Психология: общее представление о психологии как науке

Преподаватель – Молчанова Ольга Николаевна, olmol@list.ru / omolchanova@hse.ru

Литература: Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», Нуркова и Березанская «Психология»

Формула оценки: 0,3 аудиторная работа (семинары) + 0,3 2 контрольных + 0,4 экзамен + 0,1 участие в эмпирическом исследовании (эссе) + 0,1 презентация про фильм с психологическим явлением / феноменом (краткое содержание, теория вопроса)

Актуальные психологические проблемы: синдром самозванца, самооценка, воля, нарциссизм, темперамент, созависимость, синдром выученной беспомощности (близость к бихевиоризму), треугольник Карпмана – жертва, спасатель, преследователь (агрессор).

Л.С.Выготский «Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению…»

Психология – молодая наука (возникла как самостоятельная наука в 1879 г., В.Вундт в экспериментальной психологической лаборатории Лейпцига – появление объективного метода исследования, без допущения умозрительных заключений, поэтому психология – довольно точная наука). Её отличает особое место среди наук.

Классификация наук Б.М.Кедрова: психология = философские науки + естественные науки + общественные (социальные) науки.

В психологии объект и субъект познания сливаются.

Многоотраслевой характер:

1) Общая психология (универсальные закономерности функционирования психики);

2) Специальные отрасли (аспекты психики):

· фундаментальные (социальная, развития (от рождения до личности), клиническая (с отклонениями), дифференциальная (генетика, темперамент, характер), нейро- (на уровне мозга), зоо- и т.д.);

· междисциплинарные (психофизиология (плацебо), психогенетика (вживление чипов в мозг), психолингвистика и т.д.);

3) Прикладные отрасли (психология спорта, рекламы, управления, искусства, труда и промышленности; космическая, юридическая, педагогическая, политическая и т.д.)

Плюрализм психологического знания (множество мнений, гипотез: разрезы цилиндра, всё правильно, но неполно, разные подходы дополняют друг друга).

Психология отличается уникальными практическими следствиями: даёт язык самоописания, возможности самопонимания и самоизменения).

Психологизация культуры – широкое распространение психологических знаний.

Общество – вместилище благ, цель жизни – быть благополучным, счастливым => нужны психологи и психотерапевты

Для журналистов – отзеркаливание (система жестов и невербальных выражений: смущение – чешет нос, рука на затылок, увеличение дистанции с корреспондентом; закрытость – руки в замок, голову в плечи, ноги под стул)

Ощущение лёгкости вхождения в психологическую науку, НО житейские психологические знания НЕ научные психологические знания, могут быть противоположными и иметь противоречия, но тесно связаны.

Соотношение житейской и научной форм психологического знания:

Житейские Научные
ü фрагментарны, противоречивы; ü приблизительны, расплывчаты; ü конкретны, привязаны к бытовым задачам; ü приобретаются стихийно путём наблюдений; ü интуитивный характер знаний; ü знания передаются с затруднениями, фрагментарно, «из уст в уста»; ü объясняют распространённые в обыденной жизни факты и явления; ü бытовые понятия, существуют в форме пословиц, народных сказок, расхожих представлений «народной мудрости». ü стремятся к систематизации; ü носят целостный характер; ü обобщены, абстрактны; ü приобретаются с помощью научных методов; ü рациональны и осознанны; ü накапливаются и передаются систематически; ü передача с помощью социально нормированных технологий; ü объясняют практически не наблюдаемые в обыденной жизни явления; ü научная терминология, понятийность, проверенность, существуют в форме чётких научных понятий, гипотез, закономерностей.

Научная психология:

- извлекает из житейского опыта свои задачи;

- опирается на житейский психологический опыт;

- проверяется на последнем этапе житейским психологическим опытом;

- «классическая теория без практики мертва, практика без теории слепа».

Психология – наука о душе или о психической жизни (термин введён в 1590 г., утвердился в 1732 г. – Х.Вольф «Рациональная психология»)

Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных формах.

Основные формы проявления психики:

- познавательные (когнитивные) процессы (восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, воображение);

- мотивационно-потребностные процессы (мотивы, потребности, стремления, цели, желания);

- эмоционально-волевые процессы (эмоции, чувства, аффекты, настроение, воля);

- индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности и свойства личности);

- самосознание (самооценка, самоотношение, Я-образ, Я-концепция).

Взаимосвязь различных психических форм.

Психические явления – НЕ психические факты (обусловленные процессы)

Этапы развития представлений о психологии:

1. Психология как учение о душе

Появление психологических проблем в рамках философии:

- Античность: природа души, соотношение души и тела, смертность души, принципы познания, структура души, детерминация действий человека (Демокрит душа=тело; Платон душа НЕ тело, душа воздействует на тело; Аристотель душа не тело, но они сосуществуют вместе);

· душа – объяснительное понятие для жизненных явлений; психические (душевные) явления = непсихические (физиологические) процессы;

· учение о душе развивается в борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения.

- Рене Декарт: критерий психического – непосредственная данность психических процессов сознанию.

2. Психология как наука о явлениях сознания (XIX-XX вв.) – В.Вундт

Предмет психологии – непосредственный опыт (явления сознания: 32000 зрительных ощущений, 10000 слуховых).

Метод психологии – интроспекция, включённая в специально организованные экспериментальные процедуры.

Задачи психологии:

- описать свойства сознания;

- найти простейшие элементы сознания;

- выделить связи элементов друг с другом и найти их законы.

Элементы сознания:

· Ощущения – объективные элементы сознания (качество, интенсивность, протяжённость)

· Чувства – субъективные элементы сознания:

o удовольствие-неудовольствие;

o возбуждение-успокоение;

o напряжение-разрядка.

Свойства сознания:

1) Не существует индивидуального сознания, не зависимого от своего обладателя.

2) Содержание сознания изменчиво.

3) Содержание сознания непрерывно.

4) Сознание селективно.

5) Структура сознания: граница сознаваемого, поле сознания, фокус сознания.

6) Объём поля и фокуса сознания.

7) Ритмичность сознания.

8) Насыщение сознания (акт апперцепции).

9) Два класса процессов сознания: произвольные и непроизвольные.

10) Метафоры сознания: «поле зрения», «морская волна», «бурный речной поток».

3. Период «открытого кризиса» (начало XX в.) – критика Вундта

1) Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин);

- критика за атомизм;

- предмет психологии – целостное феноменальное поле (совокупность переживаний в данный момент);

- гештальт – целостная форма, структура;

- первичность целостных форм, определяющих элементарные свойства и процессы;

- принципы организации восприятия.

2) Бихевиоризм (Д.Уотсон);

- предмет психологии – поведение;

- метод психологии – эксперимент;

- основная задача психологии – изучение процессов «научения»;

- осознанное, объективное, с учётом социального, культурного и исторического опыта;

- основная «формула»: S (стимул) => R (реакция).

3) Психоанализ – неосознаваемые процессы;

4) Культурно-историческая психология – высшие психические процессы.

4. Период «затухания» борьбы психологических школ (середина XX века) – размывание границ между школами, изменение направлений психологии

5. Современный период развития психологии (настоящее время)

- появление новых направлений:

1) гуманистическая психология – самоактуализация;

2) экзистенциальная психология – мир человека:

o существование предшествует сущности (действия => характер, не наоборот);

3) когнитивная психология (соединяется с нейро-) – познавательные процессы.

- итого – здоровый, творческий человек.

Методы психологии:

- основные:

· наблюдение (системный, организованный, длительный процесс, целостная картина):

o включённое-невключённое (есть наблюдатель в группе или нет);

o открытое-скрытое (знают люди или нет);

o сплошное-выборное (фиксирует только определённое проявление);

o структурированное-произвольное (в зависимости от строгости).

   недостатки – нельзя сделать массово, требуется много времени и определённый момент, субъективность (интерпретация зависит от наблюдателя – ошибка корреляции (один показатель судится по другому), контраста (акцент на то, что не свойственно самому наблюдателю), первого впечатления и т.д.);

   эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) – умные/глупые крысы в лабиринте, мнение зависит от первоначальной установки.

· эксперимент (специально созданные в управляемых условиях для выявления причинно-следственной связи):

o лабораторный-естественный (полевой, квазиэксперимент);

o констатирующий-формирующий.

   побочные переменные (нужно контролировать – возраст, пол, происхождение статус, здоровье) + независимая переменная => объект исследования => зависимая переменная;

   эксперимент Аша (является ли первичная или вторичная информация о человеке важнее для его восприятия как личности: независимая переменная – порядок чтения прилагательных, зависимая переменная – результат, мнение людей);

  метод потерянных писем (на лобовое стекло припаркованных машин клались открытки – позитивные (поздравления) или негативные (об измене) – чаще в ящик клали позитивные, негативные – об измене женщин).

- вспомогательные:

· тесты:

o краткое, стандартизированное, ограниченное по времени испытание, выполнение которого оценивается в количественных показателях и устанавливается их соответствие нормам и стандартам;

o в 1905 г. были созданы тесты на определение умственного развития детей;

o по содержанию:

§ тесты общих способностей (интеллект (тест Векслера), креативность);

§ специальных способностей;

§ личности (ЕГЭ);

§ достижений.

o по форме:

§ индивидуальные и групповые;

§ вербальные и невербальные;

§ бланковые (карандаш-бумага);

§ аппаратурные;

§ компьютерные.

o проективные тесты – специальные техники для исследования тех особенностей личности, которые не проявляются в открытом поведении и не выявляются в самоотчётах испытуемых (проводятся индивидуально, не в группе).

§ особенности:

ü неопределённость стимульного материала;

ü «глухая» инструкция, цель не задаётся;

ü отсутствие норм ответов;

ü свобода выбора тактики.

§ примеры:

ü «чернильные пятна» Роршаха (1921) – эмоции, творчество + интеллект;

ü тематический и рисованный апперцептивные тесты (Г.Мюррей, 1938) – создать историю по картинке, описать прошлое, настоящее, будущее, эмоции и чувства;

ü тест рисуночной фрустрации (методика Розенцвейга, 1944);

ü методика незаконченных предложений;

ü рисуночные методики (в основном для детей):

рисунок человека – для исследования уровня интеллектуального развития детей (Ф.Гуденаф, 1926) или личностных особенностей (К.Маховер, 1949). Инструкция: «Нарисуйте человека всего, целиком; постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете»;

несуществующее животное (модификации – злое / несчастное / счастливое животное) – важен размер и расположение на листе, детали;

рисунок семьи (модификации – «кинетический рисунок семьи», «семья животных») – важны детали, цвета, размер, расположение по отношению друг к другу;

красивый рисунок;

«нарисуй себя»;

«четыре персонажа»;

рисунок дерева;

«три дерева»;

«дом – дерево – человек»;

анализ случая.

· беседа;

· анкетирование;

· анализ продуктов деятельности;

· биографический метод.

В тесте на результат влияет ситуативность; он легче анкет, т.к. в нём представлен выбор.

Методы исследования:

- экспериментальная модель – НЕ корреляционная модель (между переменными может быть связь, но не обязательно причинно-следственная) пример: существует связь между самооценкой и успеваемостью (x=>y / x<=y / z=>x,у);

- расхождение вербального и реального поведения (парадокс Лапьера, шкала социальной желательности);

- эффект хиндсайта («я знал это заранее»; тривиальные результаты теста Поля Лазарсфельда о солдатах 2-ой Мировой войны).

Взаимодействие исследователя и испытуемого:

· эффект инструкции;

· добровольность или принудительность участия в исследовании;

· мотивы испытуемого;

· эффект исследователя: его личность и деятельность;

· типология отношений участника исследования к исследователю:

o аффективное измерение: доброжелательность / недоброжелательность исследователя;

o когнитивное измерение: опытность, информированность, компетентность исследователя / наивность, неинформированность, некомпетентность;

o обусловлено возможностями влияния исследователя на жизнь участника исследования: влиятельный / невлиятельный исследователь.

Варианты восприятия исследователя участником исследования:

1) доброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – союзник-покровитель;

2) доброжелательный, компетентный, невлиятельный исследователь – объект доброго, уважительного отношения с оттенком сожаления или снисходительности, потенциальный объект защиты;

3) доброжелательный, недостаточно компетентный, невлиятельный исследователь – потенциальная жертва беззлобных розыгрышей;

4) доброжелательный, влиятельный, но наивный и недостаточно компетентный исследователь – потенциальная жертва манипуляций для получения тех или иных благ;

5) недоброжелательный, некомпетентный, невлиятельный исследователь низкого статуса – «ищейка», потенциальный объект недобрых розыгрышей;

6) недоброжелательный, некомпетентный, влиятельный исследователь – потенциальная жертва недобрых манипуляций для получения тех или иных благ;

7) недоброжелательный, компетентный, невлиятельный исследователь – объект настороженного внимания;

8) недоброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – «профессиональный шпион» в психике обследуемого.

Пока я не люблю себя, я не смогу полюбить другого человека, не смогу дать ему то, что ему нужно, не услышите его потребности и желания.

В момент сильных эмоций важно не предпринимать серьёзных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: