Познание – действия со знаниями при помощи органов чувств.
Ощущение и восприятие – источник познания и основное условие нормального психического развития и деятельности человека (важны для реальной жизни).
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие (перцепция) – целостное отражение в виде образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Человеку тяжело находиться в изоляции, так как теряется его собственное «Я», начинает казаться, что мысли навязаны кем-то другим, происходит попытка организма выделить собеседника из самого себя (персонификация предметов, речь вслух, раздвоение личности: один «живёт», второй «наблюдает»).
Информация от органов чувств и схемы из памяти => опознание объекта
Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронов и отделов головного мозга: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Все рецепторы важны для общего представления, возникновения ощущений и образов восприятия. Для зрительных образов необходимы разные типы движений глаз.
|
|
Роль активности в восприятии: движение и деятельность важны для восприятия.
· слепорождённые дети – при возвращении зрения в 12-14 лет мир представляется хаосом, нужно время для вычленения информации;
· эксперименты Дж.Стрэттона – адаптация к перевёрнутому миру в специальных очках;
· эксперимент Р.Хелда и А.Хейна – выращивают котят в темноте и изоляции; в корзине с дырками для лап – нет нарушений, без дырок – нарушения со зрением.
Перцептивная деятельность детей: восприятие основных точек на лице (глаза, рот).
Свойства ощущений:
· сенсорное качество (содержание ощущений);
· интенсивность;
· длительность;
· пространственная локализация.
Классификация ощущений:
1. По модальности: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; интермодальные ощущения (органы чувств работают совместно; например, вибрации – слух и осязание)
2. По рецептивным полям:
· интерорецептивные;
· проприорецептивные (в пространстве);
· экстерорецептивные (информация о внешнем мире):
o контактные (осязание, вкус);
o дистантные (обоняние, зрение, слух);
· неспецифические (фоточувствительность кожи, «шестое чувство» слепых, эксперимент Леонтьева – ощущение света кончиками пальцев).
Психофизика изучает количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на стимул.
Пороги ощущений:
· нижний абсолютный (уровень стимула, на котором сенсорный сигнал обнаруживается в половине случаев; минимальная величина раздражительности, вызывающая ощущения);
|
|
· верхний абсолютный (ощущения выше воспринимаемых, иногда переходящие в болевые);
· дифференциальный (минимальная разница между стимулами возникновения ощущений при едва заметном изменении, прирост в интенсивности стимулов).
· чувствительность выше => порог ниже; чувствительность ниже => порог выше.
Органы чувств | Величина абсолютного порога |
Зрение | Огонь свечи на расстоянии до 48,3 км в темноте при ясной погоде |
Слух | Тикание часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус | Чайная ложка сахара в 7,5 л воды |
Запах | Одна капля духов в трехкомнатной квартире |
Осязание | Крыло пчелы, падающее на щеку с высоты 1 см |
Закон Бугера-Вебера: ΔI / I = const (отношение дельта массы к массе предмета: разница в 40-41 грамм чувствуется, в 80-81 грамм – не ощущается)
Психофизический закон Г.Т.Фехнера: R = C * logI
Субсенсорный диапазон – неосознанные ощущения, видимые только по физиологическим показаниям (мозг осознаёт, а человек – нет).
Формы изменения чувствительности:
· адаптация – понижение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы при длительном воздействии раздражителя (вода вначале кажется холодной, потом при плавании она кажется нормальной);
· сенсибилизация – повышение чувствительности (снижение порога) сенсорной системы к длительно воздействующему раздражителю под влиянием внутренних факторов (музыканты могут различить тон звука, остальные люди – нет; текстильщики различают 40 оттенков черной ткани).
Формы влияния ощущений друг на друга:
· взаимодействие ощущений – предшествующее ощущение может стимулировать или угнетать последующие;
· синестезия – совместная работа органов чувств, при которой качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений («цветной слух» - высокие звуки светлые, низкие – тёмные).
o О – жёлтый и белый, И – синий, Ы – коричневый и чёрный, У – зелёный, А – красный, Э – разнообразный.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Двойственная природа образов восприятия:
· наличие сенсорного качества;
· целостность образа (образ – НЕ простая сумма ощущений);
· полное восприятие фигуры и фона:
o фигурой кажется объект меньшего размера, а фоном – большего;
o фигура – вещь с четкими контурами, фон – бесформенная субстанция;
o фигура кажется ближе к наблюдателю, чем фон, который простирается за фигурой;
o фигура вызывает больше ассоциаций, лучше запоминается, чем фон.
Гештальтпсихология исследует проблему целостного анализа психики.
Факторы, влияющие на выделение фигуры из фона (перцептивные феномены и законы восприятия М.Вертгеймера, как у людей организована реальность):
· закон сходства;
· закон близости;
· закон замыкания («доделывания»);
· закон «вхождения без остатка» (не остаётся ничего лишнего);
· закон прегнантности (закон хорошей формы: мозг стремится к выделению простой, упорядоченной, привычной, симметричной формы).
Свойства образов восприятия:
· предметность (рассмотрение мира не как хаоса ощущений, а выделение чётко оформленных предметов с качествами);
· константность (относительное постоянство образов восприятия и их свойств при изменении условий восприятия – ближе больше, дальше меньше, но мозг делает поправку на расстояние) – оптическая иллюзия куб Неккера (смотреть с разных углов на фигуру);
· целостность (восприятие не суммы ощущений, а предмета в совокупности его свойств, его осмысление);
· структурность (элементы предмета связаны друг с другом, и в первую очередь мы воспринимаем структуру, а не сам объект);
· осмысленность (придание значения воспринимаемому образу);
· активность (образ не статичен, а изменчив);
|
|
· апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и личностных особенностей, влияние установки – того, что сказали ранее).
Стадии обработки информации (восприятия):
· ощущение – преобразование физической энергии в нервные сигналы;
· формирование перцептивного образа:
o коррекция частей и положения изображения;
o группировка изображений;
· идентификация и опознание стимула (придание значения перцептам):
o один и тот же образ, возникающий на сенсорном уровне, может вызвать различные интерпретации;
o восприятие позволяет человеку преобразовать неоднозначные или неопределённые стимулы в ясные объекты.
Восприятие глубины:
· дистальный стимул – трёхмерный физический объект реального мира;
· проксимальный стимул – двумерный зрительный образ на сетчатке;
· в ходе восприятия мы опознаём дистальный стимул по информации, передаваемой проксимальным стимулом, проверяем различные гипотезы;
· признаки:
o диспарантность изображения объектов на сетчатке глаза (изменение горизонтальных позиций образа на разных глазах);
o конвергенция зрачков при фиксации на объекте.
Признаки изображения глубины (в рисунке):
· окклюзия (интерпозиция) обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой;
· относительный размер – большие объекты кажутся ближе;
· относительная чёткость и яркость – более чёткие и яркие объекты кажутся ближе;
· высота на плоскости рисунка – объекты, расположенные ниже, кажутся ближе;
· линейная перспектива – параллельные линии сходятся на горизонте;
· градиент текстуры – объекты с меньшей плотностью текстуры кажутся ближе;
· двигательный параллакс – объекты, движущиеся быстрее, кажутся ближе.
Восприятие времени:
· переживание настоящего момента («субъективное настоящее»);
· временная трансспектива («Интерес уменьшает кажущуюся длительность, скука увеличивает её» (П.Фресс));
· чувство течения времени:
o оценка времени;
o последовательность событий;
o одновременность;
|
|
· факторы, влияющие на восприятие времени:
o возраст;
o закон заполненного временного отрезка (С.Л.Рубинштейн);
o закон эмоционально детерминированной оценки времени («грустные часы длинны»).
Графический тест Коттла: представьте свою жизнь от начала до конца – прошлое, настоящее и будущее, и проиллюстрируйте её в виде трёх кругов; круги могут быть маленькими и большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете соответствующие категории:
· степень связанности временных зон;
· предпочтение или значимость той или иной временной зоны.
Иллюзии восприятия:
· оптико-геометрические иллюзии (Мюллер-Лайер);
· кажущиеся фигуры;
· невозможные фигуры (треугольник Пенроуза);
· иллюзия контраста на фоне других объектов (Г.Эббингауз);
· иллюзии восприятия размера (сравнительно другого близлежащего объекта);
· иллюзии движения (расширяющиеся кольца):
o автокинетическое;
o стробоскопическое;
o индуцированное.
Эффект МакГурка: феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие слуха и зрения при произношении речи; восприятие речи мультимедийно, т.е. включает информацию сразу из нескольких органов чувств.
Виды образов:
· представление – итог чувственного познания, образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении;
· образы памяти;
· эйдетический образ;
· образы воображения;
· образ (схема) тела;
· фантомный образ;
· последовательный образ;
· галлюцинации (+дополнительные цвета).
Способность к восприятию:
· приобретает ли ребёнок способность восприятия в процессе обучения?
· появляются ли дети с врождённой способностью воспринимать «форму», или способности восприятия развиваются позже?
«Камера смотрения» Роберта Фэнца: на что смотрит младенец и как долго (в основном – лица).
Сенсорные процессы новорождённых:
· зрительная система:
o нечёткость различения объектов, низкая точность детализации пространства, фиксированное фокусное расстояние;
o предпочитают структурные объекты простым, объёмные – плоскостным, движущиеся – неподвижным, ассиметричные – симметричным, изогнутые – прямым;
o восприятие человеческого лица: через 2-12 часов после рождения младенец распознаёт лицо матери, если видит и слышит её; предпочитают смотреть на образ, напоминающий лицо и сложный образ лица (с 2 месяцев);
o динамика в восприятии лица: сначала границы, затем основные точки (глаза, рот);
· слуховая система:
o предпочитают сложные звуки (шумы, голоса) простым и однотонным;
o могут различать некоторые звуковые паттерны;
o отличаются сензитивностью к звукам человеческой речи, предпочитают голос матери;
o могут проводить дифференцирование между звуками речи;
o поворачиваются в общем направлении звука;
· тактильные ощущения;
· органы вкуса и обоняния.
Новообразования к окончанию кризиса новорождённости (психологический критерий):
· социальная улыбка (30-40 день);
· комплекс оживления (40-60 день):
o эмоциональные реакции;
o двигательные реакции;
o предречевая вокализация.
Перцептивное развитие и интермодальное восприятие:
· эксперимент Э.Мелтзофф и Р.Бортон (1979) с 29-дневными младенцами – распознавание гладкой и пупырчатой соски;
· эксперимент Л,Барик (3-4 месяца);
· способность зрительно предвосхищать информацию в её актуальном отсутствии (2-4 месяца);
· постоянство объекта (5-7 месяцев);
· постоянство размера (2-3 месяца);
· восприятие глубины и методика визуального обрыва – эксперимент Э.Гибсон, Р.Уолк (стекло над клетчатым материалом («обрыв») и стекло поверх клетчатого материала):
o чувствительность к кинетическим признакам глубины (1 месяц);
o чувствительность к бинокулярным признакам глубины (2-3 месяца);
o чувствительность к изобразительным признакам глубины (7 месяцев).
Когнитивное развитие и развитие сенсорных систем:
· совершенствуется зрительное сосредоточение, усиливается острота зрения, появляется чёткое видение мира, прогрессирует способность к фокусировке взгляда;
· совершенствуется восприятие цвета (2-4 месяца), организация цветов в категории (от оттенка синего к оттенку зелёного);
· увеличивается возможность дифференциации предметов по форме, сложности, объёму, цвету, структуре;
· совершенствуется локализация звука в пространстве и слуховая дифференцировка.
Особенности восприятия в раннем детстве (1-3 года):
· центральное новообразование раннего детства – «возникновение сознания в собственном смысле слова» (Л.С.Выготский);
· доминирование восприятия:
o что более важно для формирования у детей представления об окружающем мире – речь (слово) или индивидуальное визуальное восприятие (внешний вид)?
o эксперимент В.Джасвал и Э.Маркман с гибридными объектами (12-14 месяцев) – гибриды животных, влияние сказанного при показе рисунка и большей похожести на то или иное существо.
Отличительные особенности восприятия:
· при восприятии предмета ребёнок ориентируется на наиболее заметную его часть;
· восприятие ребёнка с раннего детства аффективно окрашено и тесно связано с практическими действиями;
· переход к зрительной ориентировке (визуальному соотнесению свойств предметов);
· начинают складываться сенсорные эталоны – представления о свойствах вещей;
· главная трудность детей этого возраста – невозможность отделить свойство от предмета.
Уровень чувствительности к слабым звукам у врачей-хирургов и терапевтов неодинаков: у хирургов пороги силы звука выше, т.к. в отличие от терапевтов, они не используют в работе стетоскоп и менее пользуются слухом.
«Психология есть то, чем занимаются психологи»; практика тесно связана с наукой.
Психолог (база знаний, работа со здоровыми людьми): исследования / преподавание => просвещение в сфере практики / консультирование (практика: диагностика, коррекционная работа, психотерапия; люди приходят с трудностями, задача – показать человеку его роль и ответственность) / управление (отдел кадров, HR).
Врачи (медицинское образование): психотерапевт, психиатр (может выписать препараты, помочь с неврозами).
Нормы весьма условны, зависят от внешних и внутренних факторов.
Зачем психология нужна журналисту?
Самому | Работодателю | Клиенту |
- уметь расположить аудиторию к себе, повлиять на неё; - уметь абстрагироваться от ситуации; - владеть самоконтролем и самоанализом; - уметь понять состояние собеседника (владеть эмпатией). | - уметь «раскрыть» клиента; - иметь стрессоустойчивость; - иметь гибкость мышления; - уметь работать в коллективе; - владеть эмпатией. | - владеть эмпатией и невербальным языком жестов; - иметь тактичность, чтобы не причинить боль; - иметь компетентность и психологическую грамотность. |