Общая характеристика чувственного познания

Познание – действия со знаниями при помощи органов чувств.

Ощущение и восприятие – источник познания и основное условие нормального психического развития и деятельности человека (важны для реальной жизни).

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие (перцепция) – целостное отражение в виде образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Человеку тяжело находиться в изоляции, так как теряется его собственное «Я», начинает казаться, что мысли навязаны кем-то другим, происходит попытка организма выделить собеседника из самого себя (персонификация предметов, речь вслух, раздвоение личности: один «живёт», второй «наблюдает»).

Информация от органов чувств и схемы из памяти => опознание объекта

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронов и отделов головного мозга: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Все рецепторы важны для общего представления, возникновения ощущений и образов восприятия. Для зрительных образов необходимы разные типы движений глаз.

Роль активности в восприятии: движение и деятельность важны для восприятия.

· слепорождённые дети – при возвращении зрения в 12-14 лет мир представляется хаосом, нужно время для вычленения информации;

· эксперименты Дж.Стрэттона – адаптация к перевёрнутому миру в специальных очках;

· эксперимент Р.Хелда и А.Хейна – выращивают котят в темноте и изоляции; в корзине с дырками для лап – нет нарушений, без дырок – нарушения со зрением.

Перцептивная деятельность детей: восприятие основных точек на лице (глаза, рот).

Свойства ощущений:

· сенсорное качество (содержание ощущений);

· интенсивность;

· длительность;

· пространственная локализация.

Классификация ощущений:

1. По модальности: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; интермодальные ощущения (органы чувств работают совместно; например, вибрации – слух и осязание)

2. По рецептивным полям:

· интерорецептивные;

· проприорецептивные (в пространстве);

· экстерорецептивные (информация о внешнем мире):

o контактные (осязание, вкус);

o дистантные (обоняние, зрение, слух);

· неспецифические (фоточувствительность кожи, «шестое чувство» слепых, эксперимент Леонтьева – ощущение света кончиками пальцев).

Психофизика изучает количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на стимул.

Пороги ощущений:

· нижний абсолютный (уровень стимула, на котором сенсорный сигнал обнаруживается в половине случаев; минимальная величина раздражительности, вызывающая ощущения);

· верхний абсолютный (ощущения выше воспринимаемых, иногда переходящие в болевые);

· дифференциальный (минимальная разница между стимулами возникновения ощущений при едва заметном изменении, прирост в интенсивности стимулов).

· чувствительность выше => порог ниже; чувствительность ниже => порог выше.

Органы чувств Величина абсолютного порога
Зрение Огонь свечи на расстоянии до 48,3 км в темноте при ясной погоде
Слух Тикание часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Чайная ложка сахара в 7,5 л воды
Запах Одна капля духов в трехкомнатной квартире
Осязание Крыло пчелы, падающее на щеку с высоты 1 см

Закон Бугера-Вебера: ΔI / I = const (отношение дельта массы к массе предмета: разница в 40-41 грамм чувствуется, в 80-81 грамм – не ощущается)

Психофизический закон Г.Т.Фехнера: R = C * logI

Субсенсорный диапазон – неосознанные ощущения, видимые только по физиологическим показаниям (мозг осознаёт, а человек – нет).

Формы изменения чувствительности:

· адаптация – понижение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы при длительном воздействии раздражителя (вода вначале кажется холодной, потом при плавании она кажется нормальной);

· сенсибилизация – повышение чувствительности (снижение порога) сенсорной системы к длительно воздействующему раздражителю под влиянием внутренних факторов (музыканты могут различить тон звука, остальные люди – нет; текстильщики различают 40 оттенков черной ткани).

Формы влияния ощущений друг на друга:

· взаимодействие ощущений – предшествующее ощущение может стимулировать или угнетать последующие;

· синестезия – совместная работа органов чувств, при которой качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений («цветной слух» - высокие звуки светлые, низкие – тёмные).

o О – жёлтый и белый, И – синий, Ы – коричневый и чёрный, У – зелёный, А – красный, Э – разнообразный.

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Двойственная природа образов восприятия:

· наличие сенсорного качества;

· целостность образа (образ – НЕ простая сумма ощущений);

· полное восприятие фигуры и фона:

o фигурой кажется объект меньшего размера, а фоном – большего;

o фигура – вещь с четкими контурами, фон – бесформенная субстанция;

o фигура кажется ближе к наблюдателю, чем фон, который простирается за фигурой;

o фигура вызывает больше ассоциаций, лучше запоминается, чем фон.

Гештальтпсихология исследует проблему целостного анализа психики.

Факторы, влияющие на выделение фигуры из фона (перцептивные феномены и законы восприятия М.Вертгеймера, как у людей организована реальность):

· закон сходства;

· закон близости;

· закон замыкания («доделывания»);

· закон «вхождения без остатка» (не остаётся ничего лишнего);

· закон прегнантности (закон хорошей формы: мозг стремится к выделению простой, упорядоченной, привычной, симметричной формы).

Свойства образов восприятия:

· предметность (рассмотрение мира не как хаоса ощущений, а выделение чётко оформленных предметов с качествами);

· константность (относительное постоянство образов восприятия и их свойств при изменении условий восприятия – ближе больше, дальше меньше, но мозг делает поправку на расстояние) – оптическая иллюзия куб Неккера (смотреть с разных углов на фигуру);

· целостность (восприятие не суммы ощущений, а предмета в совокупности его свойств, его осмысление);

· структурность (элементы предмета связаны друг с другом, и в первую очередь мы воспринимаем структуру, а не сам объект);

· осмысленность (придание значения воспринимаемому образу);

· активность (образ не статичен, а изменчив);

· апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и личностных особенностей, влияние установки – того, что сказали ранее).

Стадии обработки информации (восприятия):

· ощущение – преобразование физической энергии в нервные сигналы;

· формирование перцептивного образа:

o коррекция частей и положения изображения;

o группировка изображений;

· идентификация и опознание стимула (придание значения перцептам):

o один и тот же образ, возникающий на сенсорном уровне, может вызвать различные интерпретации;

o восприятие позволяет человеку преобразовать неоднозначные или неопределённые стимулы в ясные объекты.

Восприятие глубины:

· дистальный стимул – трёхмерный физический объект реального мира;

· проксимальный стимул – двумерный зрительный образ на сетчатке;

· в ходе восприятия мы опознаём дистальный стимул по информации, передаваемой проксимальным стимулом, проверяем различные гипотезы;

· признаки:

o диспарантность изображения объектов на сетчатке глаза (изменение горизонтальных позиций образа на разных глазах);

o конвергенция зрачков при фиксации на объекте.

Признаки изображения глубины (в рисунке):

· окклюзия (интерпозиция) обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой;

· относительный размер – большие объекты кажутся ближе;

· относительная чёткость и яркость – более чёткие и яркие объекты кажутся ближе;

· высота на плоскости рисунка – объекты, расположенные ниже, кажутся ближе;

· линейная перспектива – параллельные линии сходятся на горизонте;

· градиент текстуры – объекты с меньшей плотностью текстуры кажутся ближе;

· двигательный параллакс – объекты, движущиеся быстрее, кажутся ближе.

Восприятие времени:

· переживание настоящего момента («субъективное настоящее»);

· временная трансспектива («Интерес уменьшает кажущуюся длительность, скука увеличивает её» (П.Фресс));

· чувство течения времени:

o оценка времени;

o последовательность событий;

o одновременность;

· факторы, влияющие на восприятие времени:

o возраст;

o закон заполненного временного отрезка (С.Л.Рубинштейн);

o закон эмоционально детерминированной оценки времени («грустные часы длинны»).

Графический тест Коттла: представьте свою жизнь от начала до конца – прошлое, настоящее и будущее, и проиллюстрируйте её в виде трёх кругов; круги могут быть маленькими и большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете соответствующие категории:

· степень связанности временных зон;

· предпочтение или значимость той или иной временной зоны.

Иллюзии восприятия:

· оптико-геометрические иллюзии (Мюллер-Лайер);

· кажущиеся фигуры;

· невозможные фигуры (треугольник Пенроуза);

· иллюзия контраста на фоне других объектов (Г.Эббингауз);

· иллюзии восприятия размера (сравнительно другого близлежащего объекта);

· иллюзии движения (расширяющиеся кольца):

o автокинетическое;

o стробоскопическое;

o индуцированное.

Эффект МакГурка: феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие слуха и зрения при произношении речи; восприятие речи мультимедийно, т.е. включает информацию сразу из нескольких органов чувств.

Виды образов:

· представление – итог чувственного познания, образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении;

· образы памяти;

· эйдетический образ;

· образы воображения;

· образ (схема) тела;

· фантомный образ;

· последовательный образ;

· галлюцинации (+дополнительные цвета).

Способность к восприятию:

· приобретает ли ребёнок способность восприятия в процессе обучения?

· появляются ли дети с врождённой способностью воспринимать «форму», или способности восприятия развиваются позже?

«Камера смотрения» Роберта Фэнца: на что смотрит младенец и как долго (в основном – лица).

Сенсорные процессы новорождённых:

· зрительная система:

o нечёткость различения объектов, низкая точность детализации пространства, фиксированное фокусное расстояние;

o предпочитают структурные объекты простым, объёмные – плоскостным, движущиеся – неподвижным, ассиметричные – симметричным, изогнутые – прямым;

o восприятие человеческого лица: через 2-12 часов после рождения младенец распознаёт лицо матери, если видит и слышит её; предпочитают смотреть на образ, напоминающий лицо и сложный образ лица (с 2 месяцев);

o динамика в восприятии лица: сначала границы, затем основные точки (глаза, рот);

· слуховая система:

o предпочитают сложные звуки (шумы, голоса) простым и однотонным;

o могут различать некоторые звуковые паттерны;

o отличаются сензитивностью к звукам человеческой речи, предпочитают голос матери;

o могут проводить дифференцирование между звуками речи;

o поворачиваются в общем направлении звука;

· тактильные ощущения;

· органы вкуса и обоняния.

Новообразования к окончанию кризиса новорождённости (психологический критерий):

· социальная улыбка (30-40 день);

· комплекс оживления (40-60 день):

o эмоциональные реакции;

o двигательные реакции;

o предречевая вокализация.

Перцептивное развитие и интермодальное восприятие:

· эксперимент Э.Мелтзофф и Р.Бортон (1979) с 29-дневными младенцами – распознавание гладкой и пупырчатой соски;

· эксперимент Л,Барик (3-4 месяца);

· способность зрительно предвосхищать информацию в её актуальном отсутствии (2-4 месяца);

· постоянство объекта (5-7 месяцев);

· постоянство размера (2-3 месяца);

· восприятие глубины и методика визуального обрыва – эксперимент Э.Гибсон, Р.Уолк (стекло над клетчатым материалом («обрыв») и стекло поверх клетчатого материала):

o чувствительность к кинетическим признакам глубины (1 месяц);

o чувствительность к бинокулярным признакам глубины (2-3 месяца);

o чувствительность к изобразительным признакам глубины (7 месяцев).

Когнитивное развитие и развитие сенсорных систем:

· совершенствуется зрительное сосредоточение, усиливается острота зрения, появляется чёткое видение мира, прогрессирует способность к фокусировке взгляда;

· совершенствуется восприятие цвета (2-4 месяца), организация цветов в категории (от оттенка синего к оттенку зелёного);

· увеличивается возможность дифференциации предметов по форме, сложности, объёму, цвету, структуре;

· совершенствуется локализация звука в пространстве и слуховая дифференцировка.

Особенности восприятия в раннем детстве (1-3 года):

· центральное новообразование раннего детства – «возникновение сознания в собственном смысле слова» (Л.С.Выготский);

· доминирование восприятия:

o что более важно для формирования у детей представления об окружающем мире – речь (слово) или индивидуальное визуальное восприятие (внешний вид)?

o эксперимент В.Джасвал и Э.Маркман с гибридными объектами (12-14 месяцев) – гибриды животных, влияние сказанного при показе рисунка и большей похожести на то или иное существо.

Отличительные особенности восприятия:

· при восприятии предмета ребёнок ориентируется на наиболее заметную его часть;

· восприятие ребёнка с раннего детства аффективно окрашено и тесно связано с практическими действиями;

· переход к зрительной ориентировке (визуальному соотнесению свойств предметов);

· начинают складываться сенсорные эталоны – представления о свойствах вещей;

· главная трудность детей этого возраста – невозможность отделить свойство от предмета.

Уровень чувствительности к слабым звукам у врачей-хирургов и терапевтов неодинаков: у хирургов пороги силы звука выше, т.к. в отличие от терапевтов, они не используют в работе стетоскоп и менее пользуются слухом.

«Психология есть то, чем занимаются психологи»; практика тесно связана с наукой.

Психолог (база знаний, работа со здоровыми людьми): исследования / преподавание => просвещение в сфере практики / консультирование (практика: диагностика, коррекционная работа, психотерапия; люди приходят с трудностями, задача – показать человеку его роль и ответственность) / управление (отдел кадров, HR).

Врачи (медицинское образование): психотерапевт, психиатр (может выписать препараты, помочь с неврозами).

Нормы весьма условны, зависят от внешних и внутренних факторов.

Зачем психология нужна журналисту?

Самому Работодателю Клиенту
- уметь расположить аудиторию к себе, повлиять на неё; - уметь абстрагироваться от ситуации; - владеть самоконтролем и самоанализом; - уметь понять состояние собеседника (владеть эмпатией). - уметь «раскрыть» клиента; - иметь стрессоустойчивость; - иметь гибкость мышления; - уметь работать в коллективе; - владеть эмпатией. - владеть эмпатией и невербальным языком жестов; - иметь тактичность, чтобы не причинить боль; - иметь компетентность и психологическую грамотность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: