Теория архитектуры и градостроительства как понятие

Доклад

Теория архитектуры — наука о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

Теория архитектуры охватывает разработку фундаментальных проблем архитектуры: её социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта; выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры.

Теория архитектуры рассматривает архитектуру как искусство проектировать и строить здания и сооружения, создавать материально организованную среду. Основа предмета теории архитектуры - общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы. Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).

 

Важной задачей архитектурно-пространственной композиции в градостроительстве является формирование архитектурного ансамбля. В самом
понятии архитектурный ансамбль легко прочитывается единство, тесная взаимосвязь нескольких архитектурных сооружений, составляющих вместе органическое целое. Задача создания ансамбля - это всякий раз задача на отыскание сложного, часто зыбкого равновесия архитектурных элементов. Контраст и подобие - два разных средства решения этой задачи, которые отнюдь не исключают, а наоборот, взаимно дополняют друг друга. Ансамбль начинается там, где контраст подчеркивает сходство, а сходство оборачивается контрастом. Жилые районы занимают огромные территории, не обозреваемые единовременно. Потому при проектировании ставится задача формирования системы архитектурных ансамблей, воспринимаемых в определенной последовательности, зависимо от композиционного плана. Именно в сочетании таких ансамблей, в их увязке можно наблюдать целостность и правильность выбранного решения.

Теория градостроительства изучает планировочную организацию систем расселения и населённых мест, функционирования и развития во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями особенности их формирования.

Период Раннего Возрождения

АРХИТЕКТУРА
Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется, прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.

 

Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, остававшийся недостроенным с XIV в.
В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки. Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами.

 

Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры
Особенностями ренессансных фасадов являются:
огромные оконные арочные проемы
рустовка первых этажей камнями, верхних-плитами
карнизы большого выноса
тонко прорисованные детали
(Палаццо Медичи-Рикарди 1444 - 1460, Микелоццо ди Бартоломео),

 

Дальнейшим развитием композиции дворца является палаццо Руччелаи во Флоренции, построенное в 1446—1451 гг. по проекту Леона Баттиста Альберти (1404—1472). Подобно древнеримскому Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем. Наряду с Брунеллеско и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (Росселино, Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с Тосканой и Северной Италией. Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад церкви Санта Мария Новелла, церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство и город как объект специального исследования привлекали интерес многих передовых архитекторов. Менее значительным принято считать вклад Италии в область практического градостроительства. К началу XV в. города-коммуны Средней и Северной Италии представляли собой уже давно сложившиеся архитектурные организмы. Кроме того, республики и тирании XV и XVI вв. (исключая крупнейшие — как Флоренция, Милан, Венеция и, конечно, папский Рим) не обладали достаточными средствами для создания новых крупных ансамблей, тем более, что все внимание продолжало уделяться постройке или достройке соборов, как главного религиозного центра города. Немногие целостные градостроительные начинания, как, например, центр города Пиенцы, сочетают в себе новые тенденции со средневековыми строительными традициями.

 

Вместе с попытками теоретического осмысления того, что уже было практически сделано в области градостроительства, можно отметить и попытки осуществить на деле сложившиеся теоретические градостроительные представления. Так, например, в Ферраре был построен новый район с регулярной уличной сетью; попытка единовременного создания целостного городского организма была сделана в городах Бари, Терра дель Соле, Кастро, а также в некоторых других.
(Первая Феррара, вторая Бари)

 

С ростом влияния наиболее богатых семейств их личные требования и вкусы все сильнее сказывались на архитектурном облике города в целом. Большое значение в возведении дворцов, вилл, церквей, усыпальниц, лоджий имело стремление либо увековечить и прославить себя, либо соревнование в богатстве и пышности с соседями (Гонзага — д’Эсте, д’Эсте — Сфорца и т. д.) и неизменное желание жить роскошно.

 

Новые требования объемно-пространственной организации города и его элементов покоились на осмысленном, критическом восприятии средневековых традиций, на изучении памятников и композиций античности.Основными критериями были:
1. Ясность пространсвеннойф организации
2. Логичное сочетание главного и второстепенного
3. Пропорциональное единство сооружений и пространств

Одним из первых примеров новой планировки на рубеже XV—XVI вв. может служить Феррара. Ее северная часть застраивалась по проекту Бьяджо Россетти (упом. 1465—1516 гг.). Главные линии новой уличной сети соединяли въездные ворота построенных им укреплений. Пересечения улиц были акцентированы дворцами (палаццо деи Диаманти и др.) и церквами, возведенными тем же зодчим или под его непосредственным руководством. Средневековый центр с окруженным рвом замком д’Эсте, палаццо дель Комуне и другими сооружениями XII—XV вв., как и прилегающая к нему ремесленно-торговая часть города, остались нетронутыми. Новая часть города, застраивавшаяся по указанию д’Эсте домами определенной этажности, получила более светский, аристократический характер и ее прямые широкие улицы с ренессансными дворцами и церквами придали Ферраре отличный от средневекового города облик. Недаром Буркхардт писал, что Феррара является первым современным городом Европы.

 

Планировка городов, по суждениям теоретиков градостроительства, должна была быть обязательно регулярной. Иногда авторы избирали радиально-кольцевую, иногда ортогональную, а ряд авторов предлагали проекты, сочетающие и ту и другую системы. Однако выбор планировки обычно не был чисто формальным, механическим мероприятием, так как большинство авторов обусловливали его прежде всего природными условиями: рельефом местности, наличием водоемов, реки, господствующих ветров.

Обычно в центре города располагалась главная общественная площадь, сначала с замком, а затем с ратушей и собором посередине. Торговые, культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых или обводных магистралей города

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: