Статуя хеттского царя

Музей в Стамбуле.

 

В результате этого мирного договора укрепились торговые связи между Египтом и переднеазиатскими странами. Как говорится в одной надписи этого времени, «когда люди шли по своим делам в Джахи, то они могли без страха, в радости своегосердца достигать страны хеттов благодаря великим победам царя Рамзеса». Вскоре после этого начинается упадок Хеттского государства и хеттской культуры. Хетты сталкиваются с новой грозной силой, выросшей именно в эту эпоху — с могущественным Ассирийским царством. Ассирийские цари, начиная с XII в. до н. э., совершая свои военные походы в Малую Азию, неоднократно громили Хеттское царство. Последняя часть Хеттского государства, княжество Кархемыш, было окончательно разгромлено ассирийским царём Саргоном II в VIII в. до н. э. Ослаблению и окончательному падению Хеттского царства способствовали также и нашествия «морских народов».

Хеттская культура

В настоящее время ещё труднодать систематический очерк хеттской культуры, но проблемы, которые ставятся перед исследователем при изучении хеттской культуры, представляют крупный научный интерес. Несмотря на то, что Хеттское государство в некоторые периоды своего существования достигалобольшого военного могущества и значительного внешнеполитического влияния, оно по сравнению с другими древневосточными государствами было довольно рыхлым и непрочным государственным объединением, что объясняется отсутствием достаточно прочных внутренних межплеменных экономических связей. Рабовладельческое государство хеттов образовалось на основе непрочного объединения племён, во главе которого стоял вождь наиболее сильного хеттского племени. В течение долгого времени Хеттское царство сохраняло многие пережитки этой древней организации союза племён. Однако развитие рабовладения всё больше и больше требовало укрепления государственной власти. Власть племенного вождя, объединившего в себе функции военачальника и первосвященника, постепенно приобретает характер восточной деспотии. Особа царя облекается ореолом святости. При жизни царь в качестве первосвященника совершал религиозные церемонии. После его смерти в честь царя совершался заупокойный культ и он сравнивался с божеством. Царей изображали с посохом солнечного бога. На рельефах в Язылы-кая (святилище в скалах около Богазкеойя) изображён бог грозы Тешу б, обнимающий царя как своего сына. Придворный этикет обязывал называть хеттского царя «моё солнце». Аналогичные титулы встречаются в дипломатических письмах сирийских князей в XIV в. до н. э. Так, в Хеттском государстве постепенно формируется культ обоготворённого царя, что является типичной чертой восточной деспотии.

Процессия хеттских богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: