Предоставить — представить

Одеть — надеть,

Опасный — опасливый,

Технический — техничный.

Задание 11.

Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 12.

Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание:

нетерпимый – основание – факт – бережный – методичный – статичный – одеть – усвоить – представить – проблемный – доходный – болотный – искусно – заглавный – романтичный – дипломат – цветной – каменистый – удачливый – иронический – злой –

Образец выполнения:

Командированный – командировочный.

Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).

Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)

Задание 13.

       Объясните различия в значении следующих паронимов.

       Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.

Задание 14.

Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:

А) реалистическая б) реалистичная (живопись)

А) лиричное б) лирическое (настроение)

А) скрытое б) скрытное (намерение)

А) скрытые б) скрытные (резервы)

А) обидчивый б) обидный (характер)

А) обидные б) обидчивые (слова)

А) сытый б) сытный (ужин)

А) дипломатичное б) дипломатическое (поведение)

А) демократический б) демократичный (союз, блок)

А) бедное б) бедственное (положение)

 

Задание 15.

       Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

       … молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый);

       … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый);

       … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);

       … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый);

       … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная);

       … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный);

       … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный);

       … район, мальчонка (соседский, соседний);

       … вид, … метод (эффектный, эффективный).

Задание 16.

Определите типы устаревших лексических единиц.

Зипун, перси, жандарм, придворный, десница, кольчуга, чадо, камзол, очи, отведать, тернии, длань, лобзать, гувернёр, институтка, опричник, зело, рыбарь, глаголить, ловище, тиун, вельможа, продналог, надобно, златой.

Задание 17.

Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

  1. Ланиты
А. Грудь
  1. Чело
Б. Шея
  1. Выя
В. Живот
  1. Перси
Г. Лоб
  1. Чрево
Д. Щеки

Задание 18.

       Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.

  1. Зодчий
А. Воин
  1. Бражник
Б. Колдун
  1. Витязь
В. Архитектор
  1. Волхв
Г. Рулевой
  1. Кормчий
Д. Пьяница

Задание 19.

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

После войны надо было возводить разрушенное хозяйство.

Все дети страшно обрадовались.

Этому вопросу уделяли серьезное значение.

Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте.

Необходимо умножать темпы заготовки кормов.

Большое внимание будет оказано благоустройству города.

Большая половина игры уже прошла. 

Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

Задание 20.

Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.

Сдается квартира с ребенком.

Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай за дровами по проволоке.

В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.

Задание 21.

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Образец выполнения:

Соответствуют языковой норме Не соответствуют языковой норме
1. … 1. …

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.

Задание 22.

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов:

Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

Задание 23.

      Выделите диалектизмы в отрывках из «Поднятой це­лины» М. Шолохова.

      1. Умные люди ишо на фронте подсказали, больше­виком вернулся. 2. Надо было опосля обеда прийтить. 3. «Подсоблял» Лапшинову Никита Хопров: задаром пахал, волочил, совал молотилке лапшиновскую пшеницу, стоя зубарем (подавальщиком). 4. C база пошел в новых шароварах с лампасами, в сапогах с рыпом. 5. Я стал к агрономам прислухаться. 6. Федотка, чикиляя (прыгая) на одной ноге, про­кричал. 7. Буйно росли травы, понимались (паровались) птицы и звери.

Фразеология

Задание 24.

Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от степени их семантической слитности. По возможности подберите соответствующие эквиваленты из других языков.

Как по маслу, мамаево побоище, в добрый час, белый свет, бить в набат, без царя в голове, владеть пером, кануть в воду, азбучная истина, дать слово, долгая песня, загнать в тупик, к шапочному разбору, как зеницу ока, лезть на рожон, отложить в долгий ящик, от корки до корки, вернуться к разбитому корыту, ходить фертом, устроить тёмную, наводить тень, сбрасывать со счетов, как сыр в масле, выйти из строя, лыка не вяжет, довести до белого каления, сесть в калошу, тертый калач, днем с огнем, лясы точить, вывести на чистую воду, сматывать удочки, тянуть канитель, мыслю значит существую, держи язык за зубами, на короткой ноге, сломя голову, лебединая песня, брать в толк.

 

Задание 25.

Постройте синонимические ряды и данных фразеологизмов.

От корки до корки; оставаться на бобах; не лыком шит; ни кола, ни двора; гроша медного не стоит; поддать жару; тише воды ниже травы; держать ухо востро; ни рыба, ни мясо; во всю ивановскую; в рот воды набрать; от аз до ижицы; гол как сокол; грош цена, дрожать как осиновый лист, держать ушки на макушке, жить как собака; задать пару; скатертью дорожка; без сучка и задоринки; отрезанный ломоть; заморить червячка; знать толк; ни свет, ни заря; будто сквозь землю провалился; кануть в Лету; рожки да ножки; ни богу свечка, ни черту кочерга; чуть свет; подложить свинью; и след простыл; на все четыре стороны; как семечки щелкать; тертый калач; звонить во все колокола.

 

Задание 26.

Постройте антонимические пары из данных фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды ниже травы; в рот воды набрать.

 

Задание 27.

Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.

 

Задание 28.

Определите происхождение фразеологических оборотов. Выпишите их по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование.

Без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; без руля и без ветрил.

 

Задание 29.

Подберите к видоизмененным пословицам, поговоркам, фразеологизмам их основной вариант или синоним.

Луковое счастье; не плюй в калошу – пригодится в нее садиться; на «халяву» и «Рама» – сливочное масло; в гостях хорошо, дома плохо; не суй свой взнос не в свое дело; ищи негра ночью; ученье – свет, а неучёных – тьма; что посеешь, то уже не найдёшь; сколько волка не корми, а он все равно ест.

На яму не напасешься хламу; сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит; что с воза упало, то пропало; что посеешь, то и пожнёшь; ученье – свет, а неученье – тьма; ищи ветра в поле; не суй свой нос не в свое дело; сесть в калошу; не плюй в колодец – пригодится воды напиться; горе луковое.

Фонетика

Задание 30.

Поставьте ударение в словах, докажите, что оно разноместное и подвижное; выполните их транскрипцию:

Аргумент, алфавит, атмосфера, высоко, верба, гектар, добыча, документ, жестоко, жизненный, злоба, изредка, инструмент, катастрофа, квартал, кожух, крапива, красивее, кремень, километр, намерение, огурчик, партер, предмет, свободнее, ступень, средства, сироты, ходатайство, цыган, убранство, щавель.

 

Задание 31.

Произнесите слова, обнаружьте позиционные чередования.

Слов – слова, дом – дома, весны – весна, просить – просьба, косить – косьба, бабушка – бабка, губы – губ – губка, шуба – шубка, травы – трав – травка, мармеладный – мармелад – мармеладка, ходить – уход – находка, снега – снег, ожог – ожоги, сапог – сапоги.

Молотить – молотьба, женить – женитьба, труба – трубка, удавить – удав – удавка, шоколадный – шоколад – шоколадка, лошади – лошадь – лошадка, предлог – предлоги, залог – залоги, итоги – итог, супруга – супруг, расписать – расшить.

 

Задание 32.

Перепишите, выделите корни; подчеркните исторические чередования гласных.

Взор – воззрение – озираться, день – дневной, ельник – ёлка, заведёт – заводит, затёрли – затрут – затирают – затор, зодчий – создать – созидать, истекли – истёк, испекли – испёк, коснуться – касаться, лён – льна, пожнёт – пожал – пожинает, посол – послать – посылать, предложить – предлагать, седло– седла – сидеть, сон – сна, соберу – собрать – собираю – сбор.

Брызгать – брызжет, берег – прибрежный, глодать – гложет, молодой – моложе, дремать – дремлет, греметь – гремлю, колебать – колеблет, любить – люблю, мазать – мажет, друг – удружить, вообразить – воображение, возразить – возражение, искать – ищет, треск – трещотка, писк – пищать, пахать – пашет, махать – машет, послать – пошлёт, плясать – пляшет, хлопотать – хлопочет, хлестать – хлещет.

 

Задание 33.

Сколько звуков обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю в словах?

Яркий, мёл, вьёт, маяк, мять, люк, ёлочный, сяду, моя, береста, юла, мясной, ребята, жюри, бьют, жёлтый, желтеть, ружья, рюкзак, яма, вялый, мяч, фея, сёстры, звезда, еловый, ёрш, моё, юшка, вьюн, въезд, ездить, меньший, люди, сафьян, дарю, ерунда, мел, креветка, ярость, берёза, янтарный, ёрничать, есть, перегнуть, память, говорю, юродивый, своё, еда, метёлка, ничья, сиденье, вероисповедание, провёл, дюжина, юрта, скорее.

 

Задание 34.

Разграничить слова на 2 группы: а) слова, в которых ударение различает лексическое значение; б) слова, в которых ударение различает грамматическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: