Россия на международной арене

 

После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшилось ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел В. Козырев. В январе 1993г. между Россией и СШа был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше чем США.

Тем временем США все больше претендовала на роль мирового лидера.. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999г. страны НАТО под надуманным предлогом напали на Югославию. Одновременно ряд международных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширились связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999г. значительно ухудшились. Премьер-министр России Е.И. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в начале XXI в. Строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих национальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражения российского руководства, нас таивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию в 2007г.объявить мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В.В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое значение приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Серия так называемых «цветных революций», или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставили российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

 

Международные организации

Организация Объединенных Наций

Дата создания – 1945г.

Цель создания – предотвращение войн, поддержание мира на планете

Количество членов ООН – 193 государства

Штаб – квартира -Нью Йорк (США)

Руководящие органы:

Генеральная Ассамблея ООН – ежегодный съезд стран – участниц

Совет Безопасности ООН – 5 постоянных членов (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и 10 непостоянных. Постоянные члены Совета Безопасности обладают правом «veto» - запретиь любое решение Совета Безопасности. Совет Безопасности ООН может наложить на страну – нарушительницу экономические санкции, ввести миротворческие силы в зону конфликта.

Секретариат ООН во главе с Генеральным Секретарем – ведет текущую работу. Генеральный Секретарь избирается Генеральной Ассамблеей на 5 лет (не более двух сроков подряд).

 

Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС)

 

Основана в 2001г.

Страны – участницы – Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан.

Цели:

Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС — Хартии от 7 июня 2002 года — основными целями и задачами ШОС являются:

  • укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
  • взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
  • совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Структура:

  • Совет глав государств (СГГ);
  • Совет глав правительств (СГП);
  • Совет министров иностранных дел (СМИД);
  • Совещания руководителей министерств и ведомств;
  • Совет национальных координаторов (СНК);
  • Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
  • Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём.
  • Межбанковское объединение.

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств — членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: