Преподаватель – Молчанова Ольга Николаевна, olmol@list.ru / omolchanova@hse.ru
Литература: Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», Нуркова и Березанская «Психология»
Формула оценки: 0,3 аудиторная работа (семинары) + 0,3 2 контрольных + 0,4 экзамен + 0,1 участие в эмпирическом исследовании (эссе) + 0,1 презентация про фильм с психологическим явлением / феноменом (краткое содержание, теория вопроса)
Актуальные психологические проблемы: синдром самозванца, самооценка, воля, нарциссизм, темперамент, созависимость, синдром выученной беспомощности (близость к бихевиоризму), треугольник Карпмана – жертва, спасатель, преследователь (агрессор).
Л.С.Выготский «Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению…»
Психология – молодая наука (возникла как самостоятельная наука в 1879 г., В.Вундт в экспериментальной психологической лаборатории Лейпцига – появление объективного метода исследования, без допущения умозрительных заключений, поэтому психология – довольно точная наука). Её отличает особое место среди наук.
Классификация наук Б.М.Кедрова: психология = философские науки + естественные науки + общественные (социальные) науки.
В психологии объект и субъект познания сливаются.
Многоотраслевой характер:
1) Общая психология (универсальные закономерности функционирования психики);
2) Специальные отрасли (аспекты психики):
· фундаментальные (социальная, развития (от рождения до личности), клиническая (с отклонениями), дифференциальная (генетика, темперамент, характер), нейро- (на уровне мозга), зоо- и т.д.);
· междисциплинарные (психофизиология (плацебо), психогенетика (вживление чипов в мозг), психолингвистика и т.д.);
3) Прикладные отрасли (психология спорта, рекламы, управления, искусства, труда и промышленности; космическая, юридическая, педагогическая, политическая и т.д.)
Плюрализм психологического знания (множество мнений, гипотез: разрезы цилиндра, всё правильно, но неполно, разные подходы дополняют друг друга).
Психология отличается уникальными практическими следствиями: даёт язык самоописания, возможности самопонимания и самоизменения).
Психологизация культуры – широкое распространение психологических знаний.
Общество – вместилище благ, цель жизни – быть благополучным, счастливым => нужны психологи и психотерапевты
Для журналистов – отзеркаливание (система жестов и невербальных выражений: смущение – чешет нос, рука на затылок, увеличение дистанции с корреспондентом; закрытость – руки в замок, голову в плечи, ноги под стул)
Ощущение лёгкости вхождения в психологическую науку, НО житейские психологические знания НЕ научные психологические знания, могут быть противоположными и иметь противоречия, но тесно связаны.
Соотношение житейской и научной форм психологического знания:
Житейские | Научные |
ü фрагментарны, противоречивы; ü приблизительны, расплывчаты; ü конкретны, привязаны к бытовым задачам; ü приобретаются стихийно путём наблюдений; ü интуитивный характер знаний; ü знания передаются с затруднениями, фрагментарно, «из уст в уста»; ü объясняют распространённые в обыденной жизни факты и явления; ü бытовые понятия, существуют в форме пословиц, народных сказок, расхожих представлений «народной мудрости». | ü стремятся к систематизации; ü носят целостный характер; ü обобщены, абстрактны; ü приобретаются с помощью научных методов; ü рациональны и осознанны; ü накапливаются и передаются систематически; ü передача с помощью социально нормированных технологий; ü объясняют практически не наблюдаемые в обыденной жизни явления; ü научная терминология, понятийность, проверенность, существуют в форме чётких научных понятий, гипотез, закономерностей. |
Научная психология:
- извлекает из житейского опыта свои задачи;
- опирается на житейский психологический опыт;
- проверяется на последнем этапе житейским психологическим опытом;
- «классическая теория без практики мертва, практика без теории слепа».
Психология – наука о душе или о психической жизни (термин введён в 1590 г., утвердился в 1732 г. – Х.Вольф «Рациональная психология»)
Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных формах.
Основные формы проявления психики:
- познавательные (когнитивные) процессы (восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, воображение);
- мотивационно-потребностные процессы (мотивы, потребности, стремления, цели, желания);
- эмоционально-волевые процессы (эмоции, чувства, аффекты, настроение, воля);
- индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности и свойства личности);
- самосознание (самооценка, самоотношение, Я-образ, Я-концепция).
Взаимосвязь различных психических форм.
Психические явления – НЕ психические факты (обусловленные процессы)
Этапы развития представлений о психологии:
1. Психология как учение о душе
Появление психологических проблем в рамках философии:
- Античность: природа души, соотношение души и тела, смертность души, принципы познания, структура души, детерминация действий человека (Демокрит душа=тело; Платон душа НЕ тело, душа воздействует на тело; Аристотель душа не тело, но они сосуществуют вместе);
· душа – объяснительное понятие для жизненных явлений; психические (душевные) явления = непсихические (физиологические) процессы;
· учение о душе развивается в борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения.
- Рене Декарт: критерий психического – непосредственная данность психических процессов сознанию.
2. Психология как наука о явлениях сознания (XIX-XX вв.) – В.Вундт
Предмет психологии – непосредственный опыт (явления сознания: 32000 зрительных ощущений, 10000 слуховых).
Метод психологии – интроспекция, включённая в специально организованные экспериментальные процедуры.
Задачи психологии:
- описать свойства сознания;
- найти простейшие элементы сознания;
- выделить связи элементов друг с другом и найти их законы.
Элементы сознания:
· Ощущения – объективные элементы сознания (качество, интенсивность, протяжённость)
· Чувства – субъективные элементы сознания:
o удовольствие-неудовольствие;
o возбуждение-успокоение;
o напряжение-разрядка.
Свойства сознания:
1) Не существует индивидуального сознания, не зависимого от своего обладателя.
2) Содержание сознания изменчиво.
3) Содержание сознания непрерывно.
4) Сознание селективно.
5) Структура сознания: граница сознаваемого, поле сознания, фокус сознания.
6) Объём поля и фокуса сознания.
7) Ритмичность сознания.
8) Насыщение сознания (акт апперцепции).
9) Два класса процессов сознания: произвольные и непроизвольные.
10) Метафоры сознания: «поле зрения», «морская волна», «бурный речной поток».
3. Период «открытого кризиса» (начало XX в.) – критика Вундта
1) Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин);
- критика за атомизм;
- предмет психологии – целостное феноменальное поле (совокупность переживаний в данный момент);
- гештальт – целостная форма, структура;
- первичность целостных форм, определяющих элементарные свойства и процессы;
- принципы организации восприятия.
2) Бихевиоризм (Д.Уотсон);
- предмет психологии – поведение;
- метод психологии – эксперимент;
- основная задача психологии – изучение процессов «научения»;
- осознанное, объективное, с учётом социального, культурного и исторического опыта;
- основная «формула»: S (стимул) => R (реакция).
3) Психоанализ – неосознаваемые процессы;
4) Культурно-историческая психология – высшие психические процессы.
4. Период «затухания» борьбы психологических школ (середина XX века) – размывание границ между школами, изменение направлений психологии
5. Современный период развития психологии (настоящее время)
- появление новых направлений:
1) гуманистическая психология – самоактуализация;
2) экзистенциальная психология – мир человека:
o существование предшествует сущности (действия => характер, не наоборот);
3) когнитивная психология (соединяется с нейро-) – познавательные процессы.
- итого – здоровый, творческий человек.
Методы психологии:
- основные:
· наблюдение (системный, организованный, длительный процесс, целостная картина):
o включённое-невключённое (есть наблюдатель в группе или нет);
o открытое-скрытое (знают люди или нет);
o сплошное-выборное (фиксирует только определённое проявление);
o структурированное-произвольное (в зависимости от строгости).
недостатки – нельзя сделать массово, требуется много времени и определённый момент, субъективность (интерпретация зависит от наблюдателя – ошибка корреляции (один показатель судится по другому), контраста (акцент на то, что не свойственно самому наблюдателю), первого впечатления и т.д.);
эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) – умные/глупые крысы в лабиринте, мнение зависит от первоначальной установки.
· эксперимент (специально созданные в управляемых условиях для выявления причинно-следственной связи):
o лабораторный-естественный (полевой, квазиэксперимент);
o констатирующий-формирующий.
побочные переменные (нужно контролировать – возраст, пол, происхождение статус, здоровье) + независимая переменная => объект исследования => зависимая переменная;
эксперимент Аша (является ли первичная или вторичная информация о человеке важнее для его восприятия как личности: независимая переменная – порядок чтения прилагательных, зависимая переменная – результат, мнение людей);
метод потерянных писем (на лобовое стекло припаркованных машин клались открытки – позитивные (поздравления) или негативные (об измене) – чаще в ящик клали позитивные, негативные – об измене женщин).
- вспомогательные:
· тесты:
o краткое, стандартизированное, ограниченное по времени испытание, выполнение которого оценивается в количественных показателях и устанавливается их соответствие нормам и стандартам;
o в 1905 г. были созданы тесты на определение умственного развития детей;
o по содержанию:
§ тесты общих способностей (интеллект (тест Векслера), креативность);
§ специальных способностей;
§ личности (ЕГЭ);
§ достижений.
o по форме:
§ индивидуальные и групповые;
§ вербальные и невербальные;
§ бланковые (карандаш-бумага);
§ аппаратурные;
§ компьютерные.
o проективные тесты – специальные техники для исследования тех особенностей личности, которые не проявляются в открытом поведении и не выявляются в самоотчётах испытуемых (проводятся индивидуально, не в группе).
§ особенности:
ü неопределённость стимульного материала;
ü «глухая» инструкция, цель не задаётся;
ü отсутствие норм ответов;
ü свобода выбора тактики.
§ примеры:
ü «чернильные пятна» Роршаха (1921) – эмоции, творчество + интеллект;
ü тематический и рисованный апперцептивные тесты (Г.Мюррей, 1938) – создать историю по картинке, описать прошлое, настоящее, будущее, эмоции и чувства;
ü тест рисуночной фрустрации (методика Розенцвейга, 1944);
ü методика незаконченных предложений;
ü рисуночные методики (в основном для детей):
рисунок человека – для исследования уровня интеллектуального развития детей (Ф.Гуденаф, 1926) или личностных особенностей (К.Маховер, 1949). Инструкция: «Нарисуйте человека всего, целиком; постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете»;
несуществующее животное (модификации – злое / несчастное / счастливое животное) – важен размер и расположение на листе, детали;
рисунок семьи (модификации – «кинетический рисунок семьи», «семья животных») – важны детали, цвета, размер, расположение по отношению друг к другу;
красивый рисунок;
«нарисуй себя»;
«четыре персонажа»;
рисунок дерева;
«три дерева»;
«дом – дерево – человек»;
анализ случая.
· беседа;
· анкетирование;
· анализ продуктов деятельности;
· биографический метод.
В тесте на результат влияет ситуативность; он легче анкет, т.к. в нём представлен выбор.
Методы исследования:
- экспериментальная модель – НЕ корреляционная модель (между переменными может быть связь, но не обязательно причинно-следственная) пример: существует связь между самооценкой и успеваемостью (x=>y / x<=y / z=>x,у);
- расхождение вербального и реального поведения (парадокс Лапьера, шкала социальной желательности);
- эффект хиндсайта («я знал это заранее»; тривиальные результаты теста Поля Лазарсфельда о солдатах 2-ой Мировой войны).
Взаимодействие исследователя и испытуемого:
· эффект инструкции;
· добровольность или принудительность участия в исследовании;
· мотивы испытуемого;
· эффект исследователя: его личность и деятельность;
· типология отношений участника исследования к исследователю:
o аффективное измерение: доброжелательность / недоброжелательность исследователя;
o когнитивное измерение: опытность, информированность, компетентность исследователя / наивность, неинформированность, некомпетентность;
o обусловлено возможностями влияния исследователя на жизнь участника исследования: влиятельный / невлиятельный исследователь.
Варианты восприятия исследователя участником исследования:
1) доброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – союзник-покровитель;
2) доброжелательный, компетентный, невлиятельный исследователь – объект доброго, уважительного отношения с оттенком сожаления или снисходительности, потенциальный объект защиты;
3) доброжелательный, недостаточно компетентный, невлиятельный исследователь – потенциальная жертва беззлобных розыгрышей;
4) доброжелательный, влиятельный, но наивный и недостаточно компетентный исследователь – потенциальная жертва манипуляций для получения тех или иных благ;
5) недоброжелательный, некомпетентный, невлиятельный исследователь низкого статуса – «ищейка», потенциальный объект недобрых розыгрышей;
6) недоброжелательный, некомпетентный, влиятельный исследователь – потенциальная жертва недобрых манипуляций для получения тех или иных благ;
7) недоброжелательный, компетентный, невлиятельный исследователь – объект настороженного внимания;
8) недоброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – «профессиональный шпион» в психике обследуемого.
Пока я не люблю себя, я не смогу полюбить другого человека, не смогу дать ему то, что ему нужно, не услышите его потребности и желания.
В момент сильных эмоций важно не предпринимать серьёзных решений.