Этап-подготовительный

Проект

По познавательному развитию

«Занимательная математика»

Для детей средней группы

 

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016– май 2016 г)

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.

Актуальность проекта

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

Развитие логического мышления дошкольников будет успешным, если:

- учитываются особенности психики ребенка;

- учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

2.Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.

3. Дошкольники полюбят математику.

Перспективы проекта:

Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Новизна: усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.

Виды образовательной деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений, который педагоги и родители могли бы использовать в работе с детьми.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь).

1. Изучение теоретической части проекта.

2. Выявление уровня формирования математических знаний у детей.

3. Разработка плана работы над проектом.

4. Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – основной (ноябрь - апрель)

1 блок. Работа с детьми

2 блок. Работа с родителями.

1. Помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм.

2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

3. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома».

3 этап – заключительный (май).

1. Итоговая диагностика детей.

2. Развлечение вместе с родителями «Занимательная математика».

 

Этапы реализации проекта

этап-подготовительный

Сроки: сентябрь - октябрь 2016г.

Этапы и задачи Мероприятия Сроки
1.Подбор литературы по данной теме. Изучение, анализ литературы Сентябрь 2016г.
2. Анкетирование родителей. «Математика в развитии вашего ребенка» Сентябрь 2016г.
3. Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей. Диагностика детей. Сентябрь 2016г.
4. Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления. Картотека дидактических игр Сентябрь 2016г.
5. Информирование и получение согласия родителей на экспериментальную деятельность по математике. Консультация для родителей «Математика – это интересно». «Веселая математика дома» Сентябрь 2016г.
7.Организовать предметно - развивающую среду для развития математических представлений. Уголок «Занимательной математики». Постоянно

Этап-практический

октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.

 

Реализуемые мероприятия Сроки
Д/и «Игра с кругами» Д/и «Только одно свойство» Д/и «Правильный счет» Д/и «Выложи орнамент» Д/и «Когда это бывает» П/и «Путешествие» Заучивание считалки «Жили -были сто ребят» Математическая сказка «Математика в лесу» Пословицы про число 1. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. октябрь 2016г.
Д/и «Сбор фруктов» Д/и «Найди и назови» Д/и «Счетная мозаика» Д/и «Где находится» Д/и «Наш день» П/и «Найди пару» Заучивание считалки «Вышли мышки как-то раз» Математическая сказка «На кого похожа цифра 2» Пословицы про число 2. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. ноябрь 2016г
Д/и «Коврики для котят» Д/и «Найди предмет такой же формы» Д/и «Найди пару» Д/и «Волшебные узоры» Д/и «Вчера, сегодня, завтра» П/и «Обруч» Заучивание считалки «Жил в реке» Математическая сказка «С кем дружит цифра 3» Пословицы про число 3. Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. декабрь 2016г.
Д/и «Собери пирамидку» Д/и «Подбери по форме» Д/и «Морковки для зайчат» Д/и «Кто где?» Д/и «Части суток» П/и «Где правая, где левая» Заучивание считалки «Мы делили апельсин» Математическая сказка «Четыре желания цифры 4» Пословицы про число 4 Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. январь 2017 г.
Д/и «Достань мяч» Д/и «Рассели гостей» Д/и «Половинка к половинке» Д/и «Составь узор» Д/и «День и ночь» П/и «Кто больше принесет?» Математическая сказка «Пять органов чувств» Пословицы про число 5. Заучивание считалки «Все за мною говори» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. февраль 2017г.
Д/и «Что шире, что уже?» Д/и «Подбери пару варежке» Д/и «Хватит ли» Д/и «Расскажи про свой узор» Д/и «Когда это бывает?» П/и «Слепой - поводырь» Математическая сказка «Страна Геометрия» Пословицы про числа от 1 до 3. Заучивание считалки «Начинается считалка» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. март 2017 г.
Д/и «мосты через реку» Д/и «Укрась салфетку» Д/и «Какое число рядом» Д/и «Встань на место» Д/и «Назови пропущенное слово» П/и «Игра с яблоками» Пословицы про числа 4 и 5. Математическая сказка «Рассказ о квадрате и круге» Заучивание считалки «Раз, два, шли утята» Загадки. Игры со счетными палочками. Занимательный материал на печатной основе. Скороговорка. апрель 2017 г.
Итоговое мероприятие по проекту. май 2017 г.

 

Приложение

Пословицы.

 

1 Один в поле не воин. Один гусь поле не вытопчет Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.    
2 За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Старый друг лучше новых двух. Два медведя в одной берлоге не уживутся Одна голова - хорошо, а две - лучше.  
3 Трое осудят, десятеро рассудят, Друг рядом лучше, чем три вдалеке Один день заменит три, если все делать вовремя Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает  
4 На все четыре стороны. (Куда угодно, куда только захочется идти, убираться, прогонять, отпускать). Жить в четырех стенах. (Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома).  
5 Знать как свои пять пальцев. Пятое колесо в телеге. Опять двадцать пять С пятого на десятое. (Выражение, употребляемое вместо подробного перечисления, названия чего либо).

 

Считалки.

 

Жили-были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать — Начинай считать опять.   Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним, Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять.  
Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре — Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон — Убежали мышки вон. Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи». Ну-ка, Машенька, води!   Раз, два – шли утята, Три, четыре – шли домой. Вслед за ними плелся пятый, Впереди бежал шестой, А седьмой от всех отстал, Испугался, запищал: - Где вы? Где вы? - Не пищи! Мы тут рядом…поищи. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы - Ты поди - ка поводи!    
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Это долька – для ежа, Это долька – для стрижа, Это долька – для утят, Это долька – для котят, Это долька – для бобра, А для волка – кожура… Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь, кто куда!   Раз-два, раз-два, раз-два-три! Вслед за мною говори: В понедельник, вторник, среду В гости к бабушке поеду, А в четверг и в пятницу Санки к дому катятся. За субботой – воскресенье, В этот день пекут печенье. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори!  
Начинается считалка: «На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь – стой и жди, А не веришь – выходи!»   Раз, два, три, четыре, пять, Надо солнышку вставать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, Солнце спит, на небе месяц. Разбегайся кто куда, Завтра новая игра.  

 

Математические сказки.

Математика в лесу.

Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки... Значит ты один такой длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.

Пошла Цифра Один дальше, увидела белочку и похвалила ее:
- Во всем лесу только у тебя одной такой пушистый хвостик, значит ты одна такая красивая!
- Я не одна, - не согласилась белочка, - у меня много друзей бельчат.

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».

– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.

– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.

– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?

– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.

- Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.

- А как вы думаете, ребята, почему?






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: