Основные направления стандартизации учебной программы по истории для 7-9-х классов средних школ первой ступени в КНР

В школах КНР обращается пристальное внимание на развитие и воспитание школьников. В настоящее время учебные программы общего образования в большинстве стран мира совершают переход от сосредоточения внимания на передаче знаний к стратегии развития учащихся. При этом подходе внимание уделяется не только формированию базовых знаний и навыков школьников, но и методам обучения и развития учащихся, формированию умений работать с информацией и др. Стандарты учебных программ по истории в неполных средних школах (для 7-9-х классов) в своем развитии все более приближаются к реальной жизни учащихся, ориентируются на интересы учащихся. Стандарт ориентирует педагогов формулировать прогрессивные цели уроков, уважать и учитывать индивидуальность школьников, что позволяет им полностью реализовать свои способности и сильные стороны. Эту тенденцию можно рассматривать как первое направление стандартизации.

Вторым направлением стандартизации можно считать создание системы исторического образования, соответствующей уровню восприятия информации учениками. Важная особенность концепции преподавания истории, указанная в стандартах учебных программ для неполных средних школ (7-9-е классы), состоит в том, что учебный предмет «История» в неполных средних школах является непрофильным учебным курсом, поэтому его содержание должно быть относительно простым, общедоступным, ярким и живым. Его не следует перегружать сложным историческим материалом, абстрактными концепциями и теориями. Поэтому в стандарте учебных программ предлагается уделить внимание отбору доступного и необходимого учебного материала. Учащиеся под руководством педагога могут выбирать для изучения материалы по новой и новейшей истории, по истории общества, истории культуры, повседневной жизни, истории философской мысли, науки и техники. Стандарты неполных средних школ ориентируют педагогов на повышение привлекательности учебной программы по истории и качества преподавания истории.

В-третьих, обращается особое внимание на модели поведения и обучения школьников. В целях избегания произвольного повышения педагогами сложности или необоснованного расширения содержания учебной программы, а также для удобства оценивания работы учащихся во время обучения стандартами учебных программ выдвигаются три уровня требований к содержанию курса истории, изучаемому учениками.

· Первый уровень - это уровень запоминания, являющийся базовым требованием по отношению к изучению истории в неполных средних школах. Данный уровень требует, чтобы учащиеся могли правильно написать или рассказать изученные ими исторические факты. Для реализации этого требования используется примерно 70% от общего содержания дисциплины.

· Второй уровень - уровень понимания. Он требует, чтобы учащиеся могли на основе достижения первого уровня обобщать и анализировать ранее изученные ими исторические факты, а также обобщать и систематизировать материал, сформировывать элементарное понимание исторических проблем. Для реализации этого требования используется около 20% от общего содержания дисциплины.

· Третий уровень - это уровень использования знаний. Он требует от учащихся умения использовать знания и навыки, которые они сформировали ранее, для первоначального анализа причинно-следственных связей различных исторических вопросов, их исторической роли, своих собственных интерпретаций и суждений. На достижение этого уровня приходится около 10% всего содержания учебной дисциплины.

В комплексе три уровня требований к освоению содержания учебного предмета «История» позволяют учащимся четко понимать сущность требований к обучению. Эта классификация также способствует эффективному осуществлению деятельности педагогов.

В-четвертых, внедрение разнообразных форм и методов обучения. Стандарты учебных программ для неполных средних школ (для 7-9-х классов) продвигают новые концепции обучения истории с помощью применения различных форм «обучения на основе примеров» и «обучения на основе рекомендаций», поощряют учителей совершенствовать методы преподавания и способы обучения, а также организовывать разнообразные и яркие учебные мероприятия. Разнообразные учебные мероприятия постепенно изменяют стиль процесса обучения. Вместо механического запоминания информации они формируют у школьников способность исследовать исторический материал, что позволяет сделать процесс обучения активным и интересным для школьников, повышают способности школьников, раскрывают их индивидуальность, формируют образовательную среду, полезную для развития школьников.

Таким образом, обнародованные Министерством образования КНР «Образовательные стандарты по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)» позволили китайским педагогам, родителям, обществу осознать, что овладение историческими знаниями - это не единственная и конечная цель изучения учебной дисциплины «История», а педагогическая стратегия всестороннего совершенствования процесса гуманистического воспитания школьников. Введение образовательных стандартов позволяет понять, что изучение истории, связанное с жизнью и смыслом развития людей, является конечной целью исторического образования, лишь оно является поистине эффективным.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Министерство образования КНР. Образовательные стандарты по учебному предмету «История» (издание 2011 г.). - Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2012.

2. Чжао Яфу. Некоторые важные требующие срочного разрешения вопросы, связанные с новыми стандартами учебных программ по истории // Науч. вестн. Пекинского пед. унта. Общественные науки. - 2006 (5).

3. Чжао Яфу. Выявление основного значения исторического образования: обсуждений функций стандартов учебных программ по истории // Учебное пособие, методика преподавания. - 2004 (3).

4. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: сравнительный анализ / отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань. - М., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: