1996 | 0,8 | 0,6 | 1,0 |
1997 | 0,8 | 0,7 | 0,8 |
1998 | 0,7 | 0,9 | 0,8 |
1999 | 0,5 | 0,9 | 1,2 |
2000 | 0,4 | 1,1 | 1,0 |
Задание.
Определите тенденции изменений летальности (количество умерших на 100 выбывших из стационара) в отделениях ГБ №1. При необходимости используйте способы выравнивания динамического ряда.
Ответ.
В терапевтическом отделении прослеживается явная тенденция к снижению изучаемого показателя.
В неврологическом отделении имеется тенденция к росту летальности.
В хирургическом отделении единой тенденции не обнаруживается. В данном случае необходимо провести преобразование ряда. Для этого можно использовать групповую или скользящую среднюю. Результаты выравнивания представим в таблице 8а.
Таблица 8а
Выравнивание показателя летальности
в хирургическом отделении ГБ №1 за 1995-2000 годы
Показатели | Годы | |||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Летальность | 0,8 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 1,0 |
Групповая средняя | 0,9 | 0,8 | 1,1 | |||
Скользящая средняя | – | 0,87 | 0,87 | 0,93 | 1,0 | – |
При использовании групповой средней за два периода преобразованный ряд не показывает единой тенденции изменения летальности.
|
|
После получения скользящей средней можно сделать вывод о наличии тенденции показателя летальности к увеличению.
Далее следует приступить к решению задач, которые охватывают следующие цели темы:
· Уметь рассчитать показатели динамического ряда;
· Уметь оценить явление в динамике и сделать выводы.
Задача 3
В табл. 9 представлена динамика частоты абортов (на 1000 женщин детородного возраста) в Украине за 1990-1998 годы. В США этот показатель в 1998 году был равен 27,4 случая, во Франции – 4,9 случаев на 1000 женщин фертильного возраста.
Таблица 9
Количество абортов среди женщин Украины в 1980 – 1998 гг.
Показатель | Годы | ||||
1990 | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | |
Частота абортов | 82,5 | 73,2 | 61,2 | 51,9 | 44,7 |
Задание.
1. Рассчитайте показатели динамического ряда, внесите их в таблицу.
2. Сравните показатели частоты абортов в Украине за 1998 год с данными США и Франции.
3. Сделайте выводы.
Ответ.
1. Рассчитаем показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, показатель наглядности и внесем их в таблицу.
Показатель | Годы | ||||
1990 | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | |
Частота абортов | 82,5 | 73,2 | 61,2 | 51,9 | 44,7 |
Абсолютный прирост | – | – 9,3 | – 12,0 | – 9,3 | – 7,2 |
Темп роста, % | – | 88,7 | 83,6 | 84,8 | 86,1 |
Темп прироста, % | – | – 11,3 | – 16,4 | – 15,2 | – 13,9 |
Показатель наглядности, % | 100,0 | 88,7 | 74,2 | 62,9 | 54,2 |
2. Для сравнения используем показатели наглядности:
a) частота абортов в США – 100%
частота абортов в Украине – Х
27,4 – 100%
44,7 – Х%
b) частота абортов во Франции – 1
частота абортов в Украине – Х
4,9 – 1
44,7 – Х
3. Выводы:
3.1. В Украине с 1990 года наметилась тенденция к снижению частоты абортов, но по сравнению с данными США они выше на 63,1%, с данными Франции – более чем в 9 раз.
3.2. Самое заметное снижение показателя наблюдалось с 1992 по 1994 год. В этот период более заметна и скорость снижения.
3.3. Самая низкая абсолютная убыль частоты абортов в Украине характерна с 1996 года по 1998 год, а самый низкий темп убыли – с 1990 по 19992 года.
3.4. По сравнению с данными 1990 года, принятыми за 100%, во все анализируемые периоды частота абортов снижалась. Если в 1992 году эти различия составляли около 12%, то 1996 и 1998 годах примерно 37% и 46% соответственно.
Задача 4
В табл. 10 представлена динамика смертности детей в возрасте одного года в некоторых европейских странах за 1970 и 1997 года.
Таблица 10
Динамика смертности детей в возрасте одного года
в некоторых европейских странах за 1970 и 1997 года
Годы | Украина | Германия | Италия |
1970 | 17,0 | 24,0 | 30,0 |
1997 | 14,0 | 5,0 | 6,0 |
Абсолютный прирост, на 1000 | – 3,0 | – 19,0 | – 24,0 |
Темп роста, % | 82,4 | 20,8 | 20,0 |
Задание.
Оцените динамику МС в указанных странах и сделайте выводы.
Ответ.
На основании имеющихся данных можно сделать следующие выводы:
1. Во всех анализируемых странах отмечается тенденция к снижению изучаемого показателя.
2. Самое значительное снижение МС характерно для Италии.
3. В Украине показатель абсолютного прироста (убыли) самый низкий из всех сравниваемых стран и это связано с низкими уровнями показателя МС в нашем государстве по сравнению с Германией и Италией в 1970 году.
4. Темп роста МС в Украине составляет 82,4%, что свидетельствует о снижении изучаемого явления за 7 анализируемых лет примерно на 18%, в то время как в других странах это снижение более ощутимо (примерно на 80%).
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«Методика изучения динамики явлений
в медицине и здравоохранении»
Приложение 2
АЛГОРИТМ анализа явления (процесса) в динамике
Приложение 3
Алгоритм определения тенденции изменений изучаемого явления
I
Iа
Iб
II
IIб
III
IIа
IV
IVа
|
|
IVб
Приложение 4
Показатели динамического ряда
Наименование показателя | Назначение показателя | Методика расчета | Единица измерения |
Абсолют-ный прирост (убыль) | Ø подтверждает тенденцию (отрицательный знак указывает на убыль или снижение явления, положительный – на рост) Ø указывает, на сколько единиц изменялось изучаемое явление от уровня к уровню | разность между настоящим и предыдущим уровнями | Ø в тех же единицах, что и уровни анализируемого ряда
Ø может быть положительным или отрицательным |
Ø указывает, на сколько изменилось изучаемое явление за весь анализируемый период | разность между конечным и начальным уровнями | ||
Темп роста (убыли) | Ø отражает относительную скорость (темп) изменения за период между двумя сравниваемыми уровнями | предыдущий уровень – 100% настоящий уровень – | в % |
Ø характеризует темп развития явления за весь анализируемый период | начальный уровень – 100% конечный уровень – | ||
Темп прироста | Ø отражает, как и темп роста, относительную скорость (темп) изменения явления от уровня к уровню
Øхарактеризует темп изменения явления за весь анализируемый период | 1) предыдущий уровень – 100% абсолютный прирост между двумя изучаемыми уровнями – 2) темп роста минус 100% | Ø в %,
Ø может быть положительным или отрицательным в зависимости от абсолютного прироста |
начальный уровень – 100% абсолютный прирост за весь анализируемый период – | |||
1% прироста (снижения) | Ø характеризует «цену», «вес» каждого процента (используется для характеристики нескольких динам. рядов) | в % | |
Показатель наглядности | Ø отражает, на сколько процентов каждый уровень отличается от исходного уровня, принятого за 100% | исходный (любой) уровень – 100% каждый настоящий уровень – (т.е. постоянное основание) | в % |
ТЕМА 7. ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ ИЛИ ПРИЗНАКАМИ. КОРРЕЛЯЦИЯ
Актуальность темы. Известно, что все явления в природе и обществе находятся во взаимной связи. В медицине и здравоохранении особо важное значение имеет изучение взаимосвязи между различными факторами и состоянием здоровья населения. Решение вопроса о том, возможна ли связь между явлениями, принадлежит не статистике, а специальным медицинским наукам, изучающим сущность, материальную природу данных явлений. Такой качественный анализ позволяет установить не только возможность связи между явлениями, но и определить ее характер, а именно, имеется ли между ними причинно-следственная связь, или оба из изучаемых явлений зависят от третьего. Только после этого целесообразно статистически проверить наличие связи.
|
|
Для этих целей служит коэффициент корреляции, который одним числом дает оценку степени связи между изучаемыми явлениями, определяет ее силу и направление, позволяет распутать цепь причин и привлечь к их объяснению ряд различных факторов.
Использование коэффициента корреляции в научных исследованиях и практической деятельности позволяет врачу достоверно оценить эффективность проводимых лечебных или профилактических мероприятий, охарактеризовать роль различных факторов в возникновении заболеваний, прогнозировать заболеваемость, рождаемость и смертность, если известно изменение величины действующего фактора. Поэтому овладение методикой корреляционного анализа является обязательным профессиональным умением врача любой специальности.
|